В понедельник американский адвокат Виктора Бута Альберт Даян отправился к нему на свидание в федеральную тюрьму Мэрион в штате Иллинойс с намерением уговорить россиянина не отказываться от подачи апелляции.
Даян не спорит, что шанс на успех апелляции статистически ничтожен, особенно во Втором федеральном округе, где судили россиянина. Но защитник заявил мне перед поездкой к Буту, что у него тем не менее заготовлен ряд веских доводов, которые позволят ему добиться как минимум повторного суда.
Жена россиянина Алла Бут сказала мне в выходные, что не видит в апелляции смысла. «Я не считаю нужным этим заниматься, тратить на это время и деньги», — заметила она.
Бут рассчитывает, что его отправят досиживать 25-летний американский срок на родину в соответствии с международной конвенцией 1983 года. Но по закону его не могут передать до тех пор, пока не закончен апелляционный процесс, который в среднем занимает в США как минимум год, но может растянуться и на несколько лет.
Ооновец Владимир Кузнецов, единственный россиянин, который на данный момент репатриирован по конвенции, сперва должен был отказаться от апелляции.
Ряд опытных манхэттенских адвокатов, с которыми я консультировался по этому поводу, в один голос не советуют Буту пока отказываться от апелляции, поскольку не верят, что его надежды на перевод в Россию реалистичны. «Наверняка предсказать ничего нельзя, но я бы на его месте подавал апелляцию», — сказал мне адвокат Томас Нутер.
Маловероятным считают и вариант резкого сокращения срока или помилования президентом США. На днях знакомый советник Сената США написал мне, что задал насчет этого вопрос одному из занимающихся Россией высокопоставленных сотрудников Государственного департамента.
«Вы что, с ума сошли?! — ответил тот. — Помиловать или отправить на родину человека, осужденного за связь с террористами и за сговор с целью убийства американских официальных лиц!!!»
Иногда забывают, что Бут был осужден в США по очень нехорошим статьям.
На минувшей неделе в российских СМИ появилось сенсационное сообщение о том, что министр юстиции США Эрик Холдер якобы рассматривает вопрос о репатриации Бута. Источником была Кэти Линн Остин, исполнительный директор некоммерческой организации Conflict Awareness Project, которая выступает за строгое регулирование рынка оружия.
Остин много лет следит за деятельностью Бута в странах третьего мира и освещала его процесс для сайта телекомпании CNN, неизменно приходя в суд первой.
Сейчас она представила новый доклад своей организации, озаглавленный «Преемники Виктора Бута по торговле оружием. Смертельная игра “Поймай меня, если можешь”».
«Когда мы проводили свое расследование, — заявила Остин на пресс-конференции в Нью-Йорке, — мы узнали, что Холдер рассматривает вопрос о передаче в Россию Виктора Бута вместе с Константином Ярошенко, другим российским контрабандистом оружия и наркотиков».
«Допустить передачу Бута России значило бы создать угрозу как для международного мира и безопасности, так и для интересов США», — говорится в проекте доклада Остин, окончательный вариант которого появится в ближайшие дни.
Остин не сообщила ничего нового, а лишь вольно процитировала заявление, которое Холдер сделал еще в мае в интервью замдиректора ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману. Холдер не сказал тогда, что «рассматривает» российский запрос по поводу Бута: он лишь вежливо ответил, что готов его изучить. Ярошенко он при этом не упомянул, да его и не спрашивали. Кроме того, Ярошенко не обвиняли в США в контрабанде оружия.
С тех пор ничего не изменилось. Насколько известно, никакого запроса американцы пока не получили и, соответственно, не рассматривали.
Как я понимаю, упомянув сейчас о давнем, ни к чему не обязывающем согласии Холдера это сделать, Остин сделала предупредительный выстрел: дескать, критики оружейного бизнеса поставили вопрос о Буте на контроль и устроят скандал, если Вашингтон вздумает отправить его на родину.
Заодно Остин привлекла повышенное внимание к своему докладу, посвященному двум россиянам, — Андрею Косолапову и Сергею Денисенко — которых она называет соратниками и продолжателями дела Бута на рынке оружия.
