Тора содержит много глубинных сюжетов. Эти сюