Дважды наш народ пережил разрушение Иерусалимского Храма и изгнание из Израиля. Несмотря на то, что эти трагедии отдалены друг от друга шестью с половиной веками, тем не менее обе пришлись на один и тот же день еврейского календаря — девятый день месяца ава, потому этот траурный день так и называется на иврите — Тиша бе-Ав.
Два разрушения в один день — это не случайное совпадение, ибо в этот же самый день 9 ава наш народ плакал в Синайской пустыне, желая вернуться в египетское рабство. «Плакали понапрасну, а будете плакать на самом деле в этот день на века!» — ответил им Всевышний.
Отказавшись от земли Израиля, евреи посеяли семена трагедии, которые дают всходы в этот день уже более трех тысячелетий. В этот день выходцы из Египта отправились в сорокалетнее изгнание в пустыню, были разрушены оба Храма, пала крепость Бейтар, был распахан разрушенный Иерусалим, были изгнаны евреи Англии, Испании, Франции…
В этом 5772 (2012) году траурный день 9 Ава выпадает на воскресенье, 29 июля. Пост начинается с захода солнца в субботу вечером 28 июля (8:15 вечера) и заканчивается 29 июля (9:01 вечера).
2 комментариев к “Траур по Иерусалиму”
Обсуждение закрыто.
Что можно изучать во время поста 9 ава?
Уважаемый раввин! Что можно учить 9 ава, в день, когда запрещено изучать Тору? С уважением, Вольф.
Отвечает Рав Бенцион Зильбер:
День 9-го Ава — это день траура по разрушению Храма. Изучение Торы радует сердце и, поэтому, в день траура запрещено изучение Торы, кроме траурных отрывков.
Итак 9-го Ава можно учить Мидраш Эйха, тяжёлые части пророка Иермиягу, книгу Йов, комментарии на них, и в Талмуде — в трактате «Моэд Катан» главу «Элу мегалхин» о законах траура, рассказы о разрушении Храма в трактате Гитин.
http://toldot.ru/urava/ask/urava_642.html
Законы поста 9 ава, приходящегося на исход субботы
Рав Лейб-Нахман Злотник, из цикла «Законы периода 17 Тамуза—9 Ава»,
Что делать, если пост 9 ава начинается сразу после субботы?
1. В те годы, когда канун поста 9 ава приходится на будни, тот, кто собирается есть после «разделительной трапезы» — סעודה מפסקת, обязан сказать вслух, что с завершением этой трапезы он не принимает на себя пост. В противном случае сразу по окончании סעודה מפסקת автоматически вступает в силу пост.
Когда канун 9 ава выпадает на субботу, не устраивают разделительной трапезы. После третьей субботней трапезы разрешено есть и пить до захода солнца.
2. В субботу запрещена подготовка к будням. Поэтому если на вечернюю молитву 9 ава выходят из дому до выхода звёзд, запрещено брать с собой сборник «Плачей» — קינות, свиток «Эйха» — איכה מגילת , матерчатую или резиновую обувь, низкий стульчик.
3. Сменить субботнюю одежду на будничную, а кожаную обувь на матерчатую, резиновую и т.п. разрешено только после выхода звёзд. Перед этим необходимо сказать, не упоминая имени Всевышнего: «благословен Тот, Кто отделяет святое от будничного» — «ברוך המבדיל בין קודש לחול» . Те, кто в расчётах времени следуют мнению Рабейну Тама, также должны в момент выхода звёзд, указанный в календарях, сказать «Благословен Тот, Кто отделяет и т.д.», переодеться в будничную одежду и сменить обувь, но в тоже время они должны придерживаться всех субботних запретов до времени выхода звёзд согласно теории Рабейну Тама. Поэтому до наступления субботы они должны вынуть из карманов будничной одежды предметы, которые запрещено переносить в субботу — מוקצה .
4. В начале вечерней молитвы говорят тихо и со скорбью «והוא רחום» , хазан говорит «Борху» — ברכו, и после того, как община ему ответила, габай синагоги говорит «Благословен Тот, Кто отделяет и т.д.» (если он не произнёс это благословение дома, снимает занавес со шкафа, где хранится Тора — פרוכת , убирает субботние скатерти и уменьшает освещение в синагоге.
