Лаборатория мифов и ритуалов

Недавно мы вместе с коллегой и единомышленником равом Тамиром Зальцманом (JCBB/RAJE/MBJC) создали лабораторию по изучению древних и развитию современных аспектов еврейской глубинной мудрости.
Сегодня мы приоткроем завесу над «кухней» и разберем одну из самых перспективных тем, которыми мы занимаемся. Тема эта — «Миф и ритуал» — имеет наиболее противоречивый имидж в восприятии наших современников. Кстати, ее аббревиатура образует слово «мир». И это не случайно.
Освоив эти два процесса (а миф и ритуал — это не статические объекты, а динамические процессы), человек становится хозяином мира, в первую очередь — своего внутреннего мира, но наиболее опытные смогут освоить и более масштабные просторы.
Начнем с трудной судьбы этих понятий.
Для человека, воспитывавшегося в парадигме «Современность — враг дремучести», слова «миф» и «ритуал» были главными ругательствами. Эти двумя словами клеймили иудаизм. Назвав Тору мифом, а Заповедь — ритуалом, наивный человек-«Б-гоборец» (духовный наследник Евсекции) считал, что он покончил с устаревшим наследием прошлого.
А теперь мы сделаем шаг назад.
В детском сознании миф и ритуал являются ключевыми строительными материалами. Читая сказки (они же разновидности мифов) ребенок «загружал» в свое подсознание модели мироздания, архетипы и символы. Выполняя как ритуалы базовые действия (яркий пример — процедуры пробуждения и отхода ко сну) ребенок воспитывал внутреннюю дисциплину и «строил себя».
Но здесь произошла «двойственная скользкость».
То, что миф и ритуал являются главными процедурами «выращивания» ребенка, стало компроматом для подростка — человека с сочетанием логически-критического мышления и бунтарского отношения к жизни.
Одной из программ, заложенных в подростке, является «отлепление» от родителей. И так как миф и ритуал — это инструменты, которыми «командуют» родители, то подросток с водой выплескивает и младенца: бунтуя против родителей, подросток отвергает и миф, и ритуал.
При этом в ХХ веке западная ветвь человечества проходила этап подросткового бунтарства. С одной стороны, человечество стало логично-критичным, а с другой стороны — оно отвергло механизмы прошлой эпохи.

Новая жизнь мифа и символа
Но, говорит каббала, «швират келим» (разбиение сосудов), он же кризис, — это алгоритм прихода нового знания. Сначала мы отвергаем старые ресурсы, а потом мы к ним возвращаемся, но уже на более глубоком уровне.
Так наиболее современные научные исследования показывают, что миф и ритуал — это одни из самых мощных и «продвинутых» мета-технологий по эволюционированию и трансформации сознания.
Происходит тшува (в переводе с иврита — возвращение) к «старым» ресурсам, но они уже становятся новейшими и эффективнейшими средствами.

Семейное измерение
Эта тема — безразмерная. Мы коснемся ее семейного измерения.
Каждая семья должна создать и использовать свои семейные мифы и ритуалы. При этом «мифостроителем» является муж, а «ритуалостроителем» — жена.
Назовем несколько базовых постулатов. Главным источником семейного мифа является трансформированная биография дедушек и бабушек, прошедшая через «руки» родителей. Заповедь из Торы «Расскажи сыну своему» включает в себя и семейный миф.
В мифе — два главных измерения. Первое — позитивно-ресурсное — включает в себя достижения наших «предков». Второе — драмо-трансформативное — включает травматические эпизоды, которые мы используем как трансформирующие.
Сейчас мы готовимся к открытию «сервиса» — мы сможем помочь семьям в созидании их ключевых мифов, перерабатывая их семейные истории.
Наиболее интересным местом реализации ритуалов является кухня. Семейные блюда  становятся не просто источником калорий, но и формами строительства семьи.
Миф  выращивает через архетипы и символы ритуал — строит через практики и дисциплину.
Тора указывает источник мифов в ключевой фразе «Лех леха». Смысл — «ИДИ [от события] к его мета-смысловому уровню ОТ ЗЕМЛИ, МЕСТА РОЖДЕНИЯ, ДОМА ОТЦА. Это — три главных измерения, с помощью которых выращивается «мифосхема» бытия.
В результате МИРовых ресурсов мы создаем из себя и членов своей семьи «нового» глубинного человека — хозяина своего внутреннего мира и источника благословения для окружающих.
О деталях МИРотворчества — на сайте www.meirbruk.com.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора