Могут ли арабы, составляющие пятую часть населения Израиля, быть лояльными гражданами еврейского государства?
Недавно я побывал в нескольких районах Израиля со значительным арабским населением (Яффо, Бака эль-Гарбия, Умм эль-Фахм, Хайфа, Акко, Назарет, Голанские высоты, Иерусалим) и обсуждал этот вопрос с израильтянами — арабами и евреями, придерживающимися типичных взглядов.
Я обнаружил, что арабоязычные граждане еврейского государства испытывают крайне противоречивые чувства по поводу жизни в еврейском государстве. С одной стороны, они недовольны тем, что иудаизм является привилегированной религией в стране, что Закон о возвращении позволяет иммигрировать по желанию только евреям, что основным языком государства является иврит, что на флаге — звезда Давида, а в гимне — упоминание о еврейской душе. С другой стороны, они ценят экономические успехи страны, уровень медицинского обслуживания, правопорядок и функционирующую демократию.
Эти противоречия выражаются по-разному. После 1949 года небольшое, необразованное и побежденное арабское население Израиля выросло в десять раз, приобрело современные навыки и восстановило уверенность в себе. Некоторые из них занимают престижные и ответственные посты, в том числе судья Верховного суда Салим Джубран, бывший посол Али Яхья, бывший министр правительства Ралеб Маджадле и журналист Халед Абу Тоаме.
Но немногочисленные ассимилированные меркнут рядом с недовольными массами, отождествляющими себя с «Днем земли», «Днем Накбы» и документом, в котором рассматривается будущее палестинских арабов в Израиле (The Future Vision of Palestinian Arabs in Israel). Показательно, что большинство израильских арабов-парламентариев, таких как Ахмед Тиби и Ханин Зуаби, — горлопаны, извергающие потоки антисионизма. Израильские арабы все чаще прибегают к насилию против своих еврейских соотечественников.
В действительности израильские арабы испытывают двойной парадокс. Даже с учетом дискриминации, в Израиле они имеют больше прав и стабильности, чем любое арабское население, проживающее в своих суверенных странах (например, Египет и Сирия). Во-вторых, они — граждане страны, которую их собратья-арабы ненавидят и угрожают уничтожить.
Мои беседы в Израиле привели меня к выводу, что эти сложности препятствуют обстоятельным дебатам как среди евреев, так и арабов о совокупных последствиях аномального существования израильских арабов. Экстремистские парламентарии и буйная молодежь не принимаются во внимание как нехарактерные крайности. Вместо серьезных дискуссий можно услышать, что если бы к израильским арабам относились с большим уважением и они получали бы больше муниципальной помощи от центрального правительства, то это ослабило бы недовольство; что надо различать хороших израильских арабов и плохих арабов с Западного берега и из Газы, а также учесть, что израильские арабы могут метастазировать в палестинцев, если Израиль не станет относиться к ним лучше.
Мои собеседники обычно отмахивались от вопросов об исламе. Воспринималось чуть ли как невежливость напоминание об исламской доктрине мусульманского самоуправления (мусульмане составляют 84% арабского населения Израиля), а попытки обсудить стремление мусульман установить исламский закон вызывали непонимающие взгляды и переход на более сиюминутные темы.
Это непонимание напоминает Турцию перед 2002 годом, когда большинство турок предполагало, что изменения в обществе в результате революции Ататюрка пришли навсегда, и что исламисты останутся на обочине. Реальность оказалась совсем другой: через десять лет после того как исламисты пришли к власти демократическим путем в конце 2002 года, правительство последовательно устанавливает исламские законы и строит неоосманскую державу.
Я предсказываю подобную эволюцию и в Израиле при обострении парадоксов, связанных с израильскими арабами. Мусульманские граждане Израиля будут продолжать расти численно, в навыках и уверенности, становясь одновременно более интегрированными в жизнь страны и более амбициозными в усилиях сбросить еврейский суверенитет. Это говорит о том, что по мере того как Израиль преодолевает внешние угрозы, израильские арабы будут вызывать все большее беспокойство. Я берусь утверждать даже, что они представляют собой основное препятствие на пути создания еврейского государства, предвиденного Теодором Герцлем и лордом Бальфуром.
Итак, что можно сделать? Ливанские христиане потеряли власть в своей стране, будучи потесненными увеличившимся мусульманским населением. Памятуя об этом уроке, еврейский характер и безопасность Израиля требуют минимизации числа арабских граждан в стране — не за счет ущемления их демократических прав и уж тем более не путем депортации, а с помощью таких мер, как корректировка границ Израиля, строительство заборов вдоль границ, осуществление строгой политики воссоединения семей, изменение политики рождаемости и более тщательное рассмотрение заявлений на статус беженца.
Как ни странно, наибольшим препятствием такому развитию событий будет решительное предпочтение большинства израильских арабов остаться нелояльными гражданами еврейского государства (а не лояльными гражданами палестинского). Кроме того, многие другие ближневосточные мусульмане стремятся стать гражданами Израиля (я называю это явление мусульманской алией). Я предсказываю, что это предпочтение загонит в тупик правительство Израиля, которое не предпринимает адекватных мер, превращая тем самым сегодняшнее относительное затишье в завтрашний кризис.
Даниэль ПАЙПС
Перевод с английского
И. ЭЙДЕЛЬНАНТ
Парша Масэй в Торе.
«Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились. И будет, как думал Я сделать им, сделаю вам. «