Шавуот в контексте календаря

Шавуот — праздник очень важный, но находящийся в тени. Когда я начинаю цикл уроков по подготовке к бар-мицве для светских подростков, я спрашиваю ученика, какие еврейские праздники он может вспомнить. Почти гарантированно, что Шавуот им «не приходит в голову», так как почти не имеет знакомых ассоциаций, в отличие от знаковых Песаха с мацой, Рош а-Шана с шофаром, Йом Кипура с постом, Суккота с шалашами, Хануки со свечами, Пурима с подарками и карнавалом.
Осмыслим Шавуот в контексте всего календаря, так как наши праздники являются цельной и взаимосвязанной системой.
Наши святые дни состоят из трех блоков.
Первый блок называется «шалош регалим» (три [праздника] паломничества). Это Песах, Шавуот и Суккот. В эти дни во времена Храма все евреи Израиля собирались в Иерусалиме.
Второй блок называется «йомим нораим» (грозные дни). Это Рош а-Шана и Йом Кипур (в английском — High Holidays). Первые два блока праздников даны нам в Торе.
Третий блок сформирован мудрецами на базе более поздней истории. Это Ханука и Пурим. Оба этих праздники отмечаются зимой. Они также связаны с понятием галута, так как имеют отношение к жизни евреев среди других (чужих) властителей. Ханука — евреи и греки, Пурим — евреи в Персии. Эти два праздника не имеют статуса «йом Тов», в них нет запретов на работу (подобно шаббатным запретам), которые есть в праздниках из Торы.
Рассмотрим блок шалош регалим.
Праздники этого блока резко отличались во времена Храма и в наши дни. В те времена важной сутью праздников было паломничество. Слово «регель» означает «нога, которая идет в Храм».
Путешествие меняло человека. Недаром во времена совка многие интеллигенты увлекались походами, брали рюкзаки и шли странствовать, вырвавшись из рутинного мира будней. Но если в нашем совковом прошлом целью похода был сам поход (процесс), то в «шалош регалим» ключевой была фраза «Дорога, ведущая к Храму». В наше время Храмово-походное измерение нам недоступно.
Шалош регалим «распадается» на весенний и осенний блоки. Первый включает Песах, Сфират а-Омер и Шавуот, второй — Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Главная суть этих блоков содержится в формуле 7+1. Семь — обозначает полноту нашей работы (семь дней недели, цветов, нот, нижних сфирот) плюс один — выход на прямую связь с Б-гом.
Блок (7+1) нагляднее проанализировать на осенних праздниках. Семь дней Суккота наполнены внешними символами. Это и сукка (шалаш), в которой мы проводим время, это и четыре вида растений, которые символизируют структуру народа (вкус и запах растений — мудрость и добрые дела) и структуру человека (лулав, этрог, листья мирта и ивы обозначают позвоночник, сердце, глаза и рот).
Шмини Ацерет — самый «пустой» от мицвот праздник, но очень важный. Мудрецы сравнивают осенний цикл со свадьбой. Суккот — это свадебный пир. Шмини Ацерет — интимная близость молодоженов в спальне после пира. Что важнее молодоженам? Свадьба — людная и яркая, но спальня выражает суть и близость. Неделя суккота также связана с 70 народами мира, которые являются гостями на свадьбе. Шмини Ацерет — внутренняя связь (в спальне, без гостей).
Мудрецы «встроили» в Шмини Ацерет идею Симхат Тора. В этот день происходит «склейка» учебы Торы — мы заканчиваем предыдущий цикл и тут же начинаем новый. Тора — это внутреннее измерение связи Б-г — человек. Б-г — автор Торы. Мы познаем автора, изучая его текст.
Осенний цикл включает одномерную схему (7+1) — семь дней Суккота и кульминация. Весенний цикл — двумерный. Вместо семи дней (как в Суккот) нам даны семь недель (49 = 7 х 7), где каждая семерка разделяется на свою семерку.
Сфират а-Омер (период между Песахом и Шавуотом) — мы считаем 49 дней. Есть два уровня счета. По-простому, сфира означает «цифра», мы считаем дни. Но те, кто умеют работать над собой, понимают сфиру как каббалистическое обозначение наших качеств. Мудрецы осмысляют и прорабатывают сфирот в себе. Первая недельная сфира выпадает на неделю праздника Песах.
Формула весеннего цикла 50 = 7 х 7 + 1. Шавуот — кульминация этого цикла. Название Шавуот переводится как «недели» (семь недель). У Шавуота есть два измерения. Базовое — это Десять заповедей. Бесконечно глубокое — это Тора со всеми ее смысловыми уровнями, отражающими глубину и многообразие проявлений Вс-вышнего в нашем мире.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора