«…И появится на коже тела его… язва проказы (цараат)…» (13:2).
Когда Б-г создал этот мир, Его Б-жественный свет освещал всю Вселенную, как мощный прожектор. Присутствие Творца отражалось в каждой травинке и в каждой песчинке. Мировое зло еще не успело затуманить и замаскировать это дивное сияние.
Но вскоре Адам совершил тяжкий грех, отведав плод древа познания добра и зла, и в результате Б-г скрыл свое Присутствие за вуалью природы. Мир утратил свою прозрачность; он становился все более мутным и грубым, пока люди не утратили способность видеть, что именно Б-г и никто другой поддерживает и сохраняет его.
В книге «Берешит» сказано: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и его жене одежды из кожи и одел их» (3:21).
Мир покрылся толстой пленкой — «одеждой из кожи», которая сокрыла от людей внутреннюю суть природы, подобно тому как кожа на нашем теле закрывает все, что под ней расположено.
Интересно отметить, что на иврите кожа, «ор», произносится так же, как «ивер», слепой. Аналогия здесь простая: человеческая кожа «ослепляет» нас, не дает нам видеть внутреннее строение организма и его функционирование; а «кожа» окружающего мира мешает увидеть внутреннюю реальность, механизм Б-жественного управления всеми процессами и явлениями бытия.
Конечно, кожа — это всего лишь покров, у которого есть поры, микроскопические отверстия, пропускающие воздух внутрь организма и выпускающие наружу пот. У «кожи» Вселенной тоже есть «поры», через которые можно заглянуть внутрь, как в дверной глазок.
Приложив некоторые усилия и проявив наблюдательность, можно увидеть, как через эти «поры», сквозь трещины бытия, пробиваются лучики Б-жественного Провидения.
Неслучайно на иврите слова «кожа» и «свет» произносятся одинаково: «ор». Если мы широко откроем глаза, то «кожа» Вселенной, скрывающая от нас Б-жественное управление миром, превратится в свет, в прожектор, ярко освещающий Его Присутствие.
Но если эти духовные поры засорены, забиты грязью и пылью материализма, мы не обретем способность видеть сквозь прозрачную «кожу» Вселенной, и все, что происходит вокруг нас, будет казаться случайным и лишенным смысла и цели.
«…И появится на коже тела его… язва цараат…» Кожа покрывается проказой, когда человек теряет контакт с духовным миром и видит только внешние явления бытия, не замечая их внутренних движущих сил.
Задача коэнов, священников из рода Аарона, тех, кто учит Торе еврейский народ, состоит в том, чтобы превратить непроницаемый покров сомнения и отрицания в прозрачную мембрану, через которую будет беспрепятственно изливаться дивный свет Б-жественного Провидения, освещающий всю Вселенную.
Скромность по рецепту
«Если увидит коэн, что вот исцелилась язва проказы на прокаженном, то повелит коэн взять для очищаемого двух живых чистых птиц, и кедрового дерева, и червленицу, и иссоп» (14:3–4).
«Какими средствами он излечивается?» — спрашивает РАШИ и сам отвечает: «Он должен сойти с пьедестала своей гордыни и стать как червь или иссоп».
Среди перечисленных средств очищения высокий кедр — символ высокомерия, а червленица и низкий куст иссопа напоминают о смирении и покорности. Упомянутый в комментарии червь (толаат) соответствует червленице, багряной пряже (шни-толаат). РАШИ имел в виду, что кожные поражения типа проказы — это наказание за тщеславие и чванство.
Однажды выдающийся еврейский мудрец и основатель хасидизма Баал-Шем-Тов приехал на шаббат в большое украинское местечко. Роскошный экипаж, из которого вышел гость, привлек всеобщее внимание. Один из местных жителей упрекнул Баал-Шем-Това в нескромном поведении, в том, что он разыгрывает из себя аристократа. Баал-Шем-Тов ответил ему притчей.
«Один царь объявил, что разыскивает эликсир вечной жизни. Вскоре к нему пришел мудрец и заявил, что обладает таким средством, продлевающим годы. «Где оно? — нетерпеливо воскликнул царь. — Давай его сюда! Проси любую плату».
Мудрец ответил: «Деньги мне не нужны. Но это средство обойдется вам недешево». Царь нахмурился: «Где твое снадобье?»
«Это не микстура и не настойка, — сказал мудрец. — Если вы будете смиренны и удалитесь от всякого тщеславия, то впитаете в себя эликсир вечной жизни. Он проникнет в ваш организм через все кожные поры».
Царь всерьез принял наставление мудреца и начал скрупулезно его исполнять. Он вел себя с предельной, невероятной для его положения скромностью. Сменил царский наряд на одежды простолюдина и даже перестал ездить в карете, а вместе со слугами шел за ней пешком.
Но странное дело: чем больше он принижал себя, тем явственней звучал его внутренний голос: «До чего ты скромен! Полюбуйся на себя. Ты — великий царь, а ходишь пешком за каретой и тихо, вкрадчиво говоришь, тщательно взвешивая каждое слово, прежде чем вымолвить его. Ты даже плечи ссутулил и всегда смотришь вниз, себе под ноги. Тебе просто нет равных по части смирения и застенчивости! Молодчина!»
Царь понимал, что подобные мысли могут нейтрализовать волшебный «эликсир». Он вызвал мудреца и поведал ему о своей проблеме. «Вы неправильно поняли меня, — ответил мудрец. — Я вам вовсе не советовал ходить пешком за каретой. Наоборот, вы должны, как и раньше, ездить в экипаже и принимать все причитающиеся вам царские почести. Пусть люди и дальше низко кланяются вам. Но, несмотря на это, ваше сердце должно наполниться смирением и покорностью, без малейшего стремления к превосходству. Такую скромность гораздо труднее выработать в себе, чем рядиться крестьянином. Но иначе «эликсир» не подействует».