«Quod licet Obama, non licet Romney»
Недельная поездка очевидного кандидата республиканцев в президенты, бывшего массачусетского губернатора и бизнесмена Митта Ромни за океан вызвала ожидаемую реакцию американских СМИ, большая часть которых тяготеет к демократам.
Когда в 2008 году аналогичную поездку совершил их любимец, опора и надежда Барак Обама, агентство АР поспешило с восторгом сообщить, что «сердца людей по ту сторону Атлантики завоевали не только молодость, красноречие и энергия Обамы» и так далее, словно речь шла о рок-звезде. Республиканец Ромни, который в том же качестве с 25 по 31 июля посетил Англию, Израиль и Польшу, удостоился совсем другой оценки.
По подсчетам вашингтонской организации Media Research Center, которая не скрывает, что создана для «документирования, публикации и нейтрализации предвзятости либеральных СМИ», наши ведущие телекомпании ABC, CBS и NBC посвятили поездке Ромни 21 вечернюю передачу, из которых 18, т.е. 86%, были критическими. Практически все они говорили про «дипломатические ошибки» ставленника Республиканской партии, от его «золотой опрометчивости» по поводу Олимпийских игр в Лондоне до «оплошности» в Тель-Авиве, которая обидела палестинцев. В первом случае Ромни с его опытом организации зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити 2002 года, раскритиковал принятые меры безопасности Олимпиады в Лондоне. Во втором случае он на встрече со своими израильскими сторонниками заявил, что уровень жизни в Израиле гораздо выше того, как живут на своей автономной территории палестинцы, и «все дело в разнице культур». И то и другое было сущей правдой, но, согласно античной присказке про Юпитера и быка (Quod licet Jovi, non licet bovi), что дозволено ослу демократов, нельзя слону республиканцев.
26 июля ведущий программы АВС «World News» Джош Эллиот иронически сообщил, что «в Лондоне начинается война слов, как называют золотую опрометчивость Митта Ромни». Ирония Эллиота, в свою очередь, была вызвана интервью с ведущим программы NBC «Nightly News» Брайаном Уильямсом. Интересно, что накануне, 25 июля, Уильямс в своей программе не упомянул об этой «опрометчивости» Ромни, но наутро увидел, что один лондонский таблоид написал о ней, и поспешил в своем шоу риторически спросить, как случилось, что заморский визит Ромни «оскорбляет столько людей в Лондоне?» В тот же вечер ведущий программы CBS «Evening News» Скотт Пелли вплел свое лыко в эту строку, заявив, что поездка привлекает внимание «не тем, чем нужно», а замечания бывшего губернатора следует считать «дипломатическим промахом».
Поездка Митта Ромни продолжалась, и ноздря в ноздрю с ней бежала его телехула. Европу терзал экономический и финансовый кризис, но 27 июля ABC и CBS в своих новостях сделали упор на то, что автокортеж Ромни в Лондоне застрял в пробке. Марк Филлипс из CBS назвал это «очередной неприятностью», а когда Ромни посетил Израиль, 29 июля в хор его критиков вступил корреспондент программы CBS «Evening News» Джефф Глор. «После грубой первой остановки своего семидневного заморского визита Митт Ромни надеялся, что в Израиле дело пойдет лучше, чем в Англии, — сообщил Глор зрителям. — Но и этот день не оказался без ошибки». Ошибка же Ромни, по мнению CBS, заключалась в его заявлениях, что столицей Израиля должен остаться Иерусалим, что Ирану пора дать по рукам, а не стремиться пожимать эти руки, а «разница культур» израильтян и палестинцев очевидна так же, как разница культур США и их латиноамериканских соседей в Мексике, Чили и Эквадоре.
За семь дней поездки Митта Ромни три упомянутых кита американского телевидения уделили ей в общей сложности 53 минуты, не считая времени на рекламу. Можно сравнить, что в июле 2008 года о такой же поездке Барака Обамы по Европе и Ближнему Востоку они вещали 92 минуты в течение 8 дней. Тогда молодой сенатор Обама тоже посетил Израиль, где попытался показать свою жесткость по отношению к Ирану и заявил репортерам что «его» сенатский комитет по банкам настаивает на санкциях против иранских счетов. Вышла накладка, так как Обама никогда не был членом этого комитета, но в вечерних теленовостях этого никто не заметил. Зато было отмечено, что к Стене Плача в Иерусалиме христианин Обама подошел в белой ермолке, которую не надел мормон Ромни через четыре года.
Когда Барак Обама прибыл в Берлин, тот же Брайан Уильямс от восторга чуть не выпрыгнул из собственной обуви. «Этот человек из Чикаго в штате Иллинойс, первый афроамериканец, когда либо выдвинутый Демократической партией в президенты, — сообщил он из столицы Германии в программе «Nightly News» 24 июля 2008 года, — собрал в центре Берлина толпы народа, прибывшего в этот город, чтобы быть поближе к нему, чтобы услышать его слова…» Стоявшая рядом с Уильямсом корреспондент NBC Андре Митчелл поддакнула, что это зрелище не поддается сравнению, а тогдашняя ведущая программы CBS «Evening News» Кэйти Кьюрик заявила, что «Барак Обама протянул Европе руку дружбы».
Но вернемся к поездке Митта Ромни, которую Брайан Уильямс из NBC подытожил как неделю «противоречий, оскорбленных чувств и вздорных выходок». Последнее относилось к случаю в Польше, где помощник Ромни велел «заткнуться» журналистам, которые выкрикивали вопросы американскому гостю, когда он покидал Могилу Неизвестного Солдата в Варшаве. Особо отметив это, репортер NBC Питер Александер заключил, что поездка Митта Ромни «была омрачена промахами», а сам экс-губернатор «обидел принявших его организаторов Олимпиады [в Лондоне] и палестинских лидеров».
Можно, конечно, допустить, что появление «первого афроамериканца, когда-либо выдвинутого Демократической партией в президенты» США, в Старом Свете приняли с политическим восторгом, граничащим с зоологическим любопытством. Можно учесть, что нелюбовь либералов к консерваторам во главе с президентом Бушем была в 2008 году типичной по обе стороны Атлантического океана. Но при этом нельзя не констатировать гигантский двойной стандарт отношения наших беспристрастных СМИ к левым и правым претендентам на Белый дом. Древнеримское кредо про Юпитера и быка хорошо, хотя в честной журналистике неприменимо. Но кто сказал, что журналистика, которую считают второй древнейшей профессией, должна быть честной? «Quod licet Obama, non licet Romney».