– Уважаемый рав Эссас!
Очень прошу ответить на следующий вопрос: если человек по неосторожности сказал слова «Будь проклят такой-то», чем это чревато, и как можно ситуацию исправить? Огромное спасибо за Ваш труд!
Мина, Россия
– Слова, которые мы произносим (и даже наши мысли), как не раз говорилось, способны создавать некие объекты в высших духовных мирах, вступающие во взаимодействие с механизмами Небесного Суда. Этим в значительной степени и обусловлено влияние слов (и мыслей) на человека —и на того, кто их произносит, и на того, кому они адресованы.
Полагаю, понятно, что в негативных высказываниях заложен отрицательный потенциал (за счет чего плохие слова и могут причинить какой-либо вред адресату). Этот потенциал в различных его разновидностях (выражение вслух или подсознательное хранение злости, ненависти, зависти и т.п.) носит в нашей традиции название аин а-ра, что на русский язык нередко переводят как «дурной глаз», или просто «сглаз».
Когда человек высказывает негативное отношение вслух, это может называться клала (сродни русскому слову «проклятие»). Однако корень всего этого — аин а-ра. Поэтому и оперируем в данном ответе понятием аин а-ра.
Как именно, в какой мере негативные словесные атаки могут влиять на человеческую жизнь, в каких жизненных сферах такое влияние может проявиться — мы не знаем. Однако же это не означает, что человек не в силах противостоять аин а-ра.
Существуют универсальные методы защиты от «сглаза», основанные на укреплении веры в Единого Творца мира, который (только Он один!) управляет нашими судьбами, и на повышении уровня служения Ему.
К примеру, в ситуации, описанной Вами в письме, человеку, в адрес которого прозвучала процитированная фраза, рекомендую:
1. С большим вниманием и большой сосредоточенностью, вникая в смысл каждого слова текста, читать молитву-клятву «Шма, Исраэль».
2. Увеличить количество выполняемых заповедей Торы хотя бы на одну или две.
Если же он (она), допустим, к выполнению новых для него заповедей пока не готов (нет, предположим, достаточной для этого базы знаний), нужно приложить усилия к тому, чтобы повысить уровень и качество тех заповедей, которые он старается выполнять.
Если человек старается выполнять все заповеди, которые нам полагается осуществлять в наши дни, ему следует сконцентрировать особое внимание, скажем, на двух заповедях и сделать все возможное, чтобы совершенствоваться в их исполнении.
3. Увеличить сумму цдаки (пожертвования на благотворительные цели) — в первую очередь на распространение знаний Торы, на помощь бедным и больным.
Если, к примеру, человек отделял от своего чистого дохода менее 10%, надо постараться довести сумму отчислений до 10%. Если же она и так составляла 10%, увеличить ее по возможности хотя бы на один процент или больше, допустим, на год.
Надеюсь, читателям ясно, что речь в данных мной рекомендациях идет о евреях.
Нельзя не учитывать и психологический аспект проблем, связанных с аин а-ра. Ибо сила воздействия плохих слов на человека во многом зависит от его эмоциональной «структуры», степени чувствительности к проявлениям окружающих. Разные люди воспринимают содержание и интонационную окраску таких слов по-разному.
И если человек замечает за собой, что неприятные, оскорбительные высказывания вызывают в нем острую, болезненную реакцию, ему необходимо научиться правильно оценивать подобные ситуации и внутренне отстраняться от них.
Evrei.com
Рав Элиягу ЭССАС