Окончание.
Намерение Моше Фейглина стать премьер-министром Израиля, безусловно, похвально. Однако для этого необходимо подготовить почву не только в «Ликуде», на который он поставил, но и во всей стране. Как уже было сказано, поспешать надо медленно. И значит, вместо того, чтобы идти напролом, выставляя свою кандидатуру на пост лидера «Ликуда», где проигрыш ему будет гарантирован, Фейглин поступит гораздо разумнее, если использует силу «Манхигут Иегудит» (МИ), для того чтобы помочь сместить Шарона и привести к власти в «Ликуде» Нетаниягу. (Это тема для отдельного разговора, и мы не станем вдаваться в подробности, но для национального лагеря выгоднее иметь Биби на посту главы «Ликуда», чем Ландау). В ответ за свою поддержку МИ должно добиться от Биби письменных гарантий, согласно которым при формировании нового правительства пост министра, ответственного за средства массовой информации, будет вручён представителю МИ.
Для национального лагеря сегодня нет более важной задачи, чем получить доступ к средствам массовой информации. И не просто получить, но создать национально ориентированные радио- и телеканалы и газету. Без контроля над пропагандистской машиной, главной задачей которой станет возвращение израильским евреям национальных ценностей и правдивая подача информации об истинных намерениях близких и дальних арабских соседей, о настоящем приходе национального лагеря к власти не может быть и речи. И если занятие поста главы государства для представителя МИ сегодня совершенно нереально, то прорыв к рычагам средств массовой информации очень даже по силам.
Безусловно, это ни в коем случае не значит, что Фейглин должен отказаться от своей главной цели: вернуть «Ликуду» его первоначальные ценности и привести МИ к руководству «Ликудом». Как говорится, с волками жить — по-волчьи выть. То есть для переделки системы необходимо использовать недостатки этой системы. Если это дозволено Шарону, то почему не Фейглину? Если можно установить контроль над «Ликудом» чисто арифметическими методами, то есть, увеличивая число членов «Ликуда», поддерживающих МИ, то шанс этот упускать нельзя.
Сегодня израильская система построена так, что реально к власти может прийти только крупная партия. В такой ситуации все разговоры о том, что Фейглин должен уйти из «Ликуда» и возглавить какое-то гипотетическое правое движение или, что он пачкает себя нахождением в партии, изгнавшей из своих домов евреев, это разговоры для бедных. Во-первых, история Израиля чётко показала, что до сих пор все предыдущие попытки создания правой партии «из ничего» завершались крахом. У национального лагеря просто нет времени наступать опять на те же грабли.
Кто сказал, что членам «Ликуда» возбраняется голосовать за национальные партии? Вот пускай все те, кто уговаривают Фейглина покинуть «Ликуд», вступят в «Ликуд» (дав Фейглину шанс установить контроль над Центром партии), а потом поголовно проголосуют за любую имеющуюся национальную партию. Если эта партия, за которую они проголосуют, наберёт сразу на 10-15 мандатов больше, чем обычно, то они тем самым докажут свою правоту, то есть что правая национальная партия может с пылу с жару получить сразу кучу мандатов. Но в таком случае, что они теряют, последовав совету Фейглина относительно вступления в «Ликуд»?
А что касается «пачканья» Фейглина в «Ликуде», то не совсем понятно, что более принципиально: остаться чистеньким и пушистым, абсолютно ничего не делая и причитая, что «Ликуд» погряз в мерзости и коррупции, или насквозь перепачкаться, пытаясь эти авгиевы конюшни вычистить?
Однако продолжим наш разговор. В отличие от МИ, главной тактической задачей ОНФ должно быть собирание под одной крышей партий и групп, придерживающихся или отдающих предпочтение идеологии национального лагеря. Для этого ОНФ должна восприниматься как чисто национальная партия, то есть партия, которая вынесла политику, ведущую к трансферу арабов, на знамя партии.
Сделаем особый упор на слове политика. Хотя подавляющее большинство израильских евреев одобряет идею трансфера арабов (что неоднократно подтверждалось различными опросами), многим из них хотелось бы, чтобы трансфер произошёл в виде чуда: просыпаешься утром, а арабов уже и след простыл. Кроме того, есть большая часть сторонников трансфера арабов, которая считает, что сегодня он неосуществим, но не отрицает его необходимости в будущем.
