Из книги «Командировка в Египет»
– А Ваши внуки думают, что они на два поколения дальше Вас от обезьяны. Как же им Вас уважать? А мои внуки знают, что я на два поколения ближе к Авраму, Ицхаку и Якову, которые являлись тем фундаментом, на котором выстроен еврейский народ!
Начну как всегда с анекдота. Летит в самолете религиозный еврейский дедушка с внуком. Внук каждые несколько минут пытается оказать дедушке какую-то услугу. Дать воды, поправить кондиционер, укрыть пледом и т.д. Рядом сидит светский еврей. Он спрашивает:
– У Вас единственный внук? Вы его балуете?
– Нет. У меня 77 внуков и внучек.
– И все так внимательны к Вам?
– Слава Б-гу! А как же иначе!?
– Вы знаете, у меня два внука. Когда их отец приводит ко мне, они устраивают сумасшедший дом: или дерутся между собой, или подкладывают мне кнопки на стул, или делают другую пакость. После каждого их приезда неделю не могу прийти в себя, хотя всё время покупаю им дорогие подарки. В чём Ваш секрет?
– Очень просто. Вы атеист?
– Да.
– Думаете, что человек произошел от обезьяны?
– Глядя на своих внуков – уверен!
– А Ваши внуки думают, что они на два поколения дальше Вас от обезьяны. Как же им Вас уважать? А мои внуки знают, что я на два поколения ближе к Авраму, Ицхаку и Якову, которые являлись тем фундаментом, на котором выстроен еврейский народ!
Есть выражение: рыба гниет с головы, а здание разрушается с фундамента. В конце прошлого столетия в Армении произошло разрушительное землетрясение. Погибли десятки тысяч людей. Правда, мой друг Изя Коган, специалист в атомной энергетике, сказал, намекая на армянскую атомную электростанцию:
– Если бы эпицентр был на 150 км левее, всё Закавказье …
В то время все пеняли на стихию, вспоминали мистику, искали русское секретное оружие. А ларчик открывался просто: воровали цемент. И в фундаментах вместо futbalove dresy бетона был сплошной песок.
Через некоторое время в Лос-Анджелесе, в котором проживает более полумиллиона армян (его в шутку называют «Лос-арменос»), произошло землетрясение, по силе равное спитакскому. Погиб 1 человек. Потому что американские армяне жили в стране, а не в пародии на страну,- как тогдашняя Армения.
Комментаторов Торы интересует очень важный вопрос: «Почему наш народ должен был пережить изгнание в Египте?». Ответ: из-за ошибок праотцов и колен (сыновей Якова), которые являются фундаментом еврейского народа.
Рамбан считает, что Аврам ошибся, бросив «голодный» Эрец Исраэль и отправившись в «хлебный» Египет. Проявил этим недостаток веры. Что же, теперь весь еврейский народ выходит в «голодную» пустыню из «хлебного» Египта, поверив Всевышнему!
Абарбанель объясняет египетское изгнание как наказание за враждебность братьев к Йосефу. И вот Аарон, признанный пророк, радуется, что идет в услужение к младшему брату. Именно эта семья (Моше, Аарон и Мирьям) возглавляет выход из Египта.
Маараль в свою очередь, ссылаясь на Талмуд, называет такие три причины изгнания:
1) изгнание — это кара за то, что оторвали от учёбы учеников ешивы. Отправили их на войну, чтобы спасти Лота. И теперь «ученики ешив» – левиты не учавствуют в стройках «египтизма». Египтяне не заставляют их вкалывать, а просто лишают хлебных карточек. Остальные евреи не fußball trikots kaufen только не ворчат: «мы должны пахать а эти пейсатые бездельники будут штаны протирать?!», но делятся с ними и без того скудной пайкой.
2) ошибкой, вызвавшей галут, было решение отдать пленных Сдома назад своему царю. Нравы «великого Сдома» и его судьбу помните? И что? Евреи забирают с собой из Египта Батью, дочь фараона. В стремлении исправить ошибку даже изрядно «перевыполняют план», увлекая за собой массы египтян («эрев рав»). «Попутчиков», которые до сих пор приносят евреям неисчислимые беды. Не зря Виленский Гаон называл наш галут «галутом внутри ”эрев рав”» — когда есть страна, но люди, стоящие во главе её, выступают против буквы и сущности иудаизма.
3) галут приписывают недостатку веры Аврама, попросившего у Всевышнего знак, что его потомки овладеют Эрец Исраэль. Что ж, евреи выходят в пустыню, не требуя никаких знаков!
Что ещё было в египетском галуте, кроме исправления «ошибок в фундаменте»? Евреи оказались помещены в атмосферу высокоразвитой цивилизации, обладавшей в то же время развратной моралью и поклонявшейся целому сонму богов. Евреи научились и внешнему лоску, и – не путать красивый фасад с сутью.
Всевышний помог евреям выдержать испытание. Почему?
