Реувен Миллер
Я вернулся в свой город…
…знакомый до слез…
Я возвратился домой посреди поста, начавшегося для меня попранием в закатный час земли разрушителей Второго Храма, которая, на сей раз, кратко промелькнула передо мной на пути из самого странного, как мне показалось, островка нынешней Цивилизации.
Островка, с немыслимо красивой горной природой, где вершины перемежаются с долинами, а водопады с озерами. Да, немыслимо красивой, даже для человека, воочию, а не только через «Клуб кинопутешествий» знакомого с красотами Тянь-Шаня и Кавказа.
Земли, где, среди бурь последних столетий, каким-то немыслимым образом смогла возникнуть и существует почти утопическая субцивилизация странных землян. И, ладно, жили бы они изолированно от человечества, как некоторые племена в малайских или центральноафриканских джунглях, так нет — расположились на одном из самых бойких перекрестков Европы, и, несмотря на дикое движение по пересекающимся магистралям истории, ухитряются жить они в своем темпе и, в общем-то, на проезжей части!
Даже флаг свой украсили они равносторонним крестом — символом дорожного пересечения (говорят — никакого христианства, ни-ни!). И, при этом, они, ни в коем случае, не занимаются придорожным попрошайничеством. Нет, это — народ гордый, впрочем, как и любые горцы, которые, в массе своей — гордецы!. Гордый и ужасно трудолюбивый, работящий и вкалывающий.
Вкалывающий и накапливающий, при всех исторических перипетиях окружающего мира, живущий ровно, стабильно и, практически бескризисно. Ему нужны дожди, дабы зеленели клевером альпийские луга, на которых не стихает звон колокольчиков пасущихся тучных коров, коих, наверно, семь в седьмой степени, а, может, и больше. И, Господь обеспечил им такой климат, при котором лето — время пика осадков. И, даже во время гроз коровы едят и едят клевер на альпийских лугах, вырабатывая лучшее в мире, экологически чистое молочко и экологически чистый навоз — единственное удобрение, если верить сообщениям гидов, применяемое местными пейзанами.
Этому утопическому народу, состоящему, чуть ли не, из двунадесяти языков или, точнее, наречий, как, опять же, принято у горских племен по всему миру, формально сконцентрированных в четыре государственных языка, этому населению, разбросанному по более чем двум десяткам кантонов, хотите — верьте, хотите — нет, не нужно государство, в его нынешнем серьезном смысле. Каждый кантон живет по своим правилам, которые находятся в весьма размытом федеральном русле. Для подсчета количества федеральных министров хватает пальцев одной руки, плюс кукиш другой. И это уже, с учетом федерального президента. Никто не засиживается в кресле, ротация работает четко и точно, как знаменитые на весь мир местные часы.
В этом утопическом мире, по сути, нет места политическим противостояниям, нет коалиций и оппозиций, нет демонстраций и уличных шествий. Важнейшие вопросы решаются всенародными референдумами, технология проведения которых отточена до совершенства и процедурной легкости. Народу, судя по всему, не до политики. Он вкалывает и делает деньги. На точных технологиях. На экологически чистых продуктах, в том числе, на знаменитых на весь мир сырах и шоколадах. На туризме, ради которого большинство высочайших заснеженных вершин превращены в аттракционы, легко доступные даже для малых детей и пенсионеров. И собираются паломники со всего мира, и тратят немалые деньги, дабы подышать необыкновенной чистоты воздухом Альп. И торговля этим воздухом — одна из старинных и прибыльнейших отраслей Швейцарии.
На, собственно, деньгах, ибо горная страна — одна из мощнейших мировых банковских империй. И это, при том, что живет в ней малая доля процента рода человеческого.
На международных отношениях. Уже почти два века эта страна, объявившая постоянный нейтралитет, ухитрялась улаживать отношения с соседями и остальным миром без войн, хотя соседи периодически хватались за оружие, и ураганы двух мировых войн сотрясли двадцатый век. Впрочем, и в третьей мировой, так называемой, Холодной, страна участвовала, естественно, на стороне победившего, в конце концов, Запада, хотя и неофициально.
