Есть такая ортодоксальная еврейская организация «Meorot—A Forum for Modern Orthodox Discourse». Ее лидер ортодоксальный раввин Eugene Korn опубликовал статью “In The Name of Judaism, Haredim Have Turned Inward”, что в смысловом переводе на русский звучит как «Прикрываясь именем иудаизма, харедим уходят в духовное гетто». Эту статью на английском языке можно прочитать по адресу <http://www.thejewishweek.com/editorial_opinion/opinion/name_judaism_haredim_have_turned_inward>
Эта статья ортодоксального раввина подтверждает то, о чем я уже говорил во многих статьях. А говорил я вот о чем: Тора и еврейская избранность призывают нас, евреев, выйти из духовной цитадели во весь земной духовный мир, созданный Всевышним и продолжающий развиваться по Его законам, для того, чтобы помочь всему миру понять Тору и приблизиться к жизни по ней. И ортодоксальный раввин Eugene Korn подтверждает это. Более того, он считает, что уход евреев в духовную изоляцию равносилен ассимиляции в христианство. И вот основные мысли раввина Eugene Korn по этому вопросу.
- Образ жизни харедим символизирует уход от концепций Торы и приближение к философии христианства. И это потому, что уход из реальной материальной жизни всего мира со всеми его народами делает невозможным исполнение миссии евреев как народа, избранного Всевышним для созидания лучшего мира для всех здесь живущих. Философия же христиан базируется на подготовке к лучшему миру на небесах за пределами нашего земного мира, духовно изолируясь от мирских дел.
- Еврейский народ всегда боролся с ассимиляцией и за сохранение особой еврейской идентификации. Эта ассимиляция выражалась в переходе в христианство или в замене иудаистских моральных принципов на какие-то «общечеловеческие». Эти ассимиляционные тенденции действуют и сейчас. Однако в нынешних условиях ассимиляция подкрадывается и с совершенно другой стороны.
- Нынешнее ассимиляционное движение в сторону христианства связано с харедийной (традиционно ортодоксальной) концепцией познания Бога, которая говорит, что Бог может быть познан только в условиях духовной изоляции, и личное духовное совершенство требует такой же изоляции. Такая концепция лежала в основе духовности ранних христианских монахов и была абсолютной противоположностью концепциям раввинского иудаизма.
- Раввины времен Талмуда понимали, что Тора требует от нас внедрения духовных концепций Единого Бога Торы в материальный мир всех народов, чтобы материальный мир имел духовное основание, на котором можно созидать лучший мир для всех. А это невозможно сделать при уходе из жизни в духовную цитадель.
- Раввины прошлого избегали духовной изоляции. Однако среди раввинов нынешнего мира растет ассимиляционное движение духовной изоляции, то есть движение в сторону традиций христианских монахов. Такое ассимиляционное движение особенно опасно для Израиля – оно даже опасней внешних угроз. Оно разрушает социальную солидарность народа, препятствует проведению в жизнь эффективной политики по укреплению безопасности государства и по созданию эффективной экономики.
- В США наблюдаются аналогичные явления. Многие раввины и лидеры еврейских организаций – в нарушение концепций Торы — потеряли чувство личной ответственности за состояние социально-экономических дел в США, и не призывают быть активными во всех сферах жизни страны, чтобы постепенно двигать общество к жизни по Торе.
Читатели, которые следят за моими статьями, знают, что я на стороне интерпретации Торы, даваемой этим ортодоксальным раввином Eugene Korn. И я подошел к такой интерпретации не со стороны теологических исследований истории иудаизма – я не имею теологического иудаистского образования и поэтому я не могу этим заниматься. Я подошел к этому со стороны разума, потому что я был уверен, что Всевышний создал Тору не для ритуальных упражнений избранных теологов, а для повседневного использования всеми «человеками», созданными по Его образу и подобию – так, как эти «человеки»-индивидуумы ощущают свой индивидуальный план от Всевышнего. И во многих моих статьях я предлагаю к обсуждению как это может и должен делать каждый индивидуум не по диктату теологов-раввинов, а на основе знаний, полученных от них.
Теология это учение о религиозных догматах и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать.
Я же предлагаю к обсуждению совершенно другое: в чем смысл нашей жизни, и что мы должны делать в этой жизни, чтобы наша жизнь не была бессмысленной. И я пытаюсь показать, что «религиозные догматы», которые изучаются в традиционных религиозных школах, не определяют смысла нашей жизни. Эти догматы нужны, они могут подвести нас к пониманию смысла жизни, но они не являются «смыслом». К сожалению, многие «теологи от иудаизма» не видят этой разницы, и, возможно, не в состоянии увидеть ее. Вот несколько не-теологических примеров, чтобы подкрепить то, о чем я говорю.
Без профессионального знания классической физики нельзя обсуждать вопросы влияния каких-то энергетических полей на человека. Но можно, и даже нужно, обсуждать возможное познание смысла жизни по Богу, исходя из возможности познания этого смысла, ощущая влияние Бога на человека через какие-то еще неведомые нам энергетические поля.
Без профессионального знания философии нельзя обсуждать существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия и познания. Но можно и нужно обсуждать смысл нашей жизни – тот смысл, с которым мы рождаемся. Невозможно допустить, что мы рождаемся как «чистый лист бумаги», на который можно записать уже после нашего рождения все о смысле жизни, которому мы должны следовать. И такими записывающими будут теологи (не только библейские пророки и выдающиеся священники, но и такие «записывающие» как Маркс и Гитлер), а не сам Всевышний.
Без профессиональных знаний сексуально-психологических исследований Фрейда нельзя обсуждать влияние секса на мотивацию в поведении человека, но можно обсуждать роль секса в исполнении задания Всевышнего «размножайтесь» как части смысла нашей жизни.
Таким образом, я обсуждаю не вопросы теологии, на что пытаются перевести обсуждение мои многочисленные критики, поскольку они в этой области «религиозных догматов» считают себя знатоками, а вопросы смысла нашей жизни — с чем мы рождаемся как сотворенные «по образу и подобию Бога». А для таких обсуждений требуется интеллектуализм, а не теология. И конечно, я рад тому, что ортодоксальный раввин Eugene Korn считает, что и теология истинного иудаизма обосновывает такой же смысл жизни от Бога, который я описываю в своих статьях: быть в центре жизни нашего пока духовно неиудейского мира, а не духовно изолироваться.
Мне представляется, что нет сегодня оснований для соединения Торы с иудаизмом. Нет ни одного течения иудаизма, которое бы увидело в Торе главное — наставление, как организовать жизнь в период социальной эволюции. Они различаются между собой по степени принятия Галахи, т.е. использовали Тору только как племенную книгу. 800 лет тому РАМБАМ изложил свои 13 принципов веры, многие из которых не противоречат современным представлениям. Ближе всех к РАМБАМУ подошел Геннадий Шипов в «Теории физического вакуума». Мир Высшей реальности (МВР) по Шипову фактически соответствует ряду определений РАМБАМА (Бог существует, Бог один, Бог вечен), а Тонкоматериальный мир – полевая структура, который понимается как Сознание Вселенной, элементом которого является сознание человека, соответствует представлению РАМБАМА, что Бог не имеет материальной оболочки. Важнейшей особенностью ТВФ является включение сознания в физическую теорию, на необходимость чего обращал внимание еще М.Планк. Это позволяет более четко представить механизм познания мира человеком. Как писал Никола Тесла, резонанс позволяет выявлять элементы среды, откликающиеся на мысли человека. И это соответствует представлениям Шипова, что мысли человека содержат в себе торсионную полевую структуру, аналогичную той, в которой хранится информация МВР. Значит, пора формировать общественное движение на основе Торы и Теории физического вакуума, не связывая его с религией. Естественно, кто хочет, может в приемлемых для себя формах соблюдать требования Галахи.
