Под истинным понимается жизнь в соответствии с заповедями Единого Бога, открытого нашим прародителем Авраамом. Эти заповеди призывают к созданию духовных и материальных богатств своим собственным трудом и превращению нашего мира в счастливое место для всех здесь живущих. Избранность еврейского народа понимается как миссия от Всевышнего по привлечению всех остальных к жизни по заветам Единого Бога, представленным в Торе. В современных социально-политических терминах это означает предоставленные Всевышним равные возможности для всех в достижении своего индивидуального созидательного максимума.
Жизнь по-язычески означает поклонение одному вымышленному божку и приношение ему жертв в надежде, что этот божок поможет победить врагов и обеспечить свое благосостояние за счет присвоения богатств побежденных. В современных социально-политических терминах это означает призыв к богу обеспечить всех всем желаемым вне зависимости от результатов труда каждого, что характерно для социализма и коммунизма, претворяющими в жизнь языческую нравственность. Язычество может оставаться и при поклонении одному богу. Главное в переходе от язычества к Единому Богу это не наличие одного бога и ритуальные жертвоприношения (моления) только ему, а переход к совершенно другим нравственным принципам жизни – вместо жертвоприношений и молений созидание лучшего мира для всех по заветам Всевышнего.
Борьба истинного с языческим в еврейском народе началась с момента получения нами Торы на Горе Синай, с момента оформления религии иудаизм, и продолжается в наше время.
Отличить истинный иудаизм от языческого нелегко, потому что оба иудаизма ссылаются на одни и те же авторитеты и источники знаний. Чтобы отличить истинный иудаизм от языческого, надо проанализировать их интерпретации высказываний авторитетов, что делается в этой статье на примере всеми признанных и боготворимых тринадцати принципов веры Маймона-Рамбама. Все согласны с этими принципами, но интерпретация этих принципов языческим иудаизмом принципиально отличается от интерпретации истинным иудаизмом. Самое существенное в этом отличии это следующее. Языческий иудаизм верит в то, что главное это молитвы и ритуалы в духовной цитадели своей секты, а не активные действия во всем мире – созидать во всем мире может только сам Всевышний. Истинный же иудаизм верит в то, что главное требование от Всевышнего это быть в партнерстве с Ним в созидании нашего мира по «чертежам» самого Всевышнего за пределами своей секты вместе со всем миром.
13 принципов веры Маймона-Рамбама
1: Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, творит и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все существующее.
Интерпретация языческим иудаизмом: Мы должны молиться и исполнять все положенные ритуалы е нашем духовном уединении, и это самое главное — Всевышний будет все создавать сам, как это Он и делал в Шесть Дней Сотворения Мира.
Интерпретация истинным иудаизмом: Мы должны создавать все сами по проекту Всевышнего, проникая в Его планы, представленные в Торе, и создавать во всем мире — моления и ритуалы не являются самоцелью, они только способствуют проникновению в созидательные планы Всевышнего.
2: Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и только Он один — наш Бог: был, есть и будет.
Языческий иудаизм: Из множества старых языческих богов мы оставили одного самого Единственного, подобных которому нет, но наши взаимоотношения с этим одним богом не изменились – мы должны молиться ему, делать жертвоприношения, исполнять ритуалы, и тогда Он защитит нас.
Истинный иудаизм: Наши взаимоотношения с Единым Богом совершенно другие, не такие, какие были в языческие времена – мы созданы «по Его образу и подобию», и как Он, должны быть творцами и созидать в этом мире.
3: Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, бестелесен, и к Нему не относятся свойства материи, и нет у Него никакого образа.
Языческий иудаизм: Да, это так, нет у Бога никакого образа – поэтому мы не должны подражать его образу, а должны исполнять его указания.
Истинный иудаизм: Да, у Бога нет никакого телесного образа, но у Него есть духовный образ, которому мы должны стараться подражать, поскольку мы созданы по Его образу и подобию.
4: Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, Он первый и Он последний.
Здесь нет разногласий между языческим и истинным иудаизмом.
5: Я верю полной верой, что Творцу, Чьё имя благословенно, и только Ему надо молиться, и запрещено молиться кому-либо, кроме Него.
Языческий иудаизм: Да, молиться надо только Ему, и Он защитит нас. И молиться надо только так, как это сформировалось в галутной еврейской духовной изоляции. И если кто-то высказывает мысли, отличные от того, что сформировалось в галутной изоляции, надо такого человека духовно изолировать, чтобы его «крамольные» мысли не распространялись.
Истинный иудаизм: Если молиться, то только Ему, конечно, но главное это не в формальных молениях и ритуалах – молиться можно и в душе без слов и без видимых ритуальных действий. Главное это в действиях по созидательной организации нашего мира, чтобы он стал лучшим местом для всех. А концепции лучшего для всех могут быть рождены только в дискуссиях между всеми. Поэтому иудаизм должен быть дискуссионным местом для всех мыслей, даже если какие-то мысли не вписываются в установившиеся традиции.
6: Я верю полной верой, что всё сказанное пророками — истина.
Языческий иудаизм: Да, это истина в ее конкретном словесном «замороженном» описании, привязанном к реальным событиям времи пророков, и это конкретное словесное описание неизменяемо, несмотря на изменение реальных условий жизни.
Истинный иудаизм: Да, это истина, но не в конкретном словесном описании, а в духовных наставлениях, которые объясняют суть реальных событий постоянно меняющегося мира – духовные наставления неизменны, а словесное описание меняться.
