Русскоязычные евреи и будущее американского еврейства
Мы уже привыкли ожидать самого худшего от результатов социологических исследований еврейского общества. Ассимиляция и смешанные браки среди неортодоксальных евреев стали привычной частью жизни в плавильном котле Америки. На первый взгляд, русскоязычная еврейская община не должна была стать исключением из этого грустного правила. Тем не менее результаты последнего социологического исследования еврейской общины UJA-Federation of NY говорят сами за себя.
По данным этого исследования, количество браков с неевреями среди русскоязычных евреев, проживающих в восьми графствах Нью-Йорка, упало почти на 25% — с 17% в 2002 году до 13% в 2011-м, в то время как аналогичные показатели среди неортодоксальных евреев в целом только увеличились! Общее число русскоязычных евреев возросло с 202 тысяч в 2002 году до 216 тысяч в 2011-м — и это несмотря на отсутствие значительной иммиграции из бывшего Советского Союза!
Как один из немногих русскоязычных профессионалов, работающих над развитием и укреплением нашей общины, я уже привык выслушивать всякого рода стереотипы о полном отсутствии интереса к еврейству в нашей среде. Нас обвиняют в безразличии, полном секуляризме и даже говорят, что у нас аллергия к синагогам.
Тем не менее именно наша община стала источником надежды на продолжение еврейского народа, именно мы стали светлым пятном на фоне всеобщего негатива. Поверьте мне — умение найти позитив и развить его является единственным способом достичь реальных изменений.
За последние шесть лет 3 000 русскоязычных ребят и девушек Нью-Йорка (или, говоря на языке статистики, примерно 10% русскоязычной молодежи) приняли участие в уникальной программе RAJE Fellowship. Один учебный семестр RAJE включает в себя десять лекций по четыре с половиной часа, два насыщенных событиями уик-энда и двухнедельную поездку в Европу и Израиль. За один короткий семестр участники нашей программы проводят более 250 часов в яркой, насыщенной и интеллектуально богатой еврейской атмосфере — несравнимо больше, чем может предложить любая другая программа, существующая в еврейской общине. В результате большинство наших выпускников сохраняют тесную связь с еврейской средой: участвуют в наших программах или программах других еврейских организаций, продолжают еврейское образование, становятся активными участниками жизни общины.
Двадцатипятипроцентное падение числа смешанных браков в русскоязычной среде — всего лишь последнее из многих доказательств нашего успеха, светлое пятно, которое невозможно игнорировать.
Мы видим, как на фоне типичной для американского еврейского общества сегментации и деления по религиозному уровню зарождается совершенно новая, ориентирующаяся на весь еврейский народ община русскоязычных евреев.
Это община, в которой колонны из сотен студентов и выпускников вузов маршируют на параде, посвященном Дню Израиля, ярко выделяясь на фоне школьников, составляющих большинство участников торжества.
Это община, которая объединилась против выдвижения в Конгресс антисемита Чарльза Баррона; волонтеры которой, не жалея ни сил, ни времени, обращались к избирателям напрямую и устраивали пресс-конференции, разоблачающие радикализм и расовую ненависть Баррона. Именно наша община смогла доказать, что антисемиту не место в американской политике!
Это община, в которой соблюдающие и не соблюдающие Субботу собираются вместе за субботним столом, связанные единством гораздо более глубоким, чем конкретика ритуалов.
К сожалению, многие стоящие перед нашим народом проблемы не имеют однозначных и гарантированных решений — вне зависимости от потраченных на них средств. Тем не менее в проблеме ассимиляции появился лучик надежды на ее решение — по крайней мере, среди 750 000 русскоязычных евреев Америки. Этим лучиком является проект RAJE, поддержка и развитие которого в масштабах Нью-Йорка и всей страны укрепит еврейский народ и станет источником позитивной динамики в будущих социологических исследованиях.