Врач

Знание Торы без любви к людям в сердце руководителя – это как скрипка Страдивари в руках скрипача без души. Он правильно играет по нотам, но его музыка не очищает душу и не согревает сердце.

“Две тайны в мире: звёздное небо над головой и моральный закон во мне”
 Иммануил Кант

Последнее время образ раби Акивы не дает мне покоя. То ли потому, что я сам начал учиться в зрелом возрасте, то ли сказываются литературные пристрастия детства, любовь к героическим образам,- то ли ещё почему-то.

Двадцать лет учебы Торы приучили меня искать причины отличия героев от обычных людей. Я не помню, описывал ли я те качества, за которые раби Акиву выбрала Рахель, чтобы он стал главой своего поколения. Но на всякий случай повторю: скромность, выражающаяся в том, что он, в отличие от рабов, справляя естественные надобности, уходил далеко от человеческих глаз. Порядок в душе, потому что он был прекрасным управляющим. А основное – умение искать возможности для оправдания любого человека,- даже богача, не желающего ему заплатить за три года работы.

За что же Всевышний доверил ему выполнять функцию Моше Рабейну в нашем двухтысячелетии? В книге «Мидраш рассказывает» приводится история про раби Акиву:

Однажды на кладбище рабби Акива встретил привидение — человека с тяжелой связкой хвороста на плечах. Рабби Акива остановил его и спросил: «Мой сын, кто дал тебе такую тяжелую работу? Если ты раб, я тебя освобожу!»

«Не останавливайте меня, господин, — отвечал призрак. — Я не могу прервать свою работу».

Рабби Акива начал расспрашивать и узнал, что при жизни этот человек был сборщиком налогов, совершал тяжкие грехи и после смерти должен выполнять непосильную работу и каждый день подвергаться мучительной казни. «Сын мой, — спросил рабби Акива, — разве ты не слышал на Небесах, что твой грех можно искупить?»

«Отпусти меня, — взмолился работник. — Надсмотрщики накажут меня за опоздание. Я не знаю, как получить прощение. Но однажды я слышал: «Если бы у него был сын, который мог бы сказать вместе с миньяном Борху (Благословите Б-га…), его освободили бы от наказания. Когда я умер, моя жена была беременна. Но я даже не знаю, кого она родила — мальчика или девочку. Да и если бы это был мальчик, я не знаю, кто бы взялся его учить».

«Как тебя зовут?» — спросил рабби.

«Акива».

«А твою жену?» — настаивал рабби.

«Шушмира».

«Название города?»

«Алдока».

Рабби Акива отправился туда и стал расспрашивать жителей городка об умершем. Но, едва заслышав его имя, они разражались проклятиями. Его вдова была презираема всеми, а сын вырос невеждой и даже не был обрезан.

Рабби Акива привел мальчика в ешиву, чтобы тот мог изучать Тору под его руководством, но все его усилия оказались бесплодными. Тогда рабби Акива постился сорок дней, пока Небесный Голос не спросил его: «Ты соблюдаешь пост ради этого (порочного) человека?»

«Да», — ответил рабби Акива и продолжал учить мальчика, пока тот не выучил Алефбет. Потом рабби Акива привёл его к себе в дом, обучил молитвам Шма, Биркат амазон и другим. В конце концов, мальчик мог молиться Борху вместе с общиной.

После этого рабби Акиве во сне явился отец мальчика и благословил праведника: «Да обретёшь ты покой в Ган Эдене, ибо ты избавил меня от наказания!».

Вы можете себе представить – небесный голос выражает неудовольствие тем, что раби Акива постится ради порочного человека, но он Ему перечит, проявляя, подобно Моше Рабейну, качество любви к людям! Вспомните, Моше предложил за прощение евреев весь свой будущий мир.

Извините, я сделаю несколько глубоких вдохов, успокоюсь и продолжу.

Знание Торы без любви к людям в сердце руководителя – это как скрипка Страдивари в руках скрипача без души. Он правильно играет по нотам, но его музыка не очищает душу и не согревает сердце.

Вдруг я вспомнил позавчерашний звонок из Москвы. Звонил 50-летний еврей, по профессии врач.

– Раби, — обратился он ко мне, — Я читал в вашей книге, что ваш рав Моше – большой праведник.

– Да, конечно, вы правы.

– У меня к Вам просьба.

– Слушаю.

