ПРЫЖОК

Дезертир

-Дезертир, ты арестован! — объявил офицер Советской армии растерявшемуся Аврааму Райзману, который сидел на лавке железнодорожной платформы.

… Победа в войне с Германией была уже не за горами. Почти все молодые люди были еще в армии. Потому 18-летний Авраам Райзман вызвал подозрение. В то время было немало советских солдат, которые, увидев жизнь на Западе, не хотели возвращаться домой. Солдаты снимали военную форму и пытались смешаться с местным населением. Органы безопасности охотились за говорящими по-русски молодыми людьми, которые были одеты в штатское. Их отлавливали и предавали трибуналу…

— Я был в Освенциме, — попытался объяснить что-то Авраам. Однако офицер не хотел ничего слышать. Он приказал Аврааму следовать на другую сторону платформы. Там стоял поезд, следовавший в Россию из Германии. Офицер загнал Авраама в переполненный солдатами вагон. Поезд тронулся и начал набирать скорость…

Авраам ощутил чувство горечи. Неужели мечта о свободе окажется только мечтой? Авраам Райзман родился в местечке Шасра в Закарпатье. В семье было одиннадцать детей. Когда разразилась война, Райзманы сначала оказалась в гетто в городе Фейлеш, а затем были отправлены в Освенцим. Живыми из концлагеря вышли только пятеро детей.

После освобождения Авраам вернулся в свое местечко, пришел в дом, в котором до войны жила его семья, но обнаружил, что там уже живут украинцы. Куда идти? Авраам не хотел больше здесь жить, не хотел оставаться в антисемитской России. Тогда он решил вернуться на вокзал, сесть в попутный поезд, который отвез бы его обратно в Германию, в американскую зону оккупации, надеясь, что сможет перебраться к родственникам в США.

Авраам сел на лавочке в ожидании поезда, направлявшегося на Запад. Однако первым пришел поезд, который вез советских солдат на Восток. Офицер окликнул Авраама по-русски, тот отозвался и был тут же арестован по подозрению в дезертирстве.

Теперь Авраам сидел в вагоне рядом с арестовавшим его офицером. «Неужели мне придется жить в советской России?» — думал он. Когда поезд начал набирать скорость, офицер неожиданно встал и отвернулся. Авраам, не раздумывая, воспользовался представившимся ему шансом на спасение. В то же мгновение он бросился к двери вагона и выпрыгнул из поезда.

Это было опасно. Он мог разбиться, в него могли стрелять. Но он твердо решил, что не хочет ехать в Россию, а хочет жить евреем в свободной стране. Аврааму удалось сесть в поезд, направлявшийся на Запад, добраться до американской зоны оккупации и в конце концов начать новую жизнь в США.

Он женился на праведной женщине, американской еврейке, и открыл кошерную пекарню в Бенсонхерсте (район в Бруклине).

Правильный шаг

Судьбе было угодно, чтобы в 1989 году еврейская школа Синай Академи для детей русскоязычных иммигрантов переехала в тот же район. Авраам приходил проведать «русских» учеников и до своей кончины (несколько лет назад) был большим другом школы. Имя Райзмана хорошо известно американским евреям. Но не только потому, что всевозможные сладости «Райзман» продаются во всех кошерных магазинах Нью-Йорка. Нет, просто реб Исраэль Райзман сегодня, вне всякого сомнения, самый популярный раввин Америки.

Авраам Райзман направил своего сына учиться в иешиву «Тора Вадаат» в Бруклине, и тот стал учеником главы иешивы рава Авраама Пама (благословенной памяти), а в дальнейшем и сам стал преподавать там Тору.

Около 20 лет назад Исраэль Райзман начал вести не совсем обычный урок. После окончания субботы несколько учеников собирались в частном доме, где реб Райзман преподавал ТАНАХ, связывая древние слова пророков с самыми релевантными проблемами современности и еврейского закона, включая вопросы этические, ведения бизнеса, медицинской этики и много другого. Вскоре маленький дом не вмещал всех желающих. Тогда занятия перенесли в большую синагогу. Однако и эта синагога был заполнена до отказа. Сегодня урок проходит в «Ахиэзер», одной из крупнейших синагог Нью-Йорка, вмещающей больше тысячи человек. И каждую субботу вечером (после перехода часов на зимнее время) до отказа заполняется большой зал синагоги для мужчин, большой балкон для женщин, праздничный зал, в котором ведется ретрансляция урока на экране, а в последнее время заполняется и соседняя синагога, в которой также устанавливается экран. Видео- и аудиокассеты уроков рава Исраэля Райзмана распространяются в еврейском англоязычном мире далеко за пределами США.