Даже те, которые погибли в Египте от недостатка веры, были добры друг к другу, говорили только на иврите, давали детям только еврейские имена, не развратничали и не страдали злоязычием.
Можем ли мы это сказать о наших современниках? Ни в коем случае! Мы были на волосок от ассимиляции. Имена и одежда любые, языка не знаем, а мораль в nike fußballschuhe günstig отношениях полов… на «среднестатистическом уровне». В политике ещё круче: почти во всех «туземных» движениях евреи – заводилы. Йоги, революционеры, борцы за «либеральность нравов»… Как шуткуют в народе русском: «сила есть, ума не надо».
Как же мы надеемся удержать наших современников от подобной участи? Причём речь не только о полной ассимиляции (гибели как евреев), но и, вспоминая «египетский опыт», также о физической гибели. Еврейскими тусовками? Песенками и прибаутками на идиш? Чушь!
Сегодня только Тора способна удержать наш народ от ассимиляции и вывести из очередного Египта. Она доказала в истории свою силу и устойчивость. А все другие попытки — просто самообман.
А как насчёт того что дети не ответственны за грехи отцов?
По Торе — ответственны. Иначе, например, понятия «мамзер» не существовало бы. И никакая тшува им не поможет — как родились мамзерами так и помрут.
Спасибо ребецин shiri20, вы смешиваете два разных понятия, отвественность и наследственность. Это не одно и то же. Как вы правильно заметили мамзерим помрут, но помрут они своей смертью в отличии от их родителей, которые за свои грехи получают смертную казнь.
вы цитирруете сталина а неТору это его выражение
История с сыновьями Кораха была задолго до сталина
Парша Ки Тейце
Отцы не должны быть преданы смерти, из-за сыновей, сыновья не должны быть преданы смерти, из-за отцов, каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
לֹא יוּמְתוּ אָבוֹת עַל בָּנִים וּבָנִים לֹא יוּמְתוּ עַל אָבוֹת אִישׁ בְּחֶטְאוֹ יוּמָתוּ:
сыновья кораха сделали тшуву
Если следовать по вашей статье, то не имеет значения что делали сыновья, так-как их папа был виновен.
Так-же вы неверно понимаете часть под номером один своей статьи (изгнание). По примеру Аврахама, всем ученикам ешив стоит понимать, что в случае войны они должны идти воевать. Более того, они должны уметь воевать, так как Аврахам имел всего несколько сот сторонников, а победил армии многих царей.
Далее, в Египте левиты жили на пособие от фараона которое тот выплачивал всем священникам.
я рассмотрел взаимосвязь между поведением родителей и сыновьями и привел комментарии мудрецов тут не было ни одной моей мысли огромная ошибка из комментария на ТОру выводить галлаху что должны делать ученики ешив в
случае войны может решать только глава поколения а не мы с вами есть источник который говорит что евреи уделяли свой маасер левитам по моему мидраш расказывает
Галаха уже была сделана Аврахамом на конкретном собственном примере
Галаха уже была сделана Аврахамом на собственном примере
галаха записана в шулхан арухе нельзя из поведения Аврама выводить АЛЛАХУ
А что евреи делали до шулхан аруха?
В НАЧАЛЕ В ЕГО РОЛИ ВЫСТУПАЛ САМ МОШЕ РАБЕЙНУ ПОТОМ В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА ВСЕГДА ИМЕЛИСЬ АЛЛАХИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
А что-бы сделал Моше Рабейну если-бы рядом с его ешивой падали ракеты арабесов?
я не рав уполномоченый отвечать на вопросы аллахи я пишу об этике
Этика находится вне халахи?
да
Какой равин сказал это?
многие
например?
я не указываю фамилий своих учителей
А учителя реформисты или консерваторы?
мои учителя мудрецы ТОРЫ реформистов иконсерваторов я даже ни разу не видел
==Начну как всегда с анекдота. Летит в самолете религиозный еврейский дедушка с внуком.==
Вообще-то, это не анекдот, а случай из жизни Рабби Яакова Каменецкого, когда его место в самолёте оказалось рядом с местом председателя израильского Гистадрута (Совета Профсоюзов) — Иеруахамa Мешеля -светского человека. И этот диалог произошёл между ними.
Во время полёта сын Реб Яакова и несколько его внуков постоянно навещали Рабби Каменецкого и спрашивали – нуждается ли он в чём-либо. Мешель был поражён тому почёту, который оказывали Реб Яакову его сын и внуки и признался, что своих детей он видит крайне редко, а внуков – почти никогда. Рабби Каменецкий объяснил разницу во взаимоотношениях с потомством через понятие их различного восприятия истории. «С точки зрения В а ш е г о сына – Вы одним поколением ближе к обезьянам. В глазах же м о е г о сына – я одним поколением ближе к Синаю», сказал Реб Яаков.
ТАК звучит этот «анекдот» в оригинале.