Лев, вы сделали очень интересное и далеко ведущее заявление: «нет сегодня оснований для соединения Торы с иудаизмом».
Соглашаться или не соглашаться с этим заявлением зависит от определения понятия «иудаизм».
Иудаизм это нравственное и религиозное мировоззрение еврейского народа.
Нравственное мировоззрение означает веру в существование Добра и Зла в нашей земной жизни, и в необходимость делать все возможное для укрепления Добра и ликвидации Зла – не под угрозой наказания, а по повелению Души, которая вместе с нами с момента нашего рождения. Душа это не отвлеченный образ чего-то поэтического, хотя и это верно, — душа это генетическая (энергетическая, божественная …) формула правил нравственности, с которыми человек рождается и по которым живет всю свою жизнь.
Религиозное мировоззрение означает веру в существование какого-то неземного создателя Души с ее формулой правил нравственности, — создателя, называемого Всевышним, кто дал нам эти критерии Добра и Зла, которые мы, земные, изменить не можем, и веру в то, что Всевышний требует от нас исполнения каких-то ритуалов, подтверждающих верность Ему, Всевышнему.
Нравственное мировоззрение индивидуально, и ему не нужны официальные религиозные организации, в то время как религиозное мировоззрение не может существовать без таких организаций. Нравственное мировоззрение базируется на Торе, а религиозное мировоззрение это Талмуд. Тора, следуя Всевышнему, провозглашает духовную свободу, давая нам Свободу Выбора и требуя личной ответственности за выбор и все содеянное. Талмуд, следуя земным авторитетам-раввинам, провозглашает духовное рабство, требуя неукоснительного следования установленным ритуалам без Свободы Выбора.
Нравственное мировоззрение это самое главное в настоящем иудаизме; религиозное мировоззрение второстепенно и служит только лишь для укрепления нравственного мировоззрения.
Какая-то оптимальная смесь нравственного и религиозного мировоззрений, то есть Торы и Талмуда, создает идеальный иудаизм (я называю такой иудаизм интеллектуальным). Однако за последние несколько сотен лет иудаизм пошел не по этому пути – и это в равной мере относиться ко всем течениям иудаизма, где ведущие раввины этих течений начали развивать ритуальную часть в ущерб нравственной.
И сейчас уже, Лев, можно оценить ваше заявление, что «нет сегодня оснований для соединения Торы с иудаизмом». Если говорить о нынешнем состоянии почти всех известных течений иудаизма, то на более чем 50% вы правы. И об этом свидетельствует все меньшее количество евреев, для которых синагога это «дом родной». Если же говорить об иудаизме каким он должен быть, о своего рода интеллектуальном иудаизме, где нравственное мировоззрение главенствует, а религиозное мировоззрение ему помогает, тогда с вами можно и не согласиться – нет пропасти между Торой и настоящим иудаизмом.
И я вижу среди раввинов настоящего, главным образом среди ортодоксальных раввинов, движение в сторону воссоединения Торы с иудаизмом, о чем свидетельствует и эта статья, которую мы обсуждаем.
Что для этого надо сделать? Да выйти из духовного гетто, из духовной самоизоляции. Синагоги должны стать школой активного участия евреев во всей многообразной нееврейской жизни с тем, чтобы помочь всем строить наш мир по нравственным канонам Торы. Смогут ли русскоязычные раввины и ешивы сделать это? Судя по реакции многих читателей «Еврейского Мира», сделать это очень трудно. Но я оптимист, потому что постоянно изучаю Тору и нашу оптимистическую еврейскую историю …
Очевидно, что представители всех течений иудаизма могут и должны собраться, чтобы осознать, что из записанного в Торе их разделяет. У меня сложилось впечатление, что все дело в интерпретации первых двух заповедей. Сегодня я попытался изложить в комментариях к статье http://www.polosa.co.il/Homo-Sovieticus-Passivus/levaya/blogs_post.aspx?catid=188&tmpid=15&objid=313 свои представления
Хорошо бы, чтобы раввины всех течений иудаизма собирались бы вместе, чтобы выяснить, что их всех объединяет. И хорошо было бы, чтобы они и пастора какого-нибудь пригласили, чтобы поговорить о иудейско-христианской морали и как объединить наши силы, чтобы бороться совместно с наступающим исламом и вместе создавать лучший мир по Торе.
Но не знаю, как это сделать — за последнее время разделительные тенденции резко усилились.
Если еще лет 25-30 тому назад я организовывал дискуссии с приглашением отродоксального, консервативного и реформистского раввинов, то сейчас это уже невозможно сделать.
Полагаю, что инициативы от религиозных вы не дождетесь. Надежду я возлагаю только на пропаганду нравственности, т.к. практически каждый прокол в политике основан на безнравственности.. Мой комментарий к статье http://mnenia.zahav.ru/Articles/1119/nevernyi_obraz_vraga в качестве примера:
«Безумцы, заседающие в ООН, не способны понять, что только нравственность людей может гарантировать мир на планете. Обама разбудил самую безнравственную силу на планете исламских радикалов, мечтающих о всемирном халифате. Дискуссия с ними к миру не ведет. Мусульманские страны, понимающие это, должны ликвидировать все редакции Корана, оставив одну и дополнив ее десятью заповедями Торы, определяющие понятие нравственность. С этого должен начаться путь к миру».
. Мне казалось, в разъяснении 7 заповедей народам Ноя можно найти поддержку нравственности, как единственного пути к будущему планеты. Но в явном виде ее не нашел. А как без доступа к истине можно повысить справедливость судебной системы? Вероятно, единственное объяснение: в эпоху Водолея все, кто не опираются на знания, погружаются в фанатизм.
Лев, давайте сначала уточним определение термина «религиозные». Мы с вами люди религиозные – религиозные по истинному иудаизму, потому что верим в божественное происхождение Торы и в то, что в конечном счете вся жизнь на земле должна прийти к организации жизни по концепциям Торы для всех здесь живущих – с помощью народа Избранного, что и будет означать «приход Мессии».
Поэтому когда вы говорите, «что инициативы от религиозных вы не дождетесь», вы, скорее всего, имеете в виду раввинов от языческого иудаизма и их паству. Здесь я с вами согласен. Но есть и раввины от истинного иудаизма со своей паствой, и примером этому является ортодоксальный раввин Eugene Korn, взгляды которого описываются в этой статье. И этот раввин, и мы с вами проявляем «инициативу», и судя по моим радиобеседам и публикациям за пределами этой газеты, мы не одни. Если исходить из нашей еврейской истории, сторонникам языческого иудаизма надо побродить по их духовной пустыне сорок лет, и тогда они войдут в зону истинного иудаизма – если, конечно, у них появиться свой Моисей.
Чем больше я анализирую логику ортодоксального раввина Eugene Korn, который пришел к заключению, что ортодоксальные евреи, замыкающиеся в духовной цитадели, по сути своей превращаются в христиан, тем более я понимаю его основанную на Торе логику.
Действительно, одно из основных отличий евреев от христиан является следующее. Главной земной целью жизни христиан является жить безгрешной жизнью, чтобы подготовить себя к настоящей жизни на небесах. И это очень близко к мировоззрению евреев в духовной изоляции синагог и общин. А Тора, отражая мысли Единого Бога, призывает к совершенно другому – созидать лучший духовный и материальный мир по проекту Всевышнего здесь на земле нашей, за пределами своих синагог и общин, и делать это не ради «теплого местечка» на небесах в мире ином.
Так что раввин Eugene Korn прав: религиозные евреи в духовной изоляции своих синагог и общин становятся на путь христианства.
Обратите внимание на пять безымянных сторонников языческого иудаизма, оценивших эту статью — в едином духовном порыве – «единицей». Я к ним не в претензии – мне даже нравиться их усердие в выполнении их языческого долга. Так всегда поступали язычники – их языческий бог требует этого, и они верны ему. Единственно, что радует, это то, что их языческие синагоги посещают только лишь около пяти процентов евреев. А это означает, что подавляющее большинство евреев является сторонниками истинного иудаизма.
Боязнь, что остальные 95% не являются сторонниками истинного иудаизма, а ассимилируются, — это естественная реакция сторонников истинного иудаизма на сам факт отторжения многими евреями синагог и раввинов, выдающих свой языческий иудаизм за истинный. Но история еврейского народа не на стороне такой боязни. С самого начала количество «избранных» было в среднем на уровне 15-20 миллионов, хотя по математической теории размножения их должно было бы быть сейчас около миллиарда. А Богу нужно всего 15-20 миллионов!
Наша еврейская история оптимистична – для осознания ее оптимистичности надо только правильно понять суть еврейской идентификации по Торе, и это не идентификация с языческим иудаизмом.
Несколько дней тому назад в интервью газете Едиот Ахронот светский мэр Тель-Авива Хулдай сказал, что следование еврейским религиозным законам превращает Израиль в Иран, и что Израиль должен быть не еврейским государством, а государством для евреев, где властвует демократия, а не еврейские религиозные законы. Хулдай это политик, а если так заявляет политик, то он уверен, что такое заявление большинство его избирателей поддерживает. По сути, мэр Хулдай говорит, что Израиль должен быть еще одним западным государством европейского типа, где законодательство основывается не на концепциях Торы, а на иудейско-христианских моральных ценностях западных демократий.
Это заявление чрезвычайно печально. Но не мэр Хулдай ответственен за это заявление. Ответственны за него раввины духовного гетто в Израиле и их паства, прежде всего харедим, которые пытаются навязать свое понимание «еврейских религиозных законов» всему Израилю. Но их понимание еврейских религиозных законов выработано их жизнью в духовной изоляции геттовской цитадели. Евреев, живущих в духовной цитадели, такая интерпретация Торы полностью устраивает. И в этом нет ничего плохого. Но таких евреев меньшинство – мизерное меньшинство. Большинство евреев не хотят жить такой жизнью. Да и не надо, поскольку Тора призывает к совершенно другой жизни – к созидательной жизни среди других для созидания лучшего мира для всех.
Но раввинов, которые помогли бы мэру Тель-Авива и жителям этого города создать свою интерпретацию «еврейских законов по Торе», которые не противоречили бы демократическим ценностям, пока нет. Нет пока раввинов, которые помогли бы евреям осознать, что между Торой и демократией нет противоречий. Но есть раввины, всячески противодействующие такому осознанию. Вот это печально!
Вы пишите: «между Торой и демократией нет противоречий». Недавно попалась статья в которой сказано: » Основополагающие принципы демократии исходят от Б-га. Их появление стало закономерной составляющей исхода из египетского рабства, ведь ни кто так сильно не стремится к свободе, равноправию и справедливости, как порабощенный человек. Поэтому основные принципы истинной демократии впервые прозвучали в Синайском откровении».
Олег, вы правы. Действительно, демократия и свобода идет от Бога, который сам является олицетворением свободы и создал всех нас по «своему образу и подобию». К сожалению, многие религиозные деятели в иудаизме и христианстве для укрепления своей авторитарной власти над верующими скрывают эту самую главную характеристику Бога от верующих, превращая религию из утверждающей духовную свободу в набор обрядов и ритуалов, которые надо неукоснительно исполнять.
