– Как справиться со злостью, разочарованием и обидой?
Мой отец поступил со мной некорректно, и я не могу справиться с возникшими эмоциями. Он позвонил и пригласил меня поехать с ним. Обещал купить билеты. После чего перестал отвечать на мои звонки. А когда я все-таки дозвонилась, он был уже на вокзале. На мой вопрос: «А как же я?» — он ответил, что проблема с билетами. На вопрос, почему не отвечал, не писал, не предупредил, дословно: «Ну виноват. Ну извини». Как мне с этим справиться? Что посоветуете?
Анна, Москва
– Наверное, это покажется парадоксом, но сразу скажу: Вам несказанно повезло, что Вы оказались в данной ситуации. Наши великие учителя говорили в подобных случаях, что человеку, получившему такой шанс, надо «танцевать от радости».
И шанс этот, который сейчас появился у Вас, состоит в том, что Вам представилась замечательная возможность на деле продемонстрировать свою способность по-настоящему выполнить заповедь о почитании родителей. Заповедь поистине уникальную, которая дается в Торе в числе Десяти заповедей (книга Шмот, 20:2–14) и сформулирована так: «Чти отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Среди множества заповедей, обуславливающих существование еврея в нашем мире, есть только две, где сама форма повеления содержит в себе и обещание Творца продлить жизнь (по сути — дать больше Небесного Света и в этом мире, и в будущем) тем, кто их выполняет. И повеление уважать отца и мать, как видим — одно из них.
В чем же сущностная особенность данной заповеди, выделяющая ее из многих других? Во-первых, в том, как разъясняется в Устной Торе, что в процессе ее реализации мы учимся любить и почитать Всевышнего. Недаром она вынесена в список заповедей, регламентирующих наши взаимоотношения с Творцом.
Во-вторых, это очень трудная заповедь. Прежде всего потому, что в основе взаимоотношений отцов и детей изначально всегда заложен некий конфликт поколений — столкновение взглядов на действительность (в самом широком смысле понятия). Что, в общем-то, совершенно естественно. Ибо это и обеспечивает необходимое движение в процессе нашей работы по исправлению мира (на иврите — Тикун Олам).
Однако данный конфликт в разных семьях может приобретать самые различные формы. Потому что речь идет о столкновении индивидуальностей родителей с индивидуальностями представителей младшего поколения. Но в том-то и дело, что заповедь о почитании отца и матери безусловна. Ее осуществление ни в коей мере не зависит ни от личностных качеств родителей, ни от их поведения по отношению к детям. То есть на детях лежит обязанность проявлять уважение к родителям, несмотря ни на что. По единственной причине: они твои родители. Что на практике означает: Тора не дает нам права обсуждать, а тем более осуждать те или иные черты родительских характеров, их поступки, слова и действия, перечить им и т.д.
Исключение составляют лишь ситуации, когда требования (просьбы) отца или матери противоречат законам Торы. Но и в этих случаях мы, ставя авторитет Торы выше родительского, должны выражать свой отказ (несогласие) в мягкой, доброжелательной, уважительной форме, избегая ссор и открытого противостояния.
Это отнюдь не предполагает, что родителям свыше дана индульгенция на произвол, тиранию, сумасбродство и т.п. в общении с собственными детьми. И у них тоже есть заповеди, очерчивающие определенные рамки в отношениях с людьми и обязанности по воспитанию собственных детей.
Однако же то, как они справляются с осуществлением этих заповедей, — вне сферы, где мы можем давать оценки тем или иным жизненным проявлениям.
Очень хорошо, если между родителями и детьми складывается в целом атмосфера взаимопонимания. Когда отцы стараются щадить чувства своих детей, не злоупотреблять их доверием, считаться с их желаниями и стремлениями. Но тогда у детей остается лишь обязанность стараться им не перечить, не грубить в любом эмоциональном состоянии и т.п. То есть не нарушать запреты, содержащиеся в заповеди о почитании родителей.
Evrei.com
Рав Элиягу ЭССАС