– Как ты понимаешь слова Баал Шем-Това? — спросил я недавно своего 15-летнего сына Аарона, указав на цитату основателя хасидизма в одной книге.
– А ты? — ответил он вопросом на вопрос, возможно, ожидая моего объяснения. Если родители и учителя задают вопрос только для того, чтобы тут же на него ответить, прочитав лекцию, то детям думать не нужно. Ведь им все равно не дают выразить свои мысли. Впрочем, искусство педагога и заключается в его умении выслушать ученика и учиться у него.
– Я сам думаю…
Так у нас завязался разговор. Через некоторое время я поведал о своем вопросе на уроке Торы и вместо лекции слушал ответы учеников и учился у них мудрости…
…Отправляя разведчиков в страну Израиля, Моисей сказал им: «Наберитесь сил и возьмите плодов этой земли» (Бемидбар, 17:20).
Конечно же, разведчикам понадобятся силы, чтобы принести огромные плоды благословенной Святой Земли. Однако Баал Шем-Тов увидел в этом предложении скрытый смысл. Как набраться сил, как обрести силу духа? Взять плод земли и, задумавшись о том, как он рос, извлечь уроки своего духовного роста: «Оказавшись в земле, плод сначала разлагается, и лишь потом начинается рост».
Неужели можно сравнивать рост плода с духовным ростом человека? Можно, ведь сама Тора сравнивает человека с деревом. У дерева есть корни, у человека — традиции. Дерево пьет воду — душа жаждет слова Всевышнего. У дерева есть плоды, у человека — дети. Плодами человека мудрецы называют и его праведные дела…
– У плода земли, как и у ребенка, есть свои стадии развития, — сказала Юлия. — И каждая стадия важна. И в области духовного роста человек должен проявлять терпение и радоваться каждому своему достижению.
– Тот, кто сеет плоды, прилагает усилия, преодолевает трудности, — добавила Лена. — Прорастание плода в земле подобно развитию бабочки, которая превращается из гусеницы в бабочку в твердом коконе. Находясь в коконе, гусеница пытается вырваться из него. Однако если кто-то преждевременно «поможет» бабочке освободиться из кокона, то она так и не научится летать. Лишь преодолевая страдания и трудности, рожденная ползать гусеница будет летать!
Иногда мы пытаемся принимать решения за наших детей, протянуть им руку помощи. Однако каждый человек должен преодолеть свои испытания, извлечь опыт и обрести силы. Прорастая, семя сбрасывает шелуху, и кажется, что оно разрушается. Но исчезает лишь внешнее, наносное, в то время как внутренность семени сохраняется и начинает расти. Так и человек должен сбросить все наносное, всю «шелуху» и найти свою внутреннюю суть.
– Семя нужно зарыть в плодородную землю, так же и человеку нужна питательная среда, — добавил я. — Но никакая среда не поможет, если он закрыт, спрятался в панцире. Если человек считает, что он все знает, то он не сможет учиться. Обретая скромность, человек сбрасывает свой панцирь, открывает свое сердце для мудрости.
– Иногда мы говорим детям, что делать, но не показываем пример, — сказала Елена. — Надо помнить, что яблоко от яблони недалеко падает — если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие дети (яблоки), то ты сам сначала должен стать примером (цветущей яблоней)!..
Цветок — это символ весны и юности, а плод — созревания и старости.
Восстав против первосвященника Аарона, Корах утверждал, что каждый свят, и не только Аарон может служить Всевышнему.
Корах не знал о великом достоинстве Аарона.
Как, преодолевая ежедневную рутину, вдохновенно служить Всевышнему, народу и своей семье? Каждый день на протяжении сорока лет странствий в пустыне Аарон зажигал свечи Храма с тем же трепетом, с которым он зажигал свечи в первый раз.
После того как восстание Кораха провалилось, Моисей попросил глав колен принести свои посохи. На следующее утро посох Аарона расцвел и покрылся «цветами и плодами» миндаля. Почему цветы и плоды появились одновременно? Посох Аарона — это символ того, что даже тогда, когда в «наших корзинах уже много плодов», тем не менее есть еще место для «цветов» — радости, вдохновения и любви.