Недавно реб Райзман пришел в еврейскую школу «Синай», рассказал историю о своем отце, а затем добавил: «Вы знаете, как заканчивал эту историю мой отец? Он спрашивал меня: что бы произошло, если бы я не спрыгнул тогда с поезда, везущего меня в глубь Росси? Я бы жил в советской России, и ты, Исраэль, родился бы и вырос в СССР. В конце концов, мы бы приехали в Америку, и я отправил бы тебя учиться в «Синай Академи»!»

Сердца детей

Что ж, точно так же, как один неправильный шаг может поломать всю жизнь человеку, точно так же правильный шаг может положительно повлиять на всю его жизнь! И не только его, но и его детей и потомков, учеников и их семей на все поколения!

Обратите внимание на пророческие слова Торы, которые читают в Йом Кипур, повествующие о будущем раскаянии евреев и возвращении народа на свою родину.

«И будет, когда сбудутся все слова эти — благословение и проклятие, которые, примешь ты к сердцу своему… И обратишься ко Всевышнему… ты и дети твои… Тогда возвратит Всевышний изгнанников твоих и проявит милосердие к тебе, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Всевышний. Даже если бы был заброшен ты на край небес, и оттуда соберет тебя Всевышний.И приведет тебя Всевышний в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею… И откроет Всевышний твое сердце и сердце потомков твоих…» (Дварим 30:1-6).

Что означают слова: «И откроет Всевышний твое сердце и сердце потомков твоих»?

Ребе из Гур приводит объяснение в своей книге «Сфат Эмет», которое потрясло меня до глубины души. Когда еврей совершает правильный выбор, возвращаясь к Торе, то этим он определяет не только свою судьбу, но и судьбу своих детей. Ведь в награду за раскаяние Всевышний открывает «твое сердце и сердце потомков твоих». После греха золотого тельца Моисей и весь еврейский народ совершали раскаяние в течение сорока дней. И в последний день, в Йом Кипур, удостоились прощения и дарования вторых скрижалей Торы. И с тех пор эти сорок дней называются «днями желания» (тридцать дней месяца Элул и десять дней Тишрей от Рош Хашана до Йом Кипура). В эти дни во всех поколениях Всевышний приближается к потомкам тех евреев, которые раскаялись в Синайской пустыне, чтобы открыть их сердца. Что ж, продолжая эту мысль, можно сказать, что правильный выбор, правильный шаг, который мы можем совершить в своей жизни, открывает не только наши сердца, но и сердца наших детей и их потомков. Потому лучший способ наставления своих детей на путь истинный начинается с себя самого!

Всегда с тобой!

Впрочем, даже если человек уже «упал на дно» или едет в поезде в неправильном направлении, должен все равно помнить, что еще не поздно спрыгнуть с поезда и вернуться к своему народу.

«И возгорится гнев (Всевышнего) на него в тот день… и постигнут его многие бедствия и невзгоды; и скажет он в тот день: «не потому ли, что нет Б-га во мне, постигли меня эти бедствия?» А (Всевышний) же совершенно сокроет Свое лицо в тот день…» Дварим (31:17-18).

За что наказывается еврей, который уже раскаялся в своих грехах и сказал: «Не потому ли, что нет Б-га во мне, постигли меня эти бедствия?» — спрашивает Рамбан. — Ведь «сокрытие лица Всевышнего» намек на разрушение Храма.

Реб Буним из Пшесиха отвечает, что наказание постигает человека не за совершенные им в прошлом грехи, а за отчаяние, которое охватывает его перед лицом испытаний и страданий. Ибо даже в самые тяжелые минуты жизни человек не должен терять веру, ему следует помнить, что Всевышний не оставит его в беде. Те, кто перестают видеть Б-га в своей жизни, наказываются тем, что и Всевышний «скрывает Свое лицо» от них! Но те, кто продолжают, несмотря ни на что, ощущать близость Всевышнего, награждаются тем, что Всевышний открывает им «Свое лицо» и «открывает их сердца!» Такие люди находят в себе силы «спрыгнуть с поезда». У каждого из нас есть «поезд», с которого мы в преддверии Йом Кипура еще можем спрыгнуть и возвратиться к своему народу!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора