Барак Хусейн Обама будет первым кандидатом, который, находясь на президентском посту, отстает по сбору денег от своего соперника.
В 2008 году он поставил рекорд, собрав на свою кампанию свыше 100 миллионов долларов за один месяц, и он был первым кандидатом, отказавшимся от государственной дотации на предвыборную кампанию и связанных с этим ограничений.
В 2012 году ситуация резко изменилась. «Я буду первым президентом в современной истории, которого соперник обойдет по расходам», — пожаловался он донорам.
Еще два года назад никто не предполагал, что все будет именно так. Консерваторы опасались, что Обама соберет и потратит на свою перевыборную кампанию миллиард долларов, а оказывается, что Ромни может его обойти.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. В 2007 и 2008 году молодой, энергичный, харизматичный Обама обаятельно беседовал с донорами и обещал всем перемены, а его главный стратег Давид Аксельрод, подрядившись работать евангелистом, сочинил сенатору из Иллинойса роль Мессии, с которой Обама успешно гастролировал по городам и весям, умело пользуясь телесуфлером.
И все было хорошо, но потом уверовавшие начали настырно спрашивать, когда же произойдет обещанное чудо умножения хлебов и рыб, а оно все не приходило. В определенной степени, да, нечто такое было. Он роздал сотни миллиардов долларов в виде финансовой помощи банкам, автопрому, сотни миллионов вложил в идеологическую близкую, но позорно обанкротившуюся компанию по производству альтернативной энергии «Солиндра». Но эту «раздачу слонов» трудно назвать «умножением хлебов». Это было другое действие арифметики – отнимать и делить, а умножение денежной массы путем увеличения оборотов печатного станка все-таки не называется умножением богатства.
А потом из Обамы полез мелкий социальный работник. Консерваторы организовали «Партию чаепития», и она оказала реальное влияние на выборах в Конгресс в 2010 году. В ответ Обама создал движение «Оккупай Уолл-Стрит». Трюк был вонючий в прямом и переносном смысле этого слова. Собранные по ночлежкам за десятку и похлебку бомжи и вправду воняли, а электорального веса не имели никакого, да еще и требовали расправы над «зажравшимися банкирами с Уолл-Стрит», а президент их поддерживал. И даже предложил провести продразверстку и раскулачивание этого самого 1%, увеличив захребетникам налоги. Объяснил он это просто: «Если вы владеете бизнесом, то знайте, что не вы его создали». Вы думаете это ваш ум, смелость, трудолюбие. Да ничего подобного. Вам помогли. Государство создало для вас инфраструктуру, и теперь пора отдавать долги. Пока добровольно.
Ну, и кто после этого подаст Обаме на избирательную кампанию? Если в 2008 году он милостиво принимал пожертвования, то сейчас превратился в шнорера и даже не побрезговал поддержкой однополых браков, чтобы тут же попросить у геев денег. Эти умились и дали, а банкиры при виде скандальной толпы на Уолл-Стрит умиляться не стали.
В 2008 году Обама утверждал, что только мелких пожертвований (по десятке, по двадцатке) через интернет пришло на миллионы, а сейчас кто ему кинет? Раньше-то давали, потому что надеялись, что жить станет лучше, жить станет веселее, на приход Мессии давали, а теперь уже ясно, что пришествия не состоялось. Осел захромал. Уровень безработицы в афроамериканском секторе составляет почти 14%. Эти, что ли, давать будут? Нелегалы из Мексики еще на него надеются, но эти много не дадут, а могут и вообще не дать – зачем им светиться?
Возможно, спонсоры Обамы и мечтали, что он установит социализм, но вскоре поняли, что светлое будущее человечества в настоящем устроит им солнечное затмение.
Бизнес для него – это крупные корпорации, полностью подчиненные профсоюзам. Поэтому одним из первых своих указов он восстановил проект трудового соглашения для строительных контрактов. Это соглашение дает строительным профсоюзам исключительное право найма на строительные работы только членов профсоюза по профсоюзным зарплатам. То есть, Обама восстановил строительно-профсоюзную мафию. Почему восстановил, да потому, что всеми ругаемый президент Буш это мафиозное соглашение отменил.
Чернокожие бизнесмены, поддержавшие его морально и материально, были разочарованы. Он был с ними холоден, дистанцировался от них, не принимал в Белом доме, и вспомнил о своих благодетелях только в 2012 году.
После всех титанических усилий Обамы и щедрых пожертвований от гей-общины Обама собрал в июне 71 миллион долларов, а Ромни 106 миллионов, доказав, что семейные ценности и умение вести бизнес в Америке пока еще ценятся. Второй раз за всю историю американской предвыборной кампании кандидату за один месяц удалось собрать свыше 100 миллионов долларов, а потому Ромни еще может побить рекорд Обамы 2008 года в 754 миллионов.
Правда, административный ресурс у Обамы все еще есть. С начала кампании Обама и аффлированные группы собрали 552,5 миллиона долларов, а Ромни 394,9 миллионов. Но еще есть время. Скептично настроенные консерваторы начинают поддерживать Ромни, а после республиканского съезда в Тампе, когда Ромни назовет кандидата в вице-президенты, денежный поток может увеличиться.
В сентябре 2008 года Обама собрал 150 миллионов долларов, посмотрим, побьет ли Ромни этот рекорд.