7: Я верю полной верой, что пророчество Моше, нашего учителя, — да покоится он в мире! — было истинным, и что он — вершина пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним.
Здесь нет разногласий между языческим и истинным иудаизмом.
8: Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, — это та, что была дана Моше-рабейну — да покоится он в мире.
Языческий иудаизм: Мысли Бога в Торе были интерпретированы группой раввинов около 2-х тысяч лет тому назад, и эта интерпретация, представленная в Талмуде, является вечной даже если наш мир является вечно изменяющимся.
Истинный иудаизм: Мысли Бога в Торе были интерпретированы группой раввинов около двух тысяч лет тому назад, и эта интерпретация отражает состояние мира того времени. Тора это постоянно развивающийся документ, поскольку Бог создал наш мир постоянно развивающимся. И чтобы Тора всегда могла отвечать на вопросы постоянно изменяющегося мира, она должна изменяться вместе с миром – так задумал Всевышний.
9: Я верю полной верой, что Тора эта не будет изменена и не будет другой Торы от Творца, Чьё имя благословенно.
Языческий иудаизм: Да Тора не должна быть изменена, а для этого ее интерпретация в Талмуде должна быть «заморожена» на веки вечные.
Истинный иудаизм: Да, Тора не должна быть изменена, а для этого ее интерпретация должна постоянно изменяться, чтобы она отвечала на вопросы постоянно изменяющегося мира.
10: Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, знает все дела людей и все их мысли, как сказано: «Создающий все их сердца — понимает все их дела».
Языческий иудаизм: Всевышний знает все дела и мысли каждого человека точно также как родители знают все о своих детях, и Всевышний направляет людей делать Добро, и запрещает людям делать Зло.
Истинный иудаизм: Зная все о людях, Всевышний дает людям свободу выбора, давая возможность каждому выбирать между Добром и Злом – затем Всевышний оценивает людей по их выбору и действиям.
11: Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, воздаёт добром соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди.
Языческий иудаизм: Да, это так – если ты нарушаешь заповеди Всевышнего, изложенные и «замороженные» в Талмуде, Всевышний тебя накажет, а если ты исполняешь эти заповеди, Всевышний награждает тебя.
Истинный иудаизм: Да, это так, но вознаграждение и наказание идет не напрямую «руками» Всевышнего, а через наши действия по укреплению Добра и в борьбе со Злом в соответствии с концепциями Торы: реальная жизнь, созданная Всевышним, награждает тех, кто делает Добро, и наказывает тех, кто творит Зло.
12: Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, я всё же каждый день буду ждать, что он придёт.
Языческий иудаизм: Да, Машиах придет, и для того, чтобы он пришел, мы должны следовать заветам Торы, интерпретированным в Талмуде, а эти заветы призывают нас жить в духовной изоляции – влияние других мешает нам исполнять заветы Торы в нашей интерпретации.
Истинный иудаизм: Да, Машиах придет, но только после того, когда мы построим мир по заветам вечно живой и развивающейся Торы, а для такого строительства мы должны выйти за пределы духовной изоляции и сотрудничать со всеми.
13: Я верю полной верой, что будет оживление умерших в то время, когда будет на то воля Творца, Чьё имя благословенно, и память Его вознесётся навсегда и на веки веков.
Языческий иудаизм: Да, умершие будут воскрешены в их физических формах.
Истинный иудаизм: Да, если на то будет воля Всевышнего, Он может оживить умерших, но, скорее всего, если это будет сделано, это будет сделано переселением душ умерших в физические тела новорожденных. И возможно, такое происходит уже сейчас.
Как видно из всего этого сравнения, истинный иудаизм отличается от языческого тем, что истинный иудаизм опирается на разум, данный нам Всевышним и отличивший нас от животного мира. Разум помогает нам понять созидательные указания Всевышнего и находить созидательные методы их исполнения. Основой же языческого иудаизма является не разум, а чувства сохранения и поклонения, что подавляет созидательные устремления и умерщвляет любые дискуссии, нацеленные на внедрение разума в иудаизм.
Поскольку сторонники языческого Лазаруса Берлуса объявили о захвате «телеграфа и телефона» (см. комментарии к предыдущей статье), чтобы предотвратить обсуждение всех мыслей, с которыми они не согласны, и поскольку они доказали своими действиями, что они пустыми словами не разбрасываются, у меня просьба к читателям сообщать мне напрямую, если они не видят своих комментариев опубликованными — я не отправляю в корзину ни одного комментария, на который можно ответить.
Уважаемый Владимир Минков!
Вы замечательно процитировали великого Рамбама об избранности евреев.
Со своей стороны отправляю Вас к моей статье, посвященной теме избранности еврейского народа, которая называется «Избранный народ».
Ее Вы найдете на сайте:
http://zhurnal.lib.ru/editors/p/parickij_a_s/
В моей работе описана причина и необходимость избранности еврейского народа а также некоторые последствия этой избранности.
Приятного чтения.
Александр
Александр, прочитал вашу статью об избранности еврейского народа. Спасибо, получил удовольствие — статью, действительно, интересна описанием возможного варианта формирования еврейских ген самим Всевышним для создания лучших возможностей исполнения миссии избранных.
Не считаете ли вы, что требования сурового отбора при формировании избранных приводило, и сейчас приводит, к вынужденому уходу из еврейства большого количества родившихся в еврейских семьях?