Йеменский король

«Бегут нечестивые, хотя никто не преследует их,
а праведные – спокойны как львы»
Притчи Соломоновы

Что общего между человеком и глиняным сосудом с точки зрения ритуальных законов Торы? Отсутствие внутреннего содержания пагубно сказывается и на том, и на другом. Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если что-то нечистое дотронулось до неё снаружи, она остается неосквернённой.

Известно, что Всевышний слепил человека из праха земного (глины) и вдохнул в него бессмертную душу. Поэтому праведники и после смерти «живее всех живых» (не путать с дедушкой Лениным!), а злодеи уже при жизни мертвы. Так, одна оболочка.

Однако, согласно средствам массовой информации, в человеке, а уж тем более в женщинах, главное – не содержание, мировозрение там, черты характера,- а формы. Оттого их демонстрируют по любому поводу и без повода. Чудится мне, это проделки мертвецов.

А вот наша история. В Йемене большинство евреев работало ювелирами (в Советском Союзе, конечно, тоже, но только в кино). И все были религиозными. Однажды в Тбилиси я вышел на улицу в кипе. Меня спросили, почему я гуляю в ювелирской шапочке?

Лучшим ювелиром Йемена был мудрец Торы рав Авраам Бадихи. Однажды наследник престола поручил раву обработать дорогое ожерелье. Рав боялся, что его могут украсть и попросил принца отвести ему место во дворце, где он смог бы спокойно работать.

Наследник выделил комнату и рав Бадихи приступил к делу. В помещении, где он работал, в углу валялся старый кувшин. Рав случайно притронулся к нему и по звуку определил, что он из чистого золота. (Наверное, точно также на моём жизненном пути мудрецы Торы находили во мне способности, о которых я даже не подозревал?) Рав обратился к принцу со своим открытием. Принц расхохотался: «Возьми кувшин себе! Я тебе его дарю». Рав не поддался соблазну, он очистил кувшин специальной пастой и принес принцу. Когда король умер, то во время восхождения на престол принц посадил ювелира рядом с собой.

Министры заволновались: за что презренному еврею такая честь? Новый король вынул золотой кувшин и спросил: «Мог бы кто-нибудь из вас поступить подобно этому еврею?». Все потупили глаза.

Всё же тогда люди были намного честнее. Сегодня все бросились бы к королю и толкались, кричали, клялись, что они бы и нитки не взяли!

Большую часть рассказа я заимствовал на сайте Толдот.ру, а они – ещё где-то. Но я ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Слушая о праведности героев Торы, мудрецах, живших давно и в других реалиях, люди обычно мысленно возражают. «Может, это и правда, может – нет; а даже если и правда, мы-то причём? Они праведники, а мы простые обыватели, в наше время такого не бывает. Да и зачем красоваться перед чужим королем, взял бы кувшин себе, сколько бы добрых дел он мог сделать с его помощью для евреев!

Поэтому расскажу аналогичную историю из моей практики. Тринадцать лет тому назад мы с супругой построили в городе Бейтаре трехкомнатную квартиру, до сих пор выплачиваем банку машканту (ссуду). В том же году супруге предложили должность «эм-байт» – «мамы общежития» в школе для девочек. Администрация школы арендует для нас жильё в районе школы. Свою квартиру мы сдаем. Жильцы попадаются разные. С некоторыми не было проблем с оплатой, но попадались такие, за которыми приходилось гоняться. Года три назад мне посоветовали: сдай квартиру праведнику, пусть платит чуть меньше, зато без нервотрепок, здоровье дороже. Я согласился. Праведник сам меня нашёл. Я договорился с ним, что раз в году мы будем пересматривать условия съёма и плату в соответствии с рыночной ценой. Первый год это было 2500, во второй – 2200, в третий я кого-то спросил, мне сказали, что цена квартир не изменилась. Я передал это жильцу.

«Уточните плату», — сказал жилец.
Мне было лень этим заниматься. Я проворчал: «А что, цена уменьшилась?»
«Нет, но уточните»,- не отставал жилец.
Я уточнил – цены на аренду повысились. Я сказал об этом жильцу.
«Сейчас правильно», — обрадовался Натан Миллер, мой жилец, и выписал чек.
Когда я пересказал кому-то эту историю, не называя имён, мне ответили: «Фамилию можете не называть, это был Натан Миллер».

Через полгода произошла необычная история. На Рош-а-Шана семья Миллера пошла молиться, а в дом зашли воры, явно арабы, обыскали все углы, собрали всё, что в доме было ценного, в том числе и ювелирные изделия, сложили в детскую коляску и… чего-то испугались и убежали. Может, к ним явился образ того самого йеменского короля и популярно объяснил им по-арабски, что с праведниками лучше не связываться? А кого ещё могут испугаться в современном Израиле арабы? Полицию, что ли? Тем более, что в религиозных городах ей просто нечего делать.

Ну а причём здесь глиняный сосуд? Догадайтесь сами.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,75 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

4 thoughts on “Йеменский король

  1. Рабби Иеошуа бен Хананья беседовал однажды с римской принцессой. Рабби Иеошуа назыали «хакима де-иеудай — мудрецом евреев». Он был истинным гигантом духа и умело защищал евреев на диспутах, навязанных ему язычниками той эпохи. Кроме своей легендарной учености он выделялся также своим внешним уродством. Он и в самом деле был настолько безобразен, что принцесса, преодолев смущение, откровенно спросила его: неужели столь отвратительный сосуд может содержать в себе столь много мудрости и знаний?

    Рабби Иеошуа ответил ей вопросом на вопрос: «В чем хранит вино ваш отец?»

    «В глиняных кувшинах», — сказала она. Все вина, включая царское, хранили тогда исключительно в глиняных емкостях.

    «Разве это достойно Императора? — воскликнул рабби Иеошуа. — По-моему, император должен держать свое вино в более дорогих сосудах — из золота и серебра!»

    Дочь цезаря согласилась. Вернувшись во дворец, она распорядилась перелить все вино ее отца в золотые и серебряные сосуды. Но в результате винный спирт вступил в химическую реакцию с металлом, и вино скисло. Когда цезарь отведал это вино, он разгневался и потребовал объяснений. Дочь сказала ему: «Так велел поступить рабби Иеошуа бен Хананья».

    Цезарь вызвал рабби Иеошуа и грозно спросил его: «Что здесь происходит?»

    Ответил рабби Иеошуа: «Я просто ответил вашей дочери на ее вопрос. Я хотел показать ей, что ценный сосуд может испортить свое содержимое». В этих словах проявилась его глубочайшая мудрость!

  2. Отсюда мы учим, что для достижения высот духовности человек должен управлять своей физической сущностью. Поэтому в еврейской традиции так много внимания уделяется личной скромности, «цниют», особой привилегии еврейской женщины. Женская красота завораживает, вызывает чувственную реакцию. Если эту красоту не контролировать, если видеть в женщине лишь красивое животное, духовное начало увядает и гибнет. Особая священная задача еврейской женщины состоит в том, чтобы представлять физическую наружность в нужном свете, чтобы сквозь красоту светила душа. Если женщина выставляет тело напоказ, следуя веяниям моды, если она стремится выразить себя лишь как физический объект, это огрубляет ее и ведет к профанации святости. Главное правило гласит: духовность расцветает лишь в скрытом состоянии. Женщина по-настоящему красива в еврейском понимании этого слова, лишь когда ее красота глубоко скрыта от посторонних взоров, когда ей сопутствуют твердые нравственные принципы.

Comments are closed.