В 1986 террорист Карлос взорвал дискотеку «Ла Белль» в Западном Берлине, убив троих и ранив 260 человек. Прокурор Мехлис шел по его следу 11 лет. Когда Мехлис добрался до Дамаска, Асад-папа выслал Карлоса из Сирии в Судан. Но Мехлис отследил его и там. И в Хартуме в 1994 Карлоса взял французский спецназ. «Этот немец разворошит любой муравейник», – сказал тогда о Мехлисе Хафез Асад. Знал бы он тогда, что через 11 лет Мехлис разворошит и его «семейный муравейник» в Дамаске…
Комиссия ООН во главе с Мехлисом сделала однозначный вывод: Сирия и президент Ливана имеют отношение к убийству бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.
Что-то очень сильно изменилось в политической атмосфере на Ближнем Востоке. Привычный для семейства Асадов сталинский принцип: «Нет человека – нет проблем» вдруг перестал работать. Сегодня у президента Сирии есть все основания по-своему сформулировать знаменитую фразу Наполеона: «Убийство Харири было хуже, чем преступление – оно оказалось стратегической ошибкой». Грубо ошиблись те, кто решили «убрать» привычным для Дамаска образом неугодного Рафика Харири – миллиардера и экс-премьера Ливана.
Харири «вдруг оказался» не только другом «саудовского двора», но и «личным другом» президента Франции. Его смерть сдружила США и Францию. Франция и США вместе потребовали, чтобы Сирия не только вывела свои войска, но убрала свою агентуру из Ливана, разоружила террористическую «партию» «Хизбалла» и прекратила поддержку палестинских террористических группировок. США требуют прекращения содействия бандам суннитских боевиков, терроризирующих Ирак.
Пока следователи ООН «отрабатывали сирийский след» в Бейруте и Дамаске, Асад слетал за помощью в Каир. Но тут оказывается, что параллельно он уже успел испортить отношения с Египтом, пытаясь (для отвлечения внимания от «дела Харири») сорвать переговоры между Абу Мазеном и лидерами ХАМАС и НФОП, и с ПА, поддерживая оппонента Абу Мазена – Фарука Каддуми. Спецслужбы ПА обвинили Сирию в нагнетании террора против Израиля. Египет и саудиты начинают взвешивать варианты замены молодого Башара более опытным и искушенным политиком. Но признать ошибку и сделать из нее надлежащие выводы, это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
С 20 по 23 сентября (после серии допросов четырех генералов – глав спецслужб Ливана), Мехлис посещает Дамаск. К этому моменту у него «в кармане» уже было достаточно данных в пользу версии разведок США, Франции и Израиля, что убийство было совершено по приказу из Дамаска. В Дамаске он допрашивает сирийских генералов. Затем Мехлис перемещается в Вену, где начинает готовить обвинительное заключение по «делу Харири». Сирия, пытаясь избежать санкций ООН, предложила передать ей лиц, замешанных в убийстве Харири, «если их виновность будет доказана». Но при условии – не искать улик против «других сирийских деятелей по этому делу». А пока в Ливане продолжали греметь взрывы, сирийцы продолжили играть по знакомым им нотам. 25 сентября в христианском городке Джуния взрыв в машине. Покушение на Мэй Шидиак, популярную телеведущую антисирийского канала LBC, обвинявшую Сирию в убийстве Харири. Она тяжело ранена – левую ногу и руку пришлось ампутировать, у нее перелом правой ноги, ожоги лица. За ее жизнь боролись хирурги, присланные президентом Франции. Вывод наблюдателей: покушение на Мэй было предупреждением Мехлису: «Остановись или следующим будешь ты!» Позднее группировка «Джунд аш-Шам» расклеила в ливанском лагере палестинских беженцев Эйн аль-Хильве и городке Рахбэ листовки, в которых прямо угрожала убить «агента Мосада» Мехлиса. Листовка гласит: «Мы без колебания вырежем всю правящую ливанскую власть и тех, кто имеет большинство в парламенте – за сотрудничество с Западом… Мы свергнем эту власть во что бы то ни стало». 