И этот нейтралитет при всех военных конфликтах приносил ей лишь прибыли и дивиденды. Можно было, пользуясь нейтралитетом, создавать торговые потоки между непримиримыми противниками, в том числе и для стратегических товаров. А это давало огромные прибыли. Можно было, разрекламировав железобетонную надежность своих банковских сейфов, привлечь деньги и другие ценности жителей стран, втянутых в военные конфликты, тупо и расчетливо предполагая, что какая-то часть хозяев, уже никогда не сможет обратиться за своими тайными вкладами. Помните про «еврейские деньги»?
Можно было, пользуясь нейтралитетом, устраивать неформальные встречи и сговоры воюющих сторон, побочно зарабатывая политический капитал миротворцев, который при достаточном терпении постепенно конвертируется в звонкую монету.
И торговля миром (в смысле — отсутствием войны), как товаром, стала национальной индустрией. Еще после первой мировой двадцатого столетия в Женеве была образована Лига Наций и построен соответствующий дворец. Мира миру это не дало, но после второй мировой дворец достался дочери покойной Лиги — ООН, которая стала расширять свое присутствие на берегах Женевского озера. Швейцария, тем не менее, еще 57 лет сохраняла свою нейтралитетскую девственность и отдалась в объятия международного сообщества лишь в веке двадцать первом.
Но, тем не менее, сколько форумов по разным политическим, гуманитарным и экономическим вопросам было покручено за прошедшие десятилетия в живописных предгорьях Альп! Кто только не рисовался на них! Главы государств и правительств, многочисленные чиновники и политманипуляторы, ученые экономисты и нувориши, криминальные авторитеты, руководители общественных, научных, спортивных и прочих гранфаллонских объединений. Скольких сотрясателей воздуха свободы и мира видели эти горы, озера и долины! Почему же не поторговать видами на воздушные замки?
Среди миротворцев, торгующих духом мира, были замечены и самозваные вершители судеб нашего народа, подхватившие призыв тов. Сталина: «Мир будет сохранен и упрочен, если народы мира возьмут дело мира в свои руки и будут отстаивать его до конца». Помните «Женевскую инициативу» докторов С. Нусейбы, Й. Бейлина, бомжеватой В. Кнафо и знаменитой в определенных кругах лицедейки Г. Альмагор, решившихся от имени народа взять дело мира в свои руки? «Инициатива», и по сей день, действует, и общественная коррозия от нее очень даже заметна. Часть важнейших идей ‘женевцев’, например фантазии о демилитаризованном палестинском государстве, взяты на вооружение нашим новым премьером. И штаб у «женевцев» имеется. А откуда деньги, Гил? Небось, из дивидендов от тех «еврейских», которые «цюрихским гномам» удалось утаить от скандальных расследований 90-х годов?..
Но, ведь, было и другое. Если отмотать ленту времени на сотню с небольшим лет, то мы увидим на экране Базельский Конгресс, Герцля и других сионистов, провозгласивших среди швейцарских озер программу возрождения Еврейского государства, которая легла в основу создания той Страны, чьими гражданами мы являемся.
И было бы прекрасно, если бы мы, жители Израиля, были так же трудолюбивы и рачительны, как швейцарцы, если бы мы так же хранили, холили и лелеяли Землю свою, Господом нам обетованную, если бы мы были такими же патриотами Ее и содержали в такой же чистоте и красоте, как жители Швейцарии содержат свой горный край!
Ведь у нас так много общего, при, казалось бы, гигантских отличиях: и численность народонаселений наших стран, и их, в общем-то, этническая пестрота. Но, глядя на швейцарцев, понимаешь, что она — не препятствие для жизни и развития маленького, почти утопического мононационального анклава в этом безумном, безумном, безумном мире.
Иерусалим. 01.08.09
Фото автора.