Обоим закрыт въезд в США, а Денисенко внесен в составляемый Министерством финансов список лиц, с которыми американским гражданам и компаниям запрещено вступать в коммерческие отношения.
Алла Бут подтверждает, что Косолапов и ее муж «были знакомы в Южной Африке», но говорит, что «у них не было совместной компании».
«Они были знакомы постольку-поскольку, по бизнесу, — говорит она. — Косолапов тоже занимался авиаперевозками».
Что до Денисенко, то он «просто был одним из старших менеджеров компании Виктора, — говорит Алла. — Уволился в 2001 году, и с тех пор Виктор его не видел и не слышал и с ним не созванивался, потому что каждый уже искал свою работу».
По версии Остин, Косолапов и Денисенко вознамерились воссоздать оружейную «империю Бута» и присмотрели в качестве плацдарма остров Маврикий в Тихом океане. Идея была в том, чтобы доставлять оружие в страны, находящиеся под эмбарго ООН.
Как говорится в докладе, партнеры имели виды на «такие раздираемые конфликтами страны, как Демократическая Республика Конго, Судан, Сомали, Иран и, возможно, Сирия».
По словам Остин, Косолапов и Денинсенко попытались получить для своей базирующейся на Маврикии авиакомпании Island Air Systems сертификат эксплуатанта и «начали набирать в Австралии, Южной Африке и США бывших пилотов, штурманов, бортмехаников и техников из маловостребованного ныне многонационального коллектива Бута».
В частности, они договорились с австралийцем Полом Крозиером, имеющим американскую пилотскую лицензию, и оплатили ему курсы повышения квалификации в США. В докладе отмечается, что ни курсы, ни пилот не имели права брать деньги у компании, принадлежащей Денисенко, поскольку он состоит в черном списке Минфина США.
Партнеры также подыскивали себе грузовые самолеты вместо доживающих последние дни советских машин, которыми пользовался когда-то Бут. В частности, в мае 2011 года Косолапов подписал с финской компанией Alandia Air контракт на аренду самолета Saab 340 B, стоявшего в Бангоре (штат Мэн).
По словам Остин, летчик Крозиер, который должен был забрать самолет в Бангоре, подтвердил, что Косолапов якобы говорил ему, что «в конечном итоге машина должна была использоваться в Восточной Африке потенциально для доставки оружия в Сомали».
Косолапов несколько раз беседовал с Остин и такие планы неизменно отрицал.
«Все, что я делал, было абсолютно законно», — заявил он New York Times, которая разыскала его на Маврикии. По словам Косолапова, он подал на местный авиационный сертификат не для того, чтобы транспортировать оружие, а для организации региональных чартерных рейсов с Маврикия.
Денисенко согласился встретиться с Остин, но потом передумал. Он сказал New York Times, что повздорил со своими бывшими партнерами и продал свою долю в Island Air Systems.
На презентации своего доклада Остин раздала журналистам копии письма представителя Маврикия при ООН, в котором говорится, что в начале июля власти острова отказали Island Air Systems в сертификате эксплуатанта и что они не позволят «использовать свою территорию или учреждения в незаконных целях».
Остин утверждает, что компании отказали в сертификате благодаря ее вмешательству.
«Это просто раздувание фигни! — сказала мне Алла Бут по поводу доклада Остин. — Это все ее домыслы и фантазии!»
1 комментарий к “Продолжатели дела Бута”
Обсуждение закрыто.
По версии Остин, Косолапов и Денисенко вознамерились воссоздать оружейную «империю Бута» и присмотрели в качестве плацдарма остров Маврикий в Тихом океане. Идея была в том, чтобы доставлять оружие в страны, находящиеся под эмбарго ООН.
Как говорится в докладе, партнеры имели виды на «такие раздираемые конфликтами страны, как Демократическая Республика Конго, Судан, Сомали, Иран и, возможно, Сирия».
Kто бы сомневался ! Конечно, в спешном порядке, будут воссоздавать …