12 октября один из генералов, допрошенных Мехлисом, глава МВД Сирии Рази Кенаан, то ли покончил с собой, выстрелив себе в рот из личного револьвера системы «Смит-Вессон» 38-го калибра, то ли был убит. Его могли ликвидировать, так как он слишком много знал о смерти Харири. Хитрый и опытный царедворец, представитель «старой гвардии», он был, с точки зрения США, одним из приемлемых кандидатов на замену молодого Асада. Кенаан вряд ли мог совершить самоубийство – прежде он всегда находил выход из трудных ситуаций. Поговаривали, что его побаивается даже президент Башар Асад. Снова: «Нет человека – нет проблем»? По данным СМИ, наиболее интересными в отчете комиссии ООН являются такие данные: удалось проследить путь автомобиля, который взорвался возле кортежа Харири. Он, с тонной взрывчатки, попал в Ливан из Сирии за три дня до теракта, и за его рулем сидел полковник сирийской разведки. Во время подготовки к убийству в Ливане встречались глава общей разведки Джамиль Сейид, глава военной разведки Сирии Рустам Газале и Ахмед Джибриль, глава палестинского движения в Ливане «Народный фронт освобождения Палестины – общее командование». В отчете также отмечено: глава МИД Сирии Фарук Шараа, представивший свои показания в письменном виде, и его заместитель Валид аль-Муаллем, лгали следствию.
Но вернемся к Кенаану. Возможно, его «убрали». Но уже 18 октября вдруг выяснилось, что пятеро сирийцев, которых допрашивали люди Мехлиса, оказывается, «были не свидетелями, а подозреваемыми». А главным подозреваемым уже считают шурина президента Сирии, главу военной разведки, генерал-майора Асефа аш-Шауката, которого называют «вторым лицом» Сирии, после Башара Асада. 20 октября в качестве подозреваемых упоминается уже не только шурин президента Шаукат, но и его брат, Махир Асад. Один из свидетелей, допрошенных следователями комиссии Мехлиса, заявил, что в середине сентября 2004 они участвовали во встрече сирийских силовиков в Дамаске, и тогда было принято принципиальное решение об устранении Харири, который начал слишком активно выступать за вывод сирийских войск из Ливана. До сих пор неясно, кто вывел Мехлиса на след Кенаана. По одной из версий – израильский «Мосад». По другой – Кенаана «сдали» люди из его МВД, тайно связанные с лидерами сирийской оппозиции в изгнании. Третья версия чисто восточная: своего министра мог «сдать» сам Асад, лишь бы не стать очередной мишенью для США. Теперь он может разделаться со «старой гвардией» отца, обвинив во втягивании Сирии в авантюру с убийством экс-премьера Ливана, грозящую стране международными санкциями, а то и прямым военным вторжением. Запад пока оставляет президенту такую возможность. США больше бы устроил капитулировавший ручной Асад, чем новый руководитель, который, возможно, будет проводить ту же линию, но делать меньше ошибок. Но очень похоже, что на шее Башара Асада начинает затягиваться петля.
P. S. Кстати. Взрыв 1986 г. в дискотеке в Берлине заказал ливийский диктатор Каддафи. Ведший это следствие прокурор Мехлис был убежден, что решение о теракте было принято именно им. Но суд, проходивший с 1997 до 2001 и доказавший вину Каддафи, стал возможен только после выдачи террористов правительством Ливана. Премьер-министром Ливана, которого Мехлис с огромным трудом убедил подписать приказ о выдаче, … был Рафик Харири. Судьба?
Я не знал, что взрыв 1986 года в дискотеке в Берлине расследовал прокурор Мехлис,который сейчас расследует убийство Харири.