– Попросите у него браху для моей бывшей тёщи.

– А она сама не может найти какого-либо рава?

– Нет, она умерла пять лет тому назад.

Я стал раздражаться. Не люблю мистики и сумасшедших, мне на них везёт. И тем более, беспокоить рава по всяким глупостям.

– Как же она просит?

– Она явилась ко мне во сне, говорит, что за её грехи она ни в аду и ни в раю. Она твердит, что браха большого рава вытащит её оттуда.

У меня слабый характер, не умею отказывать, да и просьба необычная.

Приведу обычную статистику бесед с разведёнными мужьями: «Жены сумасшедшие – 50%, перестали соблюдать – 20%, и то и другое – 30%». Правда, недавно один мне заявил, что он не может сказать о бывшей жене ни одного плохого слова. Так я его на второй день сосватал, кстати, невеста была подкуплена именно этим. Но звонить незнакомому человеку, просить о бывшей тёще – это уже слишком. Я навел справки о звонившем – мне сказали, вполне нормальный человек, прекрасный врач, только из 19 века – какой-то ненормально порядочный.

Я обратился к раву, тот заинтересовался, спросил, остались ли у женщины религиозные внуки. Я узнал, что у москвича есть религиозный сын, которого зовут Борух. Рав поручил ему передать, чтобы он читал мишнайот для поднятия души бабушки.

– А браху он дал? — спросил москвич.

– Браха даётся автоматически в поручении рава.

Вдруг я обратил внимание на сходство двух случаев, отключился от урока и стал вспоминать, что имя моего рава Моше переводится как «вытаскивает», а имя Борух – «благословил».

Я решил уточнить детали. Я знал, что москвич разошёлся с супругой из-за того, что она не хотела соблюдать законы Торы и у неё была душевная болезнь. Я позвонил в Москву:

– В чем была причина развода – в болезни или несоблюдении?

– Когда мы развелись, она была здорова. Неужели вы думаете, что я бы разошёлся с больной женщиной?

– Почему Ваша тёща явилась Вам во сне?

– Понимаете, моя первая жена больна, я каждый день молюсь за её здоровье.

– Почему же вы снова на ней не женились, когда она заболела?

– А она замужем, и я женат.

– Вы счастливы во втором браке?

– Ещё как!

– А она?

– Не очень. Хотя её второй муж – прекрасный человек.

– Так почему же ваша тёща явилась к вам?

– Сказать спасибо за дочку, подсказать, как за неё молиться и в промежутке попросить за себя.

– Ваша вторая жена знает о ваших молитвах?

– Конечно, она говорит, что не вышла бы замуж за человека, который в случае развода стал бы ей врагом.

Чем больше я говорил с этим человеком, тем больше ощущал себя в психиатрической клинике. Но мне почему-то казалось, что врач – как раз мой собеседник, а больной – наш прагматичный 21 век.
Вам понравился рассказ Меира Левина? Читайте другие его рассказы в   книге  Меира «Обретая себя».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

8 комментариев к “Врач

  1. Уважаемый реб Меир!

    Вы пишете, что Вам везёт на сумасшедших. Известно , что к душевнобольным людям надо относится с сочувствием и терпением. Модератор напомнил нам цитату из Мишны: — Урон, нанесенный глухонемым, душевнобольным и малолетним, особенно опасен — ведь тот, кто нанес им ущерб, подлежит наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются (Бава кама 8:4)

    Однако в письме Рамбама Послание в Йемен, или Врата Надежды я прочла , что Рамбам советует тэйманской общине временно запереть под замок душевнобольного самозванца, оповестив евреев и гоим, что он сумасшедший, и тем самым спасти общину от гонений, а безумца — от смерти.

    Как Вы считате, реб Меир, где располагается та грань, до которой душевнобольному человеку можно прощать урон, который он наносит окружающим его людям?

  2. Определять человек душевнобольной или нет может только врач На каждого душевнобольного существуют сотни с плохими характером которым нужен не врач а мудрец Будьте осторожны в вынесении диагноза Если вы не врач ине мудрец ни делайте ничего

  3. … По ребрам сбежала дорога меж правдой и ложью
    во всём есть границы: до сих человек, а потом…
    И тот, кто мучения близких услышать не может —
    зовётся двуногим. Но только двуногим скотом.

  4. Это цитата из стихотворения Арье Юдасина

Обсуждение закрыто.