Служба Родине, наказание или почетное право

Израиль раздирают иудейские войны. Впервые в стране делается (или неудачно делается) попытка обязать всех граждан страны исполнять свой гражданский долг. В смысле, служить в армии или служить добровольцем там, где очень не хватает рук. Можно помощниками учителей в школах, можно в больницах, можно в домах престарелых.

Возникает, разумеется, вопрос, почему все годы как-то без призыва харедим в армию обходились, и вдруг сейчас вопрос встал ребром. По правде сказать, разговоры о «призыве для всех» велись очень давно, и каждый раз они становились предметом политических интриг, громких предвыборных обещаний, без каких-либо реальных попыток решить проблему. А проблема существует.

Когда первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион обещал раввинам освободить от службы в армии молодых людей на период изучения Торы, в Израиле было всего несколько сот таких молодых людей. Сейчас их десятки и сотни тысяч. В школах Иерусалима, например, уже сейчас преобладают дети из религиозного сектора. Тем не менее, игра в освобождение о службы на период обучения в ешиве и существования на пособие продолжается. На деле это означает, что сотни тысяч молодых мужчин из ультраортодоксального сектора не могут легально работать.

Как-то они подрабатывают, но подпольно, нелегально, за наличные, то есть существуют в рамках теневой экономики. Но, в конце концов, настанет день, когда страна не сможет выплачивать пособия этой категории населения, так как экономика этого просто не выдержит.

Не исключено, что тысячи молодых людей из ультраортодоксального сектора вздохнули бы с облегчением, если бы у них появилась реальная возможность выйти на рынок труда и выбраться из бедности.

Впрочем, есть еще одна категория «уклонистов», о которой борцы за «призыв для всех» предпочитают умалчивать. Это борцы левого фронта, дезертиры, не желающие служить в «оккупационной армии». Леворадикальные агитаторы ходят по школам Тель-Авива и агитируют выпускников отказываться  от службы в армии, предлагают материальную и юридическую помощь. И число таких молодых людей растет. Если ранее обращение к армейскому психиатру было делом постыдным, то теперь стать признанным «психом ненормальным» уже дело чести.

Между прочим, любые попытки поощрить материально тех, кто отдал свой долг стране, натыкались на непреодолимый заслон левого лагеря, которые кидались на защиту «угнетаемого меньшинства», но не харедим, нет, а арабов. В отличие от друзов и бедуинов эти молодые люди по вполне понятным соображениям в армию не призывались, и даже исполнения альтернативной службы от них не требовалось.

Они сразу шли учиться в университеты и работать, в отличие от своих израильских ровесников. Заставить их сейчас проходить хотя бы альтернативную службу в тех же школах, больницах, домах престарелых, общинных центрах опять-таки невозможно. Арабские депутаты Кнессета отвергают с ходу любые предложения, ибо согласие на альтернативную службу означает выражение лояльности государству, а этот сектор понимает только лояльность государства по отношению к гражданам, которая имеет вполне материальное выражение в виде тех же социальных пособий и льгот, которые «борцы с оккупацией» принимать не отказываются.

Партии НДИ и «Национальный дом» принципиально отказались заседать в комиссии Кешева по выработке закона о всеобще обязательной службе, так как комиссия даже не осмелилась предложить израильским арабам хоть в какой-то форме исполнять свой гражданский долг.

Наказать материально ешивы и арабский сектор за отказ от службы Нетаниягу не решается. В первом случае «Ликуд» может утратить поддержку религиозного сектора и потерять голоса. Тем более, что принятие закона больших дивидендов «Ликуду» не принесет. Их могут собрать НДИ и «Кадима». Наказать материально израильских арабов и левых дезертиров он просто боится, так как скандал может дойти аж до ООН.

Будет ли в этих условиях найдено какое-то приемлемое политическое решение? Вопрос, как говорят математики, хороший, так как ответа на него нет. Развалится ли из-за закона о призыве коалиция, сказать трудно, ибо в этом террариуме единомышленников возможно все.  Лагерь Ливни в «Кадиме» ищет любой повод, чтобы выйти из партии. Самого Мофаза не спасет уже ничто – ни пребывание в коалиции без закона о призыве, ни выход из коалиции без закона.

НДИ вряд ли развалит коалицию, так как это будет означать, что партия сдаст поле боя «Кадиме», чего Авигдор Либерман не допустит. С другой стороны, он сделал принятие закона делом чести, а положение обязывает.

Наверное, такие законы, затрагивающие интересы всех слоев населения страны, проводятся лидерами, обладающими очень большим уважением и доверием народа, обладающими силой убеждения и политической смелостью и честностью. Мастера политической интриги здесь бессильны.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктория Вексельман

Все публикации этого автора