Мы недавно разбирали тему — как евреям найти место в мире с учетом новых реалий. Была написана серия материалов под условным названием «Коэн и коуч», которую читатели могут прочесть на сайте www.meirbruk.com.
Мы осветим один из самых важных аспектов этой темы. Евреи «раскололись» на две основные группы. Первая — религиозные евреи, которые стремятся к бóльшей святости в своей жизни и в мире. Вторая — в основном светские евреи, которые стремятся к творчеству и инновациям. Первые стремятся к замкнутости и отделенности от нееврейского мира, вторые стремятся к открытости и связям с нееврейским миром. На первый взгляд, эти две категории выглядят далекими друг от друга. Они смотрят друг на друга с неприязнью, и кажется, что такой раскол еврейства необратим и ситуация неизменна.
Мы разберем ключевой вопрос: можно ли так построить ситуацию, чтобы обе группы нуждались друг в друге и чтобы из оппонентов они стали партнерами, придя к новому уровню единства еврейского народа. Итак, «зачем коэну нужен коуч, и зачем коучу нужен коэн»?
Начнем с более актуального для в основном светских читателей вопроса: зачем творческому человеку опыт еврейской традиции?
Говорит каббала, что большинство творческих и инновационных процессов содержат в себе искры добра и клипот (скорлупа) зла. Ножом можно делать салат, а можно ранить человека. Атомный распад дает энергию и дает бомбу. История Советского Союза — это замысловатая комбинация добра и зла. Психотехники могут вылечить, а могут навредить.
Каббалистическая система бирур (разделение) учит, как разделить добро и зло. С помощью еврейской практики бирура мы можем очистить творческую систему от клипот («откошеровать»), обезопасив мир от негативных аспектов творчества.
Второй аспект — освоение новых смыслов. Тора — это не просто книга рассказов о событиях старины. Тора содержит мощную коллекцию смыслов, которые могут развить глубокую идею. Применяя идеи из Торы к творческим идеям, мы значительно обогатим сам творческий процесс.
Еще более мощное влияние на творчество оказывают каббалистические схемы. Каббала позволяет развернуть и оживить глубинные уровни творчества. На английском языке можно прочесть об этом на сайте www.communityofreaders.org.
Существует еще один очень важный аспект. Еврейская мудрость может быть очень ценна для личной жизни творческих людей.
К сожалению, очень часто творческие люди в личной жизни сталкиваются с гигантскими трудностями. Знание еврейской традиции поможет и в налаживании супружеских отношений, и в воспитании детей.
А теперь рассмотрим, чем современные новаторские подходы могут помочь религиозному человеку.
На самом простом уровне существует много целительных систем, которые помогут религиозному еврею в аспектах здоровья. Также hi-tech новинки помогают учить Тору с помощью аудио-, видео- и интернет-технологий.
Но есть и более глубинные аспекты.
Практики управления вниманием (в частности, с помощью медитаций и др.) помогают лучше удерживать концентрацию во время молитвы, чтения благословений и учебы. Также существует множество психотехник, которые идеально вписываются в субботнее времяпрепровождение, делая Шаббат более насыщенным и интересным.
Особенно ценными являются методы работы с подсознанием. У религиозного человека в подсознании (так же, как и у светского) скрывается немало психотравм и барьеров. И проработка этих травм позволяет расчистить путь к восприятию Вс-вышнего, отношению к самому себе и к ближним (в частности — улучшить отношения в семье).
В вопросах супружества и воспитания детей идеальным является сочетание религиозных и психологических подходов, так как они дополняют друг друга.
Современные соматические подходы (работа с телом) позволяют более активно включить в религиозную практику наши телесные ощущения. Мы можем научиться ощущать связь с Б-жественным через телесные ощущения (большой специалист в этом — Арье Бродкин).
Если мы обогатим иудаизм новыми направлениями, то мы «помирим» его с множеством евреев, которые, «обидевшись» на закрытость иудаизма, ушли искать истину в другие системы.
«Динамичный» иудаизм (КОЭН + КОУЧ) не только будет использовать знания из дружественных систем, но и поможет с помощью каббалы изучать глубже эти системы, благодаря чему станет привлекательным для творчески ищущих евреев.