Владимир. Согласен. Есть желающие превратить религию в формальный набор обрадов и ритуалов. Но многие авторитетные знатоки придерживаются иного мнения. В подтверждение приведу еще одну цитату: » В Четвёртой Заповеди сказано: «Помни день Субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай работу свою. А день седьмой, Суббота, — Богу, Всесильному Твоему: не совершай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой» («Шмот», 20:8-10). Заповедь о святости Субботы завершается повелением о равенстве людей в этот день. Кроме того, в книге «Дварим» (5:14) Четвертая Заповедь дополнена словами: «…чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, подобно тебе самому», что перекликается с золотым правилом иудаизма: «Люби ближнего своего, как самого себя» («Ваикра», 19:18). Известный еврейский философ Герман Коген утверждал, что Шаббат приобрел свое подлинное значение лишь после этого дополнения. Анализируя сказанное о Шаббате, он приходит к выводу, что идея Шаббата объединяет вершину религиозного чувства с правовым равенством всех людей». Разве это не демократия?
Олег, мне представляется, что вы все правильно понимаете и правильно интерпретируете Тору и высказывания настоящих еврейских авторитетов о Торе: моральные каноны Торы лежат в основе любой настоящей демократии. Мне хотелось бы только уточнить следующее.
(1) Желание руководить массами безмолвного народа это естественное чувство любого нормального человека, и раввины (любые священнослужители) не являются исключением. И поэтому некоторые из них пытаются представить иудаизм как свод абсолютно неизменных законов на веки-вечные. В действительности же иудаизм постоянно развивается, чтобы постоянно быть в состоянии понимать постоянно изменяющийся мир – так и было задумано Всевышним. И об этом все простые евреи должны постоянно напоминать своим раввинам.
(2) И день Субботний как раз и посвящен этому. Это не день безделья или только ритуальных молений. Это, прежде всего, день привязки интерпретаций Торы к событиям личной жизни прошедшей недели с тем, чтобы определить для себя как жить по Торе на следующей неделе – и жить по Торе не в духовной изоляции от всего нееврейского мира, а жить по Торе именно в этом иудейско-христианском мире.
(3) Демократия по Торе может существовать только в условиях свободного открытого обсуждения всех индивидуальных идей по интерпретации канонов Торы – те, кто этого не понимают, в том числе и некоторые раввины, уходят от истинного иудаизма в языческий иудаизм.
Владимир, я воспринимаю проблему несколько проще. Тут дело не в стремлении к власти. Обряды и традиции надо знать и помнить. В духовную суть и смысл заповедей надо вдумываться, понимать, искать тракатовки, соответствующие совресеным запросам паствы. Пересказывать обряды, законы и традиции гораздо проще. Это может делать практически каждый элементарно образованный человек. Мне кажется, делая главный упор на обрядовую часть религии служители культов просто-напросто облегчают себе жизнь.
Действительно, с обрядами все проще — надо запоминать и исполнять. Но когда обрады становяться самоцелью — этп полный уход от Торы! Всевышний сделал евреев народом избранным не для исполнения обрядов, а для оказания содействия всем другим народам — неевреям — в переходе от языческой морали к морали по Торе. Если это не является главной целью евреев, они возвращаются назад в язычество!
Олег, посмотрите, пожалуйста, мои другие публикации на эту же тему в этой газете.
Я хочу обратить внимание читателей на оживленную дискуссию, ведущуюся по этой статье, как и по многим другим моим статьям на темы Торы и еврейской нравственности. Это дискуссия между истинным иудаизмом и языческим иудаизмом. Истинный иудаизм оперирует разумом, а языческий — кулаками. Да, я не оговорился, именно так – это дискуссия между разумом и кулаками. Разум предлагает для дискуссии возможные интерпретации Торы и еврейской идентификации, которые дали бы возможность оставаться евреями и действовать по концепциям Торы в современной жизни. А евреи от язычества отвечаю на это кулаками — с пальцем, опущенным вниз. И чем больше я предлагаю «разума» для обсуждения, тем больше в ответ появляется кулаков с пальцами вниз.
Очень оживленная дискуссия!