С Марком Розеном, доктором, директором и одновременно спосором собственного джаз оркестра я знаком уже года два и не перестаю удивляться его двойным и высоким профессионализмом в таких совершенно разных областях, как медицина и музыка. Розен-это тот самый счастливый случай, когда работа совпадает с хобби. Днем он работает в своем стоматологическом кабинете, а вечером, не реже одно раза в неделю репетирует в подвале своего офиса с полносоставным биг-бэндом, в составе которого 17 первоклассных музыкантов(Именно поэтому я легко сделал его фото в униформе стоматолога, играющего на барабанах. Пригласил доктора спуститься в собственный подвал — и все). Об этом оркестре и пойдет речь. Художественный руководитель и дирижер оркестра Зиновий Прицкер, который знаком с Марком еще с прошлого столетия по Санкт -Петербургу. При первой встрече выяснилось, что мысли о создании джаз оркестра вынашивались у них обоих и почти одновременно. Правда, у Зиновия уже был опыт работы в создании джаз оркестра с известным бэнд лидером Николаем Левиновским(17 июня Николай будет выступать в Джаз Центре на Columbus Circle в Манхеттене в составе оркестра Игоря Бутмана). У Марка эта мечта возникла еще во время учебы в Первом ленинградском медицинском институте. Со второго курса он создал студенческий оркестр , пригласив руководителем музыканта –трубача Юрия Стасюкевича из знаменитого эстрадно-симфонического оркестра ленинградского радио и телевидения под управлением Александра Владимирцева . Юрий помог создать оркестр. Дело пошло на лад, потому что Марк пригласил еще одного музыканта , ударника Стаса Стрельцова из оркестра Йосифа Вайнштейна, который научил нашего студента играть на ударных инструментах, чем навсегда повернул его лицом в джазу. К окончанию института в 1967 года Марк владел двумя профессиями- врача стоматолога и джазмена и успевал каждый день работать и в клинике и в оркестрах. Это были достаточно частые выступления в ресторанах, в концертных залах, иногда удавалось заменить Стаса Стрельцова на большой сцене. Идея создания большого оркестра не покидала Марка, он ходил на концерты Бэни Гудмана, Дюка Эллингтона и других звезд мирового джаза, учился у великих мастеров и добился своего. Для этого ему пришлось сменить неблагоприятную для развития джаза советскую среду на благодатную – американскую. В США Марк подтвердил свой врачебный сертификат, а также занялся джазом уже в Нью-Йорке. Зиновий Прицкер тоже оказался здесь, и сотрудничество возобновилось с новой силой. Марк дал объявление в газеты с приглашением музыкантов, но сразу предупредил, что оркестр не коммерческий и зарплат не будет. На организаторов обрушился шквал телефонных звонков от музыкантов, и в 1996 году оркестр был сформирован. Состав долго менялся, пока в нем не остались только настоящие энтузиасты , и дело пошло. Начались систематические репетиции и следом появились первые предложения, где то выступить и … первые заработанные деньги. Это были залы Бруклина (театр «Mиллениум», престижные рестораны), залы Манхэттена (Rainbow Room, 67 этаж Rockefeller Center, ресторан «Астория» ) , фестивали Марины Ковалевой, крупных еврейских организаций и др. Итак, оркестр стал профессиональным. А теперь – подробнее об его составе. Сам доктор Марк Розен, директор и владелец оркестра играет, естественно, на ударных инструментах. Зиновий Прицкер, музыкальный руководитель, аранжировщик и дирижер. Зиновий — профессиональный музыкант-кларнетист-саксофонист, владеет собственной Piano Сraft Company(www.pianocraftman.com), восстанавливает, настраивает и продает фортепьяно. И он с удовольствием это сделает для любого человека, кто нуждается в такой услуге. Поговорим о составе ритм секции. Фортепьяно – Шломо Лейдерман. Он жил в свое время в Кишиневе, где занимался музыкой. Продолжил музыкальную карьеру в Израиле, куда переехал с семьей. Теперь – Шломо , гражданин США и именно у нас в стране еще ярче засверкал его талант. Часто партию ф-но в оркестре исполняет джазовая пианистка Варвара Рогович. Варвара прибыла в Америку из Ашхабада, где создала и руководила джаз оркестром, некоторое время поработала в Москве в театре Марка Розовского , с которым несколько раз приезжала с шоу «Кабаре» на гастроли в США.
