Иегуда Ерушалми
Чудище – обло, огромно, стозевно, зачатое майской ночью грязного блуда Ликуда с Кадимой, совокупившихся в как бы спонтанном, но давно подготовленном соитии, не вместилось между кручами теснин, и на десятой неделе абортировалось. Большая коалиция, о необходимости которой так долго талдычили израильские большевики всех политических мастей, с треском развалилась, не успев, хвала Господу, натворить чего-нибудь непоправимого. Разрушительница Кадима, истекая кровью, переползала в ставший ей родным дом оппозиции, в котором уже властно хозяйничала старуха Авода.
И все вернулось на круги своя: сплетни о близких выборах, закулисные интриги по отторжению от Кадимы и использованию для трансплантации в социально близкие партии более-менее живучих разнородных ее кусков … Партийная жизнь, одним словом. Вернее – антипартийная возня. Хотя, как считают некоторые товарищи, лучшей системой управления государством является парламентская, а она компонуется из партий и фракций. Нет ничего идеального в мире!
Из-за панического бегства из коалиции растерзанной Кадимы образовалась юридическая дыра вместо дурного закона, но, все-таки, закона Таля, приговоренного к смерти с 1 августа. Вся политическая борьба последних двух-двух с половиной месяцев, кипевшая вокруг него под двумя основными лозунгами: по-солдатски четким — «В армии должны служить все!» и по-чиновничьи подспудным — «Заменим закон Таля аналогичным и ничего не меняющим» закончилась пшиком. И думаю, что это не так уж плохо, ибо эти лозунги слишком экстремистские, чтобы служить эскизами закона.
Первый из них, в переводе на нормальный язык, имевший три значения: «Ортодоксы должны служить в армии», «Арабы должны служить в армии» и «Арабы и ортодоксы должны служить в армии» отражал точку зрения светского Израиля, несущего, пока что, большую часть бремени защиты Родины. Но как и любой популистский лозунг, он приобрел совершенно четкую политическую окраску — левую, в данном случае, сохранив лишь первое значение, оставив арабов за скобками и принципиально игнорируя как левых отказников, косящих от службы по «идейному» нежеланию служить в «оккупационной» армии, так и ортодоксов — религиозных сионистов («вязаных кип»), все более завоевывающих реальный вес в вооруженных силах, практически сравнявшийся с уровнем светских воинов.
Второй же – чисто политиканский, рассчитанный на поддержку религиозного электората, стройными рядами голосующего согласно указаниям соответствующего рава. Кому охота ссориться с таким электоратом, когда до выборов, остается, максимум, месяцев 15. А, ведь, есть прогнозы, что всего полгода!
Короче, закон Таля умер, да здравствует Закон! Старый, по которому все граждане определенного возраста и состояния здоровья обязаны отслужить в народной Армии ЦАХАЛе до трех лет.
Вообще-то говоря, я сейчас это пишу, но не уверен, что за оставшуюся до конца месяца пару дней вырвавшийся из теснин на простор Биби, на голодный желудок поста 9 ава, не придумает какую-то хитроумную комбину, импровизацию, которая, как говорил мой давний начальник, «погонит зайца дальше». Тот, тайный майский блуд с Кадимой — примером.
Выскажу, все-таки, свое скромное мнение рядового избирателя по теме. С одной стороны, я сочувственно отношусь к претензиям групп, требующих выравнивания обязанностей граждан по несению воинской службы. К разным «фраерам». Но вместе с тем прекрасно понимаю, что не нужны сегодняшней армии ни «харедим» (неправильно, и полагаю, преднамеренно неправильно, в атеистической ненависти называемые прогрессивной прессой «ортодоксами» — понятием гораздо более широким и включающем в себя, в частности, религиозных сионистов), ни, тем более арабы.
