История о том, как слуга Авраама Элиэзер искал жену для его сына Ицхака – одна из самых трогательных и лиричных во всем ТАНАХе. С Элиэзера лишь взяли клятву, что он выберет девушку не из местных «дочерей ханаанеев», а из Харана, родины Авраама, и не вернет Ицхака в Харан, если невеста откажется переехать к жениху. Других указаний не последовало. Авраам снабдил слугу щедрыми дарами и отправил в путь, предоставив ему возможность действовать по своему усмотрению.
Элиэзер выбрал самый простой и самый нетрадиционный метод поиска. Придя с караваном верблюдов в город Арам-Наараим, где жил брат Авраама Нахор с семьей, он остановился у ближайшего колодца и стал молиться Б-гу, чтобы Он послал ему достойную девушку: «Вот я стою у источника воды, и дочери жителей города идут за водой. Пусть девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, и я напьюсь, ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», – окажется суженой слуге твоему Ицхаку…» (24:12-14).
Как загадал – так и исполнилось. Ривка, будущая жена Ицхака и праматерь еврейского народа, тут же, как по мановению волшебной палочки, предстала перед Элиэзером и напоила его и его верблюдов.
Но ведь еврейская традиция запрещает полагаться на чудеса. Молитва, конечно, никогда не помешает, однако, ведя поиски невесты, Элиэзер должен был, в первую очередь, предпринять конкретные действия: навести справки, обратиться в местное бюро брачных знакомств, дать, наконец, объявление типа: «Объявляется конкурс на должность жены второго праотца еврейского народа, сына основоположника этического монотеизма…».
Ничего этого Элиэзер не сделал. Он рассчитывал только на чудо – и чудо свершилось. К нему подошла именно та девушка, о которой он молился: «А девица эта очень хороша собой, девственна, и ни один мужчина ее не познал» (Берешит, 24:16). Последнее качество считалось редкостью в ту аморальную эпоху.
Запретив нам полагаться на чудеса и требуя прилагать физические усилия для достижения поставленных целей, еврейские мудрецы не сообщили, однако, универсальный объем и вид этих усилий. Все зависит от конкретного человека, его воспитания, личного опыта и обстоятельств. При слабой вере в Творца и недостаточном уповании на Него (на иврите «битахон») требуется больше времени и усилий для достижения цели. При более прочном «битахоне» – меньше. Авраам-авину обладал безграничной верой в Творца. Он знал, что ему достаточно послать Элиэзера в Харан с лаконичным указанием привезти оттуда жену для Ицхака, а в остальном положиться на Б-га. Элиэзер же решил, что, ввиду отсутствия подробных инструкций, ему надо обратиться за помощью к Всевышнему, и Он не подведет. Как сказано в Книге Псалмов (Теилим): «Счастлив человек, который уповает на Б-га, ибо Б-г (оценит это упование и) станет ему опорой». Впрочем, Элиэзер уповал не только на Б-га, но и на обещание Авраама, который сказал ему на прощание: «Г-сподь… пошлет ангела Своего перед тобой», и этот ангел обеспечит успех миссии.
Молитва Элиэзера дает нам еще один важный урок. Слуга Авраама хотел найти не просто добрую, отзывчивую девушку, а добрую в квадрате, готовую не только проворно выполнить просьбу незнакомца, но и предугадать его невысказанные желания, приложив максимум усилий для их выполнения (в самом деле, попробуйте напоить десять верблюдов). Ибо доброта высшей пробы заключается в умении помочь человеку, даже если он не высказывает вслух свою просьбу.
Однажды к Раву из Бриска пришел бедный еврей и сказал, что он не сможет выпить обязательные четыре бокала вина на пасхальном Седере, и поэтому просит разрешить ему заменить вино молоком. Рав строго велел бедняку пить вино в ночь Седера и попросил свою жену дать ему денежную сумму из общинного благотворительного фонда, чтобы тот мог купить себе на праздник вино и мясо.
Когда бедняк ушел, ребецн спросила мужа, почему он дал ему деньги и на мясо, ведь речь шла только о вине. Рав ответил: «Если этот человек намеревался пить четыре бокала молока во время Седера, значит, он был готов обойтись без мяса, на которое у него, по-видимому, тоже нет денег».
Подобно раву из Бриска, Ривка умела «вычислять» нужды людей: «Пей, господин мой … и для верблюдов твоих начерпаю тоже». Такая девушка была достойна стать женой Ицхака и праматерью еврейского народа.