Обладая прекрасным голосом, неплохим английским языком и рекомендациями господина Розовского, Варвара нашла свое место в американской жизни и самостоятельно выступает в различных музыкальных коллективах, в том числе и с легендарным Левой Пильщиком. Все музыканты оркестра стараются продолжать музыкальное образование. Варвара – не исключение. Она брала уроки в Калифорнии у известного тренера по джазовому пению (Coach singer-и такая профессия в Америке тоже есть) и даже получила у него сертификат, разрешающий собственную педагогическую деятельность. В оркестре выступает пианист, аранжировщик Владимир Груз, выступавший в прошлом в оркестрах Ванштейна и Лундстрема, личность широко известная в джазовых кругах Нью-Йорка. В отношении аранжировок Владимира в оркестре Олега Лундстрема шутили : «ваши аранжировки , Володя, зачастую значительно лучше оригинала». На примере группы пианистов можно понять, откуда у оркестра Марка Розена такая высокая мобильность. Весь секрет в том, что в нем есть возможность ротаций и замен при необходимости. Известный бас-гитарист Александр Машарский является музыкантом основного состава, но его всегда «подстраховывает» басист Руслан Хаин. Играл во многих джаз оркестрах по обе стороны океана, сейчас – один из ведущих басистов нью-йоркского биг бэнда Валерия Пономарева. Руслан приходит на репетиции оркестра по «вызову». Саксофоны можно охарактеризовать следующим образом. Первый альт и бэнд лидер оркестра -Эдуард Корчаков. Имя Эдуарда стало хорошо известно после его выступлений в этом качестве в оркестре Олега Лундстрема. Совмещает исполнительскую и преподавательскую деятельность, в том числе дает и частные уроки тоже. Второй альт – Борис Курганов. Борис играл в составе ансамбля «Алегро» под управлением Николая Левиновского в Москве, играл вместе с Борисом Козловым, Дмитрием Колесником. Его сегодня можно послушать в бруклинском ресторане «Царь» . Первый саксофон-тенор –это Вениамин Попов. Он работал в курском цирке Союзгосцирка, на оркестр которого «положил глаз» солнечный клоун Олег Попов. С Олегом оркестр цирка и , конечно же, Вениамин объездил почти весь мир. Выступал как музыкальный эксцентрик и в настоящее время много репетирует, сохраняя отличную музыкальную форму. Кстати, его можно послушать в Central Park (играет он там один, стоя рядом с пешеходной дорожкой в глубине парка и я его отношу еще и к разряду уличных музыкантов, которых почитаю уже много лет) Второй саксофон-тенор – Эдуард Новиков, талантливый музыкант. К тому же совмещает музыку и работу в строительной компании, еще раз подтверждая кредо каждого музыканта оркестра –«на Марка Розена надейся, а сам не плошай». Находи работу, зарабатывай на жизнь, а в свободное время — приходи в оркестр и получай удовольствие. На баритон саксофоне — играет прибывший в Нью-Йорк из Литвы Хаим Фишес. Он, как и все саксофонисты оркестра, играет на кларнете, на других саксофонах и на других музыкальных инструментах. Группа тромбонов состоит из четырех музыкантов. Первый тромбон — профессиональный американский музыкант Мартин Коуэн, преподает в Brooklyn College, второй тромбон -Владимир Богданов. Владимир играл во многих оркестрах бывшего Союза и возглавлял группы тромбонов в них. Начинал жизнь в иммиграции с работы в такси, а в настоящее время тесно связан с оркестром и уделяет репетициям большое внимание и время. Третий тромбон – бывший киевлянин Сергей Зарецкий. Исполняя партию третьего тромбона, он со свойственным ему энтузиазмом во многом помогает в организационных вопросах оркестра. Вера Вонбанчет –четвертый тромбон . Она из Германии. Партия четвертого саксофона исполняется на бас-тромбоне, и Вера прекрасно справляется с этой «мужской работой». Группу трубачей возглавляет бывший житель Тбилиси Лев Барсегов . В столице Грузии он в свое время возглавлял группу труб в знаменитом оркестра «Реро». Лев живет и работает в лимузин-сервисе в Fort Lee, штат Нью-Джерси, и всегда находит время приезжать на репетиции из такой дали. Правда, есть еще один блестящий музыкант и певец Игорь Газарх, который тоже живет и работает в Fort Lee, но он, учитывая свою постоянную занятость, в роли телеведущего телеканала RTN, редко, к сожалению, бывает в оркестре. Партию второй трубы играет американец Джордж Фидлер, житель Бруклина. Третья труба – большой энтузиаст джаза Арон Гершкович, по профессии… мясник. Четвертый трубач по фамилии Фаизов. Бывший житель Ташкента , работает в мedical transportation и , как все остальные музыканты, старается не пропускать ни одной репетиции, а тем более выступления оркестра на концертной площадке. Следует отметить благотворительную деятельность оркестра. Музыканты частенько выступают на мероприятиях по сбору средств в поддержку кандидатов в различные ветви власти от русскоязычных американцев. Музыканты Марка Розена знают о его обширных связях в нью-йоркском мире джаза. Марку ничего не стоит на место отсутствующего музыканта пригласить другого. Ведь одних только действующих биг бэндов в Нью-Йорке более 50 , а постоянно выступающих целых 15. Сколько же джазовых музыкантов живет в Нью-Йорке? Известнейший джазмен, трубач с мировым именем Валерий Пономарев так шутливо ответил на мой вопрос: «Если принять, что в нашем городе живет 10 миллионов человек, то людей, играющих джаз, здесь живет один миллион!». Совсем недавно известный общественный деятель , президент благотворительной организации Nash Jew Ефим Буберман заинтересовался оркестром Марка Розена и , кто знает, может быть в ближайшее время мы узнаем о новом совместном проекте . Назовем его условно Nash Jew-Nash Jazz.
Пожелаю музыкантам оркестра Марка Розена и ему самому не затеряться в океане джаза и, сохраняя индивидуальность коллектива, играть на радость нам, русскоязычным американцам. Тем более, что пока в нашей русскоязычной среде такой оркестр в Нью-Йорке один, а может быть, даже и в стране.
Анатолий Ясеник
Фото автора