Начну с арабов. Хорошо зная ментальность мохаммедан, ибо, как-никак доживаю в контактах с ними уже седьмой десяток, не хочу видеть их в подразделениях еврейской армии с оружием в руках. Ибо такая ситуация по-русски называется «пустить козла в огород». Арабы с трудом осваивают техники и технологии индустриального и постиндустриального производств, но легко справляются с примитивными в управлении современными средствами массовой коммуникации и обращением с оружием. Не хочу, чтобы мы своими руками вооружали пятую колонну, неминуемо ударящую в спину! С моей точки зрения, государство должно проводить целенаправленную политику, создающую в их умах и душах идею «Надо ехать!» и вектор – в арабские страны. Это тем более актуально в период организованной из Овального кабинета арабской смуты, которая неизвестно, сколько продлится, но, безусловно, приведет к усилению арабской юдофобии и антиизраилизма. А насчет способов генерации идеи «Надо ехать!» тоже знаю не понаслышке, сам через это проходил пару десятков лет назад. В частности, имея заключение комиссии Леви о том, что Израиль не является оккупантом Иудеи и Самарии и не может таковым быть в принципе, израильское руководство должно усиленно застраивать и заселять эти наши земли, а от владельцев частных земель потребовать в течение относительно короткого срока предъявления на них документов. И, рассмотрев бумаги профессионально, критически и по сути, и установив их юридическую достоверность, зарегистрировать земли за хозяевами. Голь на выдумки хитра, а техника ныне продвинута. Нарисовать можно все, что угодно: хоть диплом, хоть метрику, хоть купчую…
Но пока суд, да дело, необходимо принудить арабов к несению альтернативной службы государству в течение срока, соразмерного со сроком воинской службы. Или, как предлагают некоторые, обложить на определенный период повышенной ставкой налогов. Ведь, именно арабский сектор получает от Службы Национального страхования (Битуах Леуми) пособий в 20 раз больше, чем платит туда взносов (http://izrus.co.il/obshina/article/2012-07-09/18407.html)! Возможно, кстати, что и такая мера послужит арабам толчком к идее «Надо ехать!».
Теперь о харедим. Приговоренный к смерти закон Таля, был, по идее, направлен, прежде всего, на вовлечение учащихся ешив в жизнь общества и государства. Армейская служба представлялась первой ступенью этого действия. Хотели, как лучше… А получилось – за десятилетие действия закона, в армии отслужили несколько тысяч харедим призывного возраста – капля в море. Дело в том, что ядром закона была отсрочка ешиботникам от армии до 23 лет. А затем ешиботник мог решить на выбор: идти ли ему в армию, работать ли или продолжить изучение Торы. Естественно, большинство, подавляющее большинство предпочитает изучать Тору. Если же редкий ешиботник долетает до ЦАХАЛа, то служба его (совмещенная с продолжением изучения Торы) обставлена массой условий и требований. К тому времени он, как правило, женат и имеет нескольких детей, а это – детские пособия, выплачиваемые из бюджета армии. Строжайший кашрут, превосходящий обычный для армейских условий. Требование об отсутствии какого бы то ни было присутствия женперсонала в радиусе, не знаю, скольких километров. Слабая физическая подготовка и низкое общее образование. Поэтому армейское командование не шибко горит желанием иметь харедим в своих рядах. Разве что, политики, перерожденные из отставных начальников генштаба?
Я на днях, случайно разговорился об этой проблеме с равом-хареди, контролирующим кашрут у нас на мельнице. Сам он, хоть человек и работающий, отметал вначале мои доводы, что изучением Торы как пожизненной профессией должны заниматься лишь люди, обладающие к этому повышенной склонностью и талантом, а не все потомки вечных ешиботников. Я говорил ему, что Израиль – единственное место в мире, где вечное ешиботничество поощряется и субсидируется государством. – Он в ответ: «А где же еще изучать Тору, как не в Эрец Исраэль?» — «Да, — отвечал я, — но в разумных пропорциях! И смотри: в автобусах висит цитата из Торы: Перед сединами встань! Почему же мальчишки — ешиботники не следуют этому простому правилу? Мы, советские пионеры, были приучены. И стоим рядом я — светский, насчет которого их подучили, что я – гой, и такой же почтенный рав, как ты, седовласый и седобородый. И не знают они, не хотят знать, что мы с тобой равно евреи, в рамках классификации «арбаа миним». И не встают перед нашими сединами. Хотя, я не раз проверял – прекрасно знают, что упомянутый текст из Торы, а не из инструкции автобусной компании. Так чему они учатся в ешивах, если даже в таких простых вещах Торе не следуют? За что я, налогоплательщик, отдаю деньги? Хочется же, чтобы изучающие Тору, излучали ее свет, а не примитивное хамство!
Тут вмешался молодой, в армии отслуживший. «А кто, — спрашивает, — должен вас защищать от арабов?» И рав наш повел речь к тому, что его община, состоя в гражданстве Страны, видит в этом чисто формальный акт. Государство, мол, создано не Машиахом, потому оно не вполне настоящее. А когда будет Государство Машиаха, то он лично и защитит. И на все воля Божья!..
«Так вы продолжаете жить в галуте?» — Не удержался я. — «Да в галуте! Пока не пришел Машиах, в галуте. А ты не в галуте?» — «Нет, — говорю, — я в Эрец Исраэль, Земле Израиля! Хотя, мозги мои навеки галутом пропитаны, и от этого уже никуда не деться, хоть и стараюсь…»
Вот такая беседа. И я понял, что если мы хотим вовлечения харедим в общественную жизнь, а это необходимо, ибо они – наиболее плодоносная часть еврейского общества, и через лет 10-15 они станут абсолютным большинством, то надо начинать с помощи им выйти из теснин ешиботного галута. Не знаю, что делать с их галутом духовным, в котором они, хоть и в материальном недостатке, но с душевным комфортом прозябают, но в общественно-полезную трудовую деятельность их вовлечь необходимо. Прежде всего, надо в обязательном порядке ввести для них общее, как говорили в старину, «реальное» образование. Их апологеты утверждают, что изучение Талмуда развивает мозги до невероятного уровня. В таком случае, им ничего не стоит усвоить «реальные» дисциплины и выйти с этим багажом на рынок труда. Во-вторых, государству нужно упорядочить изучение Торы, оставив для «вечных ешиботников» ограниченное, намного меньше нынешнего, количество субсидируемых вакансий. Только для самых талантливых. Как в любой науке.
А то, смотрите, что получается, личное наблюдение. За последние лет пять, с начала мирового кризиса, в Израиль совершили алию множество американских харедим. Молодых. В доме, где я живу, они выкупили примерно половину квартир. Разговаривая с некоторыми, я понял, что это – солидарная волна. Их родители, живущие с каких-то старых бизнесов, из-за кризиса потеряли способность тянуть большие семьи и нашли решение в том, чтобы отправить сыновей в иерусалимские ешивы. На квартиры средства им наскребли. А дальше – содержание их легло на плечи израильского налогоплательщика через Министерство религий и Битуах Леуми…
А вы – об армейской службе! Да этих ребят, для начала надо бы научить жить на свои, кровные. Ну, а армия? А армия – потом, следующий этап. Причем, через полосу, думаю, времен обязательной альтернативки. Главное -без спешки и кампанейщины.
Иерусалим 29.07.12
Фотографии из интернета.
Инна Костяковская
28 Июль 2012 в 21:29 (Редактировать)
Отличная статья. Нельзя заставить служить “харедим” насильно. “Аливай”, чтобы приняли закон хотя бы об альтернативной службе. О “пятой колонне” я вообще молчу – достаточно вспомнить, как вооружил Израиль палестинскую полицию.
Мой сын был десантником на Второй Ливанской. Когда они вышли из Ливана, мы поехали к ним, в один из кибуцев на границе. Не резервисты- мальчишки девятнадцатилетние, их автоматы, гранаты, и сумки валялись прямо на полу, как разбросанные игрушки. За месяц я постарела на десять лет…
Но я не об этом. Наверное, главное- это мотивация. Понимание того,что если ни ты, то больше некому.
Спасибо за нужную, своевременную статью!
Реб Иегуда — 100%-е попадание в десятку. Солидарна с каждым словом.
«Их апологеты утверждают…
«надо в обязательном порядке ввести для них…
Genosse Polihaev!