Белорусские евреи – трагедия и героизм

Холокост, Катастрофа или Шоа – беспримерные и чудовищные злодеяния ХХ века, совершенные гитлеровской Германией и ее сообщниками против еврейского народа. В годы Второй мировой войны нацисты поставили своей целью физическое уничтожение целого народа. К моменту падения третьего рейха они с нечеловеческой жестокостью истребили 6 миллионов евреев. Эта неслыханная трагедия по масштабам не имела аналога в самых мрачных эпохах мировой истории.

Особенно глубокий след Холокост оставил на белорусской земле, где евреям первым довелось испытать на себе провозглашенный Гитлером план «окончательного решения еврейского вопроса». Нацисты замучили, сожгли и расстреляли более 800 тысяч евреев (это свыше 80% всего еврейского населения, жившего в республике до войны). Четвертая часть из них – дети. От сотен еврейских общин в городах, особенно местечек, не осталось и следа. Белоруссия стала голгофой для 90 тысяч евреев, депортированных из Германии, Австрии, протектората Богемии и Моравии, Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов и других европейских стран.

Долгие годы в Советском Союзе не давали возможности даже прикоснуться к теме Холокоста. Определение евреев как цели нацистской политики геноцида осуждалось сталинским тоталитарным режимом, что являлось одним из элементов государственного антисемитизма.

Сразу после войны, по указанию Сталина, был наложен запрет на публикацию материалов, разоблачающих зверства нацистов в отношении евреев на оккупированных территориях страны. Известный сборник материалов и документов «Черная книга», подготовленный Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом, был уничтожен в типографии до выхода его в свет.

В те годы аспирантка академии наук Белоруссии Мария Меерович готовила кандидатскую диссертацию о фольклоре периода Великой Отечественной войны. Одна из ее глав посвящалась устному народному творчеству узников Минского гетто. Речь шла о песнях, которые они сочиняли, о сказках и байках, которые рассказывали детям. М. Меерович за эту «крамолу» была не только исключена из аспирантуры, но и арестована по обвинению в буржуазном национализме.

Коммунисты ввели табу даже на память о жертвах злодеяний гитлеровцев. Журналист Феликс Андреев был очевидцем совещания, проходившего в ЦК КП (б) Б. На нем Илья Эренбург предложил установить памятник – монумент сотням тысяч погибших белорусских евреев. Ответ Владимира Шауро, тогда ведавшего идеологией в ЦК, был однозначен и категоричен: «Почему это евреи, погибшие в годы войны, заслуживают какого-то особого к себе отношения?» Он призвал «пресечь происки сионистских агентов протащить гнилые идейки буржуазного национализма».

Сегодня в большинстве цивилизованных стран мира история Холокоста изучается в школах и университетах. А в республике Беларусь? Историк Яков Басин, проанализировав 13 специальных изданий по истории Белоруссии для школьников и студентов, вышедших в 1997 – 2003 годах, убедился, что в 12 из них «ни разу не использовано слово Холокост, ни разу не дано общего представления о геноциде евреев как целенаправленного уничтожения нацистами одного народа». И лишь в одном учебнике отмечено, что евреев и цыган «ожидало полное уничтожение».

Давно уже развеяна ложь, распространявшаяся в Советском Союзе о безропотной покорности евреев, которые, мол, обреченно шли на заклание, в то время как представители других народов боролись в рядах Красной Армии и советских партизан. Между тем, даже в энциклопедическом однотомнике «Беларусь в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.)», или в ныне завершенной 18-томной Белорусской Энциклопедии читатель не может найти сведений ни о героическом сопротивлении узников гетто, ни о еврейских партизанских отрядах, ни о смелости и мужестве евреев – партизан.

В борьбе с оккупантами евреи продемонстрировали исключительную стойкость, готовность к самопожертвованию, замечательные организаторские способности. В Минском, Брестском, Гродненском, Барановичском, Бобруйском и многих других гетто активно действовали подпольные организации. В гетто Белостока, Несвижа, Лахвы, Деречено, Глубокого, Клецка, Копыля произошли вооруженные восстания. Достойный отпор карателям оказали евреи Слоним, Кобрина, Новогрудка, Мира, Друи, Каменца, Миор, Ляхович и ряда других. В рядах белорусских партизан героически сражались порядка 30 тысяч сыновей и дочерей еврейского народа, главным образом беглецы из гетто. Вместе с другими народами Советского Союза они смело и достойно воевали с гитлеровскими оккупантами, многократно приумножая подвиги Иегуды Маккаби и Бар Кохбы. Более 15 евреев стали командирами партизанских бригад и отрядов, начальниками штабов, комиссарами.

Когда мы сегодня говорим «никто не забыт, ничто не забыто», то руководствуемся, прежде всего будущим. Память – это не только долг перед миллионами жертв Холокоста, но и необходимость донести до современников, особенно молодого поколения, суровую правду о чудовищной трагедии еврейского народа, о его Сопротивлении в борьбе с нацизмом. Молодежь обязана извлечь уроки из горького и страшного опыта Холокоста. В наши дни, когда в мире бушует неонацизм и антисемитизм, когда усиливается угроза исламского экстремистского терроризма, когда продолжается кровопролитие со стороны палестинских арабов, наша задача – предостеречь молодое поколение, чтобы подобные Холокосту трагедии никогда и нигде не могли повториться.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 комментариев к “Белорусские евреи – трагедия и героизм

  1. Сегодня темя \»Холокоста\» изучается как в школах, так и в ВУЗах Беларуси очень глубоко. Особенно в некоторых из последних существует специальныя дисциплина, где изучается не только холокост евреев в годы войны, но и вообще суть и история геноцида какого-либо народы. Нельзя утверждать, что все это забыто. Именно сейчас, как никогда, в Беларуси говорят о зверствах нацистов, так как беларусов и евреев связывает очень много. Фашистом не удалось уничтожить всех евреев, остались их потомки на территории Беларуси, которые продолжают интересоваться исторической родиной и изучают ее культуру и язык.

  2. \»Сегодня темя \»Холокоста\» изучается как в школах, так и в ВУЗах Беларуси очень глубоко. \»

    Вас не затруднит указать учебник?
    Потому что в учебнике истории для первого курса в экономическом университете в разделе посвященном оккупации евреи ВООБЩЕ не упоминаются.

    И почему Холокост вы пишете в кавычках?

Обсуждение закрыто.