Эрик Холдер играет в молчанку

По замыслу отцов-основателей нашего государства, законодательная ветвь власти в лице Конгресса должна, в числе прочего, присматривать за тем, чтобы ветвь исполнительной власти, то есть правительство, не зарывалась. Уже больше года Палата представителей пытается выполнить этот наказ по отношению к скандальной истории под названием «Быстрые и яростные» («Fast and Furious»). Так в Министерстве юстиции окрестили широкомасштабную операцию по внедрению тайных агентов ATF — Управления по борьбе с алкоголем, табаком, огнестрельным оружием и взрывчаткой — в мексиканские наркокартели.
Идиома «Fast and Furious» означает ««стремительно» или «энергично», и у двух этих слов несколько исторических созвучий. Немецкими словами «Sturm und Drang» («Буря и натиск») называют литературное движение в Германии второй половины XVIII века, связанное с отказом от культа разума в пользу эмоциональности и индивидуализма. Уильям Фолкнер назвал словами «Sound and Fury» («Шум и ярость») роман, первая часть которого написана от лица олигофрена Бенджи. В нашем Министерстве юстиции это название операции заимствовали у многосерийного голливудского боевика с Вином Дизелем и Полом Уокером в главных ролях. Серия «The Fast and the Furious» в российском прокате называется «Форсаж», а речь там идет о банде уличных гонщиков, которые носятся по Лос-Анджелесу в трех черных Honda Civic и грабят грузовики с бытовой техникой. Чтобы разоблачить их, в банду внедряют полицейского. С 2001 года режиссер Роб Коэн снял уже шесть серий «Быстрых и яростных», а режиссером самой дорогостоящей седьмой серии, которая проводилась как одноименная операция, можно считать нашего министра юстиции Эрика Холдера. Но эту серию уместнее было бы назвать «Шум и молчание».
По плану операции агенты и контрагенты ATF не препятствовали тому, что из США в Мексику по заказам наркокартелей были переправлены тысячи единиц огнестрельного оружия. Все оружие было под контролем, а операция велась в строжайшей тайне, но 14 декабря 2010 года на мексиканской границе застрелили из автомата AK-47 нашего пограничника Брайана Терри. Автомат был найден на месте преступления и оказался одним из купленных через подставного заказчика в рамках операции «Быстрые и яростные», о чем рассказал журналистам агент ATF Джон Додсон. Как выяснилось, примерно 1 700 стволов «пошли гулять», то есть вышли из-под контроля.
Семья убитого Терри обратилась в суд с иском, требуя от Министерства юстиции 25 млн долларов, а законодатели-республиканцы потребовали у министра юстиции отчета об этой операции. 3 мая 2011 года Эрик Холдер под присягой дал показания в юридическом комитете Палаты представителей и, в частности, заявил, что «не уверен в точной дате, но, вероятно, впервые услышал о «Быстрых и яростных» в течение нескольких последних недель». Это оказалось чистой воды враньем, так как служебные документы Министерства юстиции гласят, что Холдер знал еще в июле 2010 года, до убийства Брайана Терри. Тем не менее Министерство продолжало валить вину на ATF, а министр — наводить тень на плетень.
Конгресс ведет это расследование примерно полтора года, за которые Министерство юстиции ответило на 12 из 22 запросов. На прошлой неделе конгрессмен-республиканец Трей Гоуди, состоящий в юридическом комитете и комитете по надзору и правительственным реформам, предложил в качестве наказания урезать фонд зарплаты руководства Министерства юстиции на миллион долларов. По словам Гоуди, «если министр и его штат не желают сотрудничать с нами, они не заслуживают своего жалования». Сам в прошлом федеральный прокурор, Трей Гоуди не склонен урезать оплату труда работников юстиции, но в данном случае он считает, что речь идет о золотом правиле равенства перед законом.
Если простой смертный не отзовется на вызов его в качестве присяжного или не подчинится повестке с вызовом для дачи показаний большому жюри, его накажут за неуважение к суду и даже могут посадить в тюрьму. То же самое должно грозить непростому смертному, который игнорирует законное требование предоставить документы комитету Конгресса. Трей Гоуди напоминает, что по ходу операции «Быстрые и яростные» с ведома наших федеральных правоохранников тысячи стволов попали в руки мексиканским наркобандитам, сотни мирных жителей Мексики были убиты, погиб наш пограничник, а «на горизонте новое насилие и страдания, так как это оружие в основном не подотчетно».
Когда избиратели задают вопросы об этой операции, продолжает конгрессмен из Южной Каролины Гоуди, ему нечего ответить, так как ему не отвечает Министерство юстиции. Нынешняя администрация все чаще отказывается от прописной истины, что граждане демократической республики должны доверять своим институтам правосудия и руководству правоохранительных органов. Поэтому Трей Гоуди решил ударить начальство Министерства юстиции по карману, надеясь, что это подействует и дело не дойдет до требования наказать Эрика Холдера за неуважение к Конгрессу.
Отвечая на критику, Холдер заявил, что передал Палате представителей больше 7 600 страниц документов об этой операции — более чем достаточно — и, тем самым, подчинился требованиям законодателей. Председатель комитета Палаты представителей по надзору и правительственным реформам Даррел Исса сказал, что эти документы «сильно и буквально до смешного отредактированы», а из других источников его комитет получил намного больше информации. Игру Министерства юстиции в молчанку Исса в письме Эрику Холдеру сравнил с пьесой британского абсурдиста Сэмюеля Беккета «В ожидании Годо», где главные герои Владимир и Эстрагон бесконечно ждут появления некоего существа с таким именем. Эту пьесу Холдер мог и не читать, но хоть одну из шести серий фильма «Быстрые и яростные» он наверняка смотрел и мог бы работать порасторопнее. Уже не говоря о том, что честнее.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора