Фобия — иррациональная боязнь объекта или ситуации, неприязнь или ненависть к ним.
Сталина боялись как конкретного человека, но он был страшен еще и тем, что сам страдал страхами.
Страх — от греческого слова «фобия».
В течение длительного времени я с позиций врача интересовался тем, что собою представляет личность Сталина. Парадокс жизни заключается в том, что иногда люди, принесшие боль, беду, страх, запоминаются лучше, чем добрые. Могу сказать, что, кроме юдофобии, Сталин страдал многими фобиями как патологическая личность.
Термин «юдофобия» ввел одесский врач Лев Пинскер. Будучи знатоком различных страхов, он воспользовался медицинским термином «фобия».
Он описал юдофобию в своей знаменитой брошюре «Автоэмансипация» (1882), написанной под впечатлением погромов 1881 года, последовавших за убийством царя Александра II в марте 1881 года.
Юдофобия — это болезненная ненависть к любому представителю еврейской нации. Этот термин адекватно выражает природу ненависти к евреям: страх перед Творцом, его Торой, иудаизмом и ненависть к евреям — его носителям. Любая юдофобия, антисемитизм как термин лишены логики. Думаю, что именно юдофобия привела к полному маразму советских руководителей всех уровней. Это явление политическое и психологическое.
Был ли Сталин юдофобом? Однозначно — да, как многие считают. Хотя Жорес Медведев, известный российский историк, отрицает это. Обратимся к фактам.
Почему Сталин стал антисемитом? Ведь в Грузии вроде антисемитизма не было. Просто всю свою жизнь, начиная с революционной деятельности, он сталкивался с людьми более образованными, культурными, более эрудированными, да просто лучше говорившими по-русски — евреями. Всю жизнь он завидовал популярности Льва Троцкого, ненавидел его и в итоге уничтожил. Ему, властолюбивому, злобному, коварному, циничному, злопамятному, мстительному человеку легко было стать зоологическим антисемитом. К тому же его антисемитизм сильно подогревался тем, что на его жену, Надежду Аллилуеву, влияли еврейские жены его соратников.
Почему у многих революционеров были жены-еврейки? Ничего удивительного. Это были красивые, молодые, революционно настроенные женщины, которые несли своим мужьям культуру, заботу, уважение, ласку.
Сталин долгие годы скрывал свой антисемитизм. В одном из резких разговоров с дочерью Светланой (первый муж Светланы — еврей Морозов, поклонник — известный киносценарист Алексей Каплер) Сталин бросил дочери фразу: «Вся история нашей партии есть история борьбы с евреями» (А.Н. Яковлев. «Сумерки»).
На XIV съезде партии (декабрь 1925 г.) Сталин отстранил от центральной власти лидеров партии — Троцкого, Каменева и Зиновьева. На известном процессе 1936 года из 16 подсудимых 11 были евреи.
В своей книге «Двести лет вместе» А. Солженицын задает вопрос: «И откуда же вновь этот заклятый антисемитизм? Лишенный всякой силы, дискредитированный и раздавленный окончательно… Откуда он опять?» И отвечает: «Причина антисемитизма лежит в самих евреях». Совсем не новый тезис.
Сталин насаждал государственный антисемитизм с конца 1930-х годов, когда в стране воцарился террор, а политическая власть целиком сосредоточилась в его руках. Самым мрачным и тягостным был 1949 год — год 70-летия Сталина. Никакие подарки не могли порадовать Сталина, т.к. настоящее удовлетворение он получал только от ужаса, испытываемого людьми. Того, кто проповедовал еврейскую культуру, Сталин называл «буржуазным националистом», того, кто отождествлял себя с мировой культурой, — «безродным космополитом». Борьба с космополитизмом, разгром Еврейского антифашистского комитета — все это внушало страх народу.
Еще страдал Сталин социофобией — боязнью бывать на людях. Вспомним его уединение на «ближней даче» в начале войны, 23–30 июня 1941 года. Страна осталась обезглавленной. Он боялся выступать с речью перед большой аудиторией слушателей.
Сталин страдал агарофобией — страхом открытого пространства, связанным с сопутствующими страхами.
Он боялся собственного тела — это так называемая дисморфофобия. Невысокий, рябой (лицо было покрыта следами от оспы), с неподвижным левым локтем, с атрофией мышц левой руки, сросшимися вторым и третьим пальцами на левой руке — все это вызывало комплексы у Сталина.
Вместе с тем он уделял большое внимание своему изображению на портретах. Еще в 1922 году художник И. Андреев нарисовал портрет Сталина. Будущий тиран написал красными чернилами: «Ухо сие говорит о том, что художник не в ладах с анатомией. И. Сталин». Подчеркнул свою подпись и поставил на ухе жирный красный крест. И еще: «Ухо кричит, вопиет против анатомии. И. Сталин». Хотя, честно говоря, ухо выглядело вполне нормально, не оттопыривалось. Да и, в общем, это совсем не та часть головы, на которую следовало бы обращать внимание. Но вот он обратил внимание именно на ухо. По-видимому, понимал, что волка узнают по ушам. Вообще Сталин любил свой приукрашенный образ. Поэтому позже на скульптурных изображениях и портретах лицо его выглядело холеным, исчезали оспины, глаза мудрые, уставшие, рост все увеличивался… Все ранние фото, где он был малорослый, рябой, коротконогий, были исправлены. Окружающие его товарищи удалены с фото.
Сталин не доверял врачам. В результате «докторофобии» он, оставшись без медицинского патронажа, обрек себя на роковой исход.
В 1946 году у Сталина произошел первый инсульт. Это его очень напугало. Он больше всего боялся смерти — морсофобия. С целью прожить долго он специально организовал в Киеве Институт геронтологии во главе с профессором Александром Богомольцем. Недолго поработал ученый в институте и вскоре скончался. В ответ на грустное сообщение Сталин произнес: «Всех обманул, мерзавец». Он любил произносить обидные фразы, был доволен высказанной гадостью — величайший мастер интриг со злобным завистливым характером.
Иосиф РАБКИН