Слезы открывают ворота, радость разрушает стены

«Симхат – Тора, Симхат – Тора –

Из синагоги в круг двора,

Вокруг дворов,

Кругом округи,

По кругу кружева миров

Несут невесту – Тору…

… Идет святая свита свитка».

«Акафот»,

Зеев Фридбург

23 Тишрея – в нынешнем году 26 октября – наступает самый веселый и радостный еврейский праздник Симхат – Тора. Вечером и утром в синагогах устраивают акафот: (праздничное веселое шествие со свитками Торы, 7 раз по кругу), танцы со свитками Торы, сопровождаемые песнями и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу жизни.

Симхат – Тора – завершение череды еврейских праздников. В Рош-Хашана (Новый год) – Судный день Всевышний судит нас. Йом Кипур – день Искупления, раскаяния, и мы надеемся на прощение наших грехов. И веселый праздник Суккот – когда в шалашах мы ощущаем свою близость к Творцу. И наконец Симхат – Тора – «Радость Торы».

Тора – бесценный дар Всевышнего нашему народу, опора, сохранившая еврейский народ в страшной пучине истории. Нам еще предстоит узнать великие тайны, которые заложены в Торе. Но и без этого с древних времен евреи понимали, что хранить заповеданное им учение важнее собственной земли, собственной страны и собственной жизни.

ХИТРОСТЬ ЛИСЫ

Притча


135-й год новой эры. 65 лет назад завоеватели – римляне разрушили Иерусалим, уничтожили Второй Храм. Под страхом смерти они запретили соблюдение всех еврейских традиций, в том числе изучение Торы. За каждым домом установлено наблюдение. И все же евреи находили лазейку. Они изучали Тору, просто прогуливаясь по улицам. В старике с юношей, идущим по улицам, трудно заподозрить учителя и ученика. Наиболее строго следили за рабби Акивой. Но он не прекращал передавать свои знания и подготовил немало раввинов, учителей и судей. Как-то Акиву спросили, почему он так рискует своей жизнью.

На что великий Рабби ответил притчей.

«Однажды лиса прогуливалась вдоль ручья. Вдруг она заметила, что на дне его в панике мечутся рыбы.

– Чем вы так напуганы? – спросила лиса.

– Мы прослышали, что люди раскинули сети по всему ручью, и нам скоро придет конец.

– Зачем же вы жметесь ко дну? Поднимайтесь на берег, и будете жить в мире и покое, – предложила лиса.

– Видно, напрасно считают, что лиса – самая мудрая из всех зверей, – сказали рыбы. – Разве тебе не известно, что без воды мы не можем жить? Какие бы опасности ни грозили нам здесь, на суше мы погибнем гораздо быстрее.

Тора для евреев, – сказал рабби Акива, – что вода для рыбы. Если нам трудно жить, соблюдая ее законы, то без Торы мы наверняка просто погибнем».

Рабби Акиву арестовали, пытали (сдирали кожу). Он умер мученической смертью со словами «Шма Исраэль!» Но после себя он оставил множество учеников, продолживших его дело, чтобы жил еврейский народ.

«История рождается из Торы,

Меняется со временем фасад.

А люди остаются, как повТоры

Того, что было много лет назад».

Юрий Солодкин

В Торе запечатлена история рождения еврейского народа. Даруя Тору, Всевышний позволил нам постигать Его мудрость, изучать Его слово.

Тора разделена для чтения на 54 главы – по максимальному числу Суббот в еврейском году. В праздник Симхат – Тора завершается годичный цикл чтением последней недельной главы. В ней наш великий учитель Моше-Рабейну перед своей смертью благословляет каждое колено Израиля.

«И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всесильного, сынов Израиля перед смертью своей…

И сказал Б-г ему: «Вот страна, о которой поклялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову…» (глава «Абраха»).

Едва закончив последнюю главу, в этот же день мы начинаем читать Тору с начала, ибо Она постоянно должна быть с нами. Описанное в Торе – это не только наше прошлое, но настоящее и будущее – удел каждого из поколений и каждого из нас, в том числе и исход из собственного рабства (коммунистического, чужой культуры и т. д.).

И каждый сам выбирает себе путь.

«Я не хочу чужих богов,

Чужих не жажду звезд.

Но если вбит прямой вопрос,

То выбор крайне прост:

На сорок бед один ответ,

Единственный Исход –

Своя Земля,

Своя страна,

Свой собственный народ».

Анатолий Членов

С древнейших времен известны три еврейских праздника – восхождения, упоминаемые в Торе: Песах, Шавуот (Дарование Торы), Суккот. В эти дни весь народ поднимался в Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме. Праздник Симхат – Тора в таком виде, как он сейчас, начал формироваться в средние века. И со временем он становится все более и более любимым.

Сегодня многие историки вполне справедливо считают, что процесс освобождения евреев из бывшего СССР начался с массовых празднований Симхат – Тора, показавших всему миру рост еврейского самосознания.

«Живет народ мой жизнью новой,

Кто в это чудо верить мог?

… Отвергнув горькие сомненья

И злых врагов бессильный лай,

Он Б-жьим жив благословеньем,

Народ мой. Ам Израиль Хай!»

Анатолий Вулах

В 60-е годы в Москве, Ленинграде и других городах в синагоги на Симхат – Тору собирались десятки тысяч евреев. Так, в Ленинграде в 1961 году пришли на праздник около 12 тысяч человек, а в Москве в 1964 году – около 50 тысяч.

«Тот, кто не видел своими глазами, как отмечается Симхат – Тора в Москве, тот никогда в жизни не наблюдал подлинной радости, – пишет в своей книге «Евреи молчания» лауреат Нобелевской премии мира (1986 г.) Эли Визель.

А присутствовавший на московском празднике в переулке Архипова в 1964 г. поэт Александр Городницкий под впечатлением от этого события, написал стихотворение «Фрейлехс». Он отмечал, что несмотря на злобу, ненависть окружающих антисемитов:

«Евреи танцуют Фрейлехс,

Что по-русски значит – веселье».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора