В тексте Торы можно встретить глубокие конструкции, в которых «встречаются» пары проявлений важного аспекта. Когда нужно вскрыть очень глубокую тему, ее демонстрируют на двух примерах-историях. Эти истории внешне очень разные, и иногда читатель может сам не заметить связь между ними. Но когда мудрец — комментатор Торы сопоставляет эти два сюжета, становится видным множество интересных идей и подходов.
Мы разберем одну из таких пар. Нужные нам детали описаны не в самом тексте Торы, но в мидрашах, которые обогащают сюжет ценными моментами. Тема — «Использование и влияние Б-жественного Имени».
Рассмотрим первый сюжет. Когда Моше вышел посмотреть на то, как работают евреи в рабстве, он увидел, что египтянин бьет еврея. Сказано в Торе (Шмот, 2:12), что Моше «…убил египтянина и скрыл труп в песке». Мидраш добавляет нам подробности и говорит, что Моше убил египтянина, произнеся особое Имя Б-га.
Вторая история. Перед выводом евреев из Египта у Моше была особая миссия. Он должен был найти и достать саркофаг с телом Йосефа, чтобы вынести его с собой из Египта. Мидраш сообщает нам, что саркофаг был спрятан на дне Нила. Моше взял золотую табличку. На одной стороне он написал фразу: «Бык, встань» (Бык — это знак Йосефа), а на другой стороне — специальное Имя Б-га. И кинул Моше эту табличку в реку, и саркофаг всплыл и подплыл к Моше.
Мидраш не обязательно воспринимать буквально. Подобные истории имеют также мистический, символический и психологический смысл.
Мы видим две истории, в которых есть общий ключевой элемент: Моше использует Имя Б-га для реализации своей задачи. Обычный читатель, даже знакомый с этими мидрашами, может и не заметить этой связи. Поэтому у Торы в течение истории было множество комментаторов, которые совместными усилиями «подметили» для нас важные идеи и связи. Воспользуемся этой связкой и посмотрим, какие аспекты нам вскроются при сравнительном анализе.
Мы можем увидеть противопоставление. В первой истории Моше опустил (закопал в песок) тело египтянина. Во второй истории Моше поднял (заставил вынырнуть из воды) саркофаг с телом. Египтянин в первой истории был «отъявленный злодей», Йосеф во втором сюжете — архетип цадика (праведника). Эти схемы раскрывают великое правило жизни: «Уйди от плохого, возьми хорошее».
Можно увидеть развитие этих тем. Труп египтянина Моше закапывает в песок. На духовном уровне это можно понять следующим образом. Если зерно закопать в землю, оно прорастет. Если закопать в песок — ничего не вырастет, так как песок инертный по отношению к жизни. Можно это проинтерпретировать и так, что Моше «заморозил» плохое, чтобы оно не давало рост. Вода, в которой находился саркофаг Йосефа, символизирует «жизнедавание». Вода пробуждает. Песок консервирует.
Есть еще любопытные развития этих историй. Говорят другие мидраши, что убитый Моше египтянин перед этим обманным путем имел близость с еврейкой, и от этого родился весьма одиозный персонаж. Говорится о нем (Ваикра, 24:10): «Вышел сын египтянина… и оскорблял и проклинал Имя Б-га…» И далее (Ваикра, 24:23): «И вывели проклинающего за пределы стана и забросали камнями… как Б-г повелел Моше».
Мы видим две интересных связки. Сын «проклинал имя Б-га», а его отец был убит с помощью имени Б-га. И еще: отца закопали в песок, сына забросали камнями. Можно сказать, что от меньшего зла рождается большее зло — и мы его не просто «закапываем в песок», но и «заваливаем камнями», чтобы оно не могло «подняться» внутри нас.
Еще один момент. Историю с египтянином рав Кордозо объясняет интересным образом. Он говорит, что египтянин — это часть личности самого Моше, выросшего во дворце фараона. И, образно говоря, Моше «убивает египтянина в себе». Моше меняет свою идентификацию. Как советский еврей, который считал себя советским, но не евреем. А «пробудившись», убивает в себе совка и пробуждает еврея. Во второй истории идет речь о пробуждении внутри нас праведника (Йосеф-цадик), который «всплывает из глубины реки» и активируется в нашем внутреннем мире.
Мы получили «рецепт» правильного жизненного пути: мы должны с Б-жественной помощью «деактивировать» в себе негативные качества и «засыпать (завалить)» их песком или камнями. И мы должны сделать все, чтобы внутри нас проявлялось праведное начало, чтобы мы смогли реализовать свою миссию на земле.