Добавление слова политика к словосочетанию «трансфер арабов» позволит привлечь таких израильтян к голосованию за ОНФ. Им, «стыдящимся» голосовать за трансфер арабов, или не видящим возможности его немедленного осуществления, будет гораздо проще голосовать за политику действий, которые в конечном итоге должны привести к превращению Израиля в мононациональное государство.
В этом плане, с точки зрения лидерства в ОНФ, наиболее подходящим кандидатом на пост лидера партии является Арье Эльдад. На сегодняшний день он в ОНФ главный глашатай идеи трансфера арабов. Поэтому его появление на посту главы партии придало бы ей ярко выраженную национальную окраску. К сожалению, в списке «Ихуд Леуми» из-за внутрипартийных сделок, чтобы предоставить «подходящие места» для Эйтама и Леви, Эльдад был смещён на 6-ю строчку, что не повышает шансы электорального успеха ОНФ.
Дело в том, что первые 5 позиций в списке ОНФ заняты «ашкеназим», которые все живут за пределами «зелёной черты» и все являются обладателями «кипат сруга». А это значит, что если ОНФ не поставит во главу угла политику трансфера арабов, то фактически будет соревноваться с партией «Мафдаль» за один и тот же электорат. И следовательно, даже при хорошем стечении обстоятельств, вряд ли наберёт больше 5-6 мандатов.
Выдвижение Эльдада на первую строчку в списке ОНФ одновременно решит и ещё одну задачу. Светские евреи смогут воспринимать ОНФ не как сугубо религиозную партию, а как светско-религиозную партию. ОНФ должен взять на себя роль, с которой не справился «Мафдаль»: возвращать еврейские ценности светскому Израилю, содействовать достижению гармонии и единства среди еврейского народа. Наличие национально ориентированной партии, в которой смогут успешно сотрудничать как светские, так и религиозные евреи, исключительно важно для роста влияния национального лагеря. По сути, «Ликуд» (и, соответственно, МИ) — единственная политическая партия, где светские и религиозные евреи могут себя чувствовать одинаково уютно. Но «Ликуд» потерял свой статус «правой» партии, и светские национально настроенные евреи, не верящие в успех Фейглина, могут захотеть искать для себя новый дом.
Если они не найдут его в ОНФ, то, вероятно, смогут найти в партии Авигдора Либермана. По сути, программа ИБ включает почти все важнейшие цели, к достижению которых должен стремиться национальный лагерь. ИБ — единственная находящаяся в кнессете партия, проект программы которой выдвигает в качестве одного из главных пунктов необходимость изменения политической системы страны. И следовательно, её главной тактической задачей должно стать озвучивание этой программы. Хотя профессор Эйдельберг не является членом ИБ, программа Либермана позаимствовала массу его идей относительно политического переустройства государства. Тут и президентская система правления, и разделение ветвей власти, и принятие Конституции, и изменение судейской системы и даже существенное поднятие электорального барьера, за который постоянно ратует Эйдельберг.
Кроме того, программа ИБ чётко говорит о необходимости осуществления трансфера арабов, что однозначно ставит партию на национальные позиции. Здесь необходимо затронуть противоречивый пункт программы ИБ, где одновременно с трансфером населения предлагается «обмен территориями», то есть передача под контроль арабов исконно еврейских земель. С точки зрения идеологии национального лагеря, подобный подход является кощунственным и недопустимым. Но если вспомнить «маркетинговый» подход Дова Гордона, в «плане Либермана» есть очень интересное рациональное зерно.
Хотим мы это признать или нет, но без трансфера арабов Израиль не сможет существовать как еврейское государство. Как мы уже подчёркивали, большинство израильских евреев поддерживает идею трансфера арабов. План Либермана даёт многим из них тот фиговый листок, прикрывшись которым, они смогут решиться отдать свой голос в поддержку трансфера арабов. Ведь теперь у них будет для самих себя отговорка, что речь идёт не просто о «трансфере арабов», а о завершении «обмена населением», да к тому же Израиль ещё приносит в жертву свою территорию. Это позволит им рассматривать ИБ как партию «правых прагматиков», что может принести в её копилку даже голоса из лагеря тех, кто обычно поддерживает левые партии и партии центра. И значит, ОНФ и ИБ, каждый по-своему пропагандируя идею трансфера арабов, будут искать своих сторонников среди разных групп электората, что должно пойти на пользу национальному лагерю. (В скобках заметим, что, когда идея трансфера арабов обретёт однозначную легитимность, план обмена территориями может так и остаться только на бумаге. Мало ли что «обещают» политики).
