Многие даже весьма далекие от соблюдения традиций евреи отмечают бар- и бат-мицвы своих детей. Однако даже те, кто делают из этого пышные празднества, зачастую затрудняются объяснить, в чем смысл этого дня.
«Мальчик становится мужчиной», — можно услышать от стремящихся к независимости детей. Родители же относятся к этому ответу с недоверием: «Мой 13-летний сын еще ребенок».
И действительно, 13-летний мальчик становится ответственным за свои поступки лишь перед людским судом, однако ответственность перед судом небесным достигается им только в 20 лет. Потому бар-мицва отмечает не то, что мальчик уже стал мужчиной, а то, что «процесс пошел», началось взросление ребенка, которое продолжится до 20 лет и в некотором смысле будет продолжаться всю его жизнь…
– Некоторые думают, что все дети хорошие, но откуда тогда берется столько плохих людей? — спросил Элиягу Эссас на одном из своих подпольных уроков Торы, которые проходили в нашем доме в Москве. — Наша же традиция учит, что из плохих детей нужно воспитывать хороших людей…
Впрочем, это утверждение может вызвать недоумение. Все мы знаем хороших детей, которые помогают окружающим.
Мудрецы Талмуда («Поучения отцов Рабби Натана») утверждали, что с момента рождения человек находится во власти дурного начала, и лишь при достижении возраста бар-мицвы в нем пробуждается хорошее начало. С этого времени в его душе начинается борьба добра со злом, которая продолжается всю его жизнь. И этот момент пробуждения в душе человека доброго начала отмечается в день бар-мицвы.
Однако и это вызывает вопрос. Как раз дети зачастую слушаются родителей, хорошо себя ведут, в то время как в подростковом возрасте у них начинаются проблемы с поведением. Так как же можно утверждать, что именно в это тяжелое подростковое время в душу ребенка проникает хорошее начало?..
Когда Всевышний творил мир, неживую природу, животных, то Тора повторяет: «И увидел Всевышний, что это хорошо».
Однако когда в шестой день был сотворен человек, то сказано: «И увидел Всевышний все, что сделал, и вот — это очень хорошо» (Берешит, 1:31). Мудрецы Талмуда объясняют, что «вот — это очень хорошо» сказано о дурном начале в человеке!
Но как можно говорить о дурном начале, что «это очень хорошо»?
У зла тоже есть своя миссия. Оно сотворено для того, чтобы противостоять добру, и в процессе борьбы быть повергнутым. Борясь со злом, добро возвышается, поднимаясь с уровня «хорошо» до уровня «очень хорошо».
Представьте себе человека, который получил в наследство миллион долларов и передал этот же миллион своему сыну. Что заработал этот человек? Ничего!
А теперь представьте себе человека, который был сотворен хорошим и на протяжении всей своей жизни не улучшил себя ни в чем. Чего достиг этот человек в области совершенствования своего характера? Ничего!
Всевышний, родители могут дать ребенку хорошую природу. Однако он пришел в этот мир для того, чтобы эту свою «хорошую» природу улучшить, сделав ее «очень хорошей».
Маленькие дети могут себя хорошо вести. Однако это поведение является результатом не их свободного выбора, а их хорошей природы или, может быть, страха перед наказанием.
Ребенок ведет себя хорошо, потому что такова его природа, но не его выбор. Когда же он повзрослел и может выбрать путь зла, но выбирает добро, то это уже не его природа, а его выбор. Потому мы отмечаем бар-мицву именно тогда, когда ребенок превращается в подростка и, начиная проявлять свою независимость, обретает свободу выбора. Теперь он может сделать свой выбор между добром и злом. И если он выбирает путь добра, то именно это — очень хорошо!..
Почему мы говорим о взрослении детей, мы ведь уже давно вышли из этого возраста?
Эти вопросы всегда актуальны для всех нас. И особенно сейчас, в период времени между праздниками Песах и Шавуот.
Еврейский календарь — это чередование праздников, которые напоминают нам не только о событиях нашей истории, но и о вехах в жизни человека. И если Песах — это день рождения нашего народа, который также соответствует началу жизни каждого из нас, то праздник дарования Торы Шавут, когда евреи приняли заповеди-мицвот, соответствует бар-мицве или бат-мицве каждого из нас.
Потому именно сейчас следует помнить, что дело не в том, какими сотворил нас Всевышний, а в том, кем сделает себя каждый из нас!