Незадолго до рождения Ицхака Авраам и Сара попадают в филистимский город Грар. Там супруги вновь, как и у египтян, представляются братом и сестрой. Местный царь Авимелех забирает к себе во дворец красавицу Сару, но Б-г является ему во сне и велит возвратить Аврааму законную жену, а для острастки насылает на Авимелеха и его подданных тяжелую болезнь. Авимелех, подобно фараону, с возмущением и испугом спрашивает Авраама: «Что ты сделал нам? Чем согрешил я перед тобой, что ты ввел меня и царство мое в страшный грех?»
Ответил Авраам: «Я подумал: нет только страха Б-жьего в этом месте, и убьют меня из-за жены моей». В Египте Аврааму противостояли люди дикие, примитивные идолопоклонники, стремившиеся лишь к удовлетворению своих физических желаний: увидят чужую женщину – без лишних рассуждений берут ее себе, а мужа убивают. Другое дело филистимляне. Это племя стояло на высокой ступени культурного развития; они первыми начали обрабатывать железо и сформировали цивилизованное общество. У них все делалось не стихийно, а упорядоченно, по закону.
Не было «только страха Б-жьего в этом месте»: филистимляне были атеистами, а из истории мы знаем, что, отрицая Б-га, подменяя вечную и незыблемую религиозную мораль расплывчатой «общечеловеческой» моралью, атеизм порождает насилие и жестокость. Мудрец Хафец-Хаим говорил: «Без веры в Б-га мир не может существовать». Авраам хотел сказать Авимелеху: «Все у тебя есть: большие и прекрасно укрепленные города, мощеные улицы, современные боевые колесницы, развитая промышленность и передовое сельское хозяйство, совершенное государственное устройство, талантливые ученые, художники, артисты и поэты. Культура и образование на высшем уровне. Нет только страха Б-жьего».
Ничто другое, кроме «страха
Б-жьего», страха нарушить законы абсолютной морали, дарованной Творцом через Его Тору, не может сдержать в человеке животное начало, исконно присущее ему стремление убивать, насиловать, грабить. Это наглядно подтвердилось в современную эпоху, когда безверие распространилось по всей планете. Вместе с «устаревшей» религией немецкие нацисты и советские коммунисты выбросили на «свалку истории» десятки миллионов человеческих жизней. Отрицая существование души и само понятие духовности, руководствуясь теорией дарвинизма в ее примитивнейшем толковании, они рассматривали человека лишь как одну из форм животного мира. Отсюда «естественная селекция» и уничтожение целых групп населения «как класса». Отвергнув Б-га и религиозное мышление, адепты нацизма и коммунизма скатились на самое дно нравственного вырождения.
И наоборот, редкими оплотами справедливости и морали в нашу смутную эпоху оставались именно те страны, где сохранялись вера в святость библейских моральных постулатов и связь с религиозными корнями. Не парадоксально ли, что главным идолом миллионов людей, гордо называющих себя атеистами, стал американский доллар, на котором выведены слова: «In G-d we trust» – «Мы уповаем на Б-га»?
Такая же картина наблюдается и на индивидуальном уровне. Не случайно среди Праведников мира, спасавших евреев в годы Катастрофы, было очень много религиозных людей. Они же чаще других в одиночку противостояли и до сих пор противостоят террористическим режимам.
Авраам не ошибся в своих опасениях: просвещенный и цивилизованный Авимелех, которому не хватало «только страха Б-жьего», без колебаний совершил бы насилие над Сарой, если бы не сверхъестественное вмешательство Творца.