И всё же наибольшие сложности у национального лагеря будут с поддержкой со стороны ортодоксальных религиозных партий. Связано это, как мы уже обсуждали, в основном с тем, что харедимные партии не чувствуют себя неотъемлемой частью государства. Чтобы они захотели присоединиться к борьбе за создание еврейского Израиля и почувствовали свою ответственность за это, их необходимо убедить в том, что национальный лагерь очень серьёзен в своём намерении вернуть еврейским ценностям подобающее им важное место в сознании народа.
Еврейские ценности должны стать составной частью программ национальных партий, что позволит религиозному израильскому электорату, голосующему за национальные партии, почувствовать свою непосредственную причастность к этим партиям. Тем самым будет сокращаться численность голосующих за сугубо религиозные партии. В идеале главная цель должна состоять в том, чтобы смешанные светско-религиозные партии стали привычной частью израильского политического ландшафта, и, следовательно, отпала бы необходимость в чисто религиозных партиях.
Задача эта исключительно трудная и, конечно же, потребует много времени на своё решение. Но для того чтобы превратить Израиль в еврейское государство, её необходимо начать решать сегодня. Скончавшийся в 1999 году один из ведущих израильско-американских политологов профессор Даниэл Элазар писал в одной из своих статей: «Опыт других стран показал, что 5 — 10-летний перерыв в обучении какому-либо предмету приводит к появлению поколения, которое или ничего не знает, или знает очень мало по этому предмету. Таким образом в Израиле появилось новое поколение, знающее очень мало о своём сионистском прошлом или о своём еврейском наследии. Это поколение, без всякого сомнения, не имеет ни малейшего понятия, насколько глубоко его гуманистические ценности уходят корнями в еврейские источники, и не получило практически никакого образования, касающегося конкретных сионистских или еврейских ценностей».
К сожалению, не только светские евреи, но и ортодоксальные евреи имеют свои трудности в верном восприятии еврейских ценностей (иудаизм галута, превалирующий среди харедим в Израиле, далёк от трансформирования в настоящий иудаизм Торы). И значит, и тем и другим предстоит открыть для себя Тору по-новому. Но ведь в конце концов, какие могут быть возражения против изучения Торы, если про неё сказано в Талмуде: «Тора была дана человечеству с одной единственной целью — улучшить людей» (Берешит Раба 44:1).
Заключение:
Рассмотренные выше и представленные с разной степенью деталей тактические шаги, конечно же, нуждаются в тщательной разработке, чтобы продемонстрировать каждой отдельной группе союзников и «попутчиков», как видение национального лагеря будет служить их интересам. Мы не ставили своей целью ни их тщательную разработку, ни даже их детальное перечисление. Да это и нереально, так как тактические шаги могут меняться в зависимости от изменяющихся обстоятельств.
Поэтому, подводя итог, просто подчеркнём, что для достижения видения национального лагеря — превращения Израиля в еврейское государство, — среди прочих, потребуется осуществление, по крайней мере, следующих тактических шагов (перечислены без какого-либо определённого порядка и приоритетности):
> Создание национально ориентированных средств массовой информации
> Разработка и осуществление последовательной политики, ведущей к трансферу арабов.
> Перестройка политических институтов управления государством.
> Преодоление разобщённости между религиозными и светскими евреями.
> Проведение суверенной независимой политики на международной арене.
> Возрождение еврейских ценностей у населения страны с целью поднятия их на уровень сознательного восприятия.
> Воспитание у молодого поколения чувства гордости за своё еврейское происхождение.
Эти и другие дополняющие их тактические шаги позволят остановить
сползание Израиля в пропасть. И, как написал профессор Эйдельберг в книге «Еврейская государственная мудрость», приблизят тот день, «когда Израиль представит пример нации, в которой Свобода уживается с Благородством, Равенство с Совершенством, Богатство с Красотою, Сиюминутное с Любовью к Вечному».