5. Тот, кто до вечерней молитвы не сказал «Благословен Тот, Кто отделяет святое от будничного» и в вечерней молитве исхода субботы забыл сделать вставку об «отделении святого от будничного» — אתה חוננתנו , должен сразу, как вспомнит об этом, сказать «Благословен Тот, Кто отделяет».
6. После молитвы «Амида» хазан говорит Кадиш. Какой именно вид Кадиша произносят, — зависит от обычая.
7. После Кадиша зажигают огонь и говорят «Благословен Ты, Всевышний, Владыка мира, Создающий свечения огня», причём это благословение каждый может сказать сам по себе и не обязательно прислушиваться к благословению хазана. Тот, кому по какой-либо причине не удалось произнести благословение на пламя, может это восполнить, придя домой.
8. Садятся на низкие стульчики, слушают благословение на чтение свитка «Эйха», слушают чтение Свитка, все вместе произносят несколько отрывков из книги «Плачей». Ашкеназские евреи прибавляют особый «Плач» для исхода субботы. После этого молятся «ואתה קדוש» , говорят полный Кадиш и «עלינו» . В этот вечер не принято желать друг другу «Доброй недели» — «שבוע טוב» .
9. Женщины так же, как и мужчины, на исходе субботы обязаны сказать «Благословен Тот, кто отделяет святое от будничного», но на огонь женщины не благословляют.
10. Те, кто обычно зажигает свечи на исходе субботы, в этот вечер не должен этого делать.
11. Тот, кто по состоянию здоровья обязан есть 9-го ава, должен предварительно совершить церемонию по отделению субботы от будней — הבדלה . Виноградный сок, которым он пользуется для этого, после завершения церемонии дают выпить ребёнку в возрасте от шести до девяти лет, а если нет ребёнка такого возраста, то ребёнку до тринадцати лет. Если и такого ребёнка нет, выпивают сами. Дети, несмотря на то, что они не постятся, не обязаны делать Авдалу в этот вечер.
12. По завершении 9 ава все постившиеся совершают церемонию по отделению святого от будничного: благословляют на вино (или сок), те, кто по какой-то причине не благословил на огонь, благословляют на него сейчас, говорят благословение об отделении святого от будничного. Тот, кто проводит Авдалу, выпивает вино сам. Благословение на благовония не говорится.
13. Женщина, которой тяжело поститься до прихода мужа из синагоги, может сразу после выхода звёзд самостоятельно провести Авдалу и начать есть и пить.
10-е ава
Период скорби по разрушенным святыням «בין המצרים» частично продолжается и 10-го ава. В первую половину этого дня принято не купаться, не стричься, не бриться и не стирать. Что касается запрета не есть мяса и не пить вина, то здесь существуют различия между обычаями ашкеназских и сефардских евреев. У ашкеназских евреев принято не есть мяса и не пить вина до полудня, а у сефардов — в течение всего этого дня.
10-го ава не благословляют «שהחינו» .
Если 10-е ава приходится на канун субботы, тем, кому не хватит времени для подготовки к шабату, если начать стрижку, бритьё, купание и стирку после полудня, разрешено это сделать в первую половину дня, а при необходимости — даже сразу после окончания поста.
Да будет угодно Всевышнему, чтобы поскорее был построен Храм и дни скорби сменились радостными и весёлыми праздниками!
http://toldot.ru/tora/articles/articles_1213.html
У нас в Эрец Исраэль многие едут сегодня ночью в Иерусалим и читают пророчество Йермияху «Эйха» возле Котеля (Западной стены, подпирающей Храмовую гору). А вот многие жители Гуш-Эциона приезжают вечером и ночью на Иродион. Это довольно новый обычай (ему лет 20). Почему именно сюда? Во-первых, необыкновенно волнительно читать «Эйха» среди руин Дворца, который построил Гордус (Ирод) в ту же самую эпоху, когда он реконструировал Второй Храм. Эти стены стояли в то время, когда стоял и наш Храм. И здесь — одна из древнейших синагог мира. В этом дворце и в его подземельях укрывались повстанцы Бар-Кохбы, когда воевали с римскими захватчиками. Не много мест в мире, где можно сидеть на ступеньках, построенных в 1 веке до новой эры… И ощущать дыхание времени и дуновение прохлады — ведь Иродион — это дворец-кратер внутри горы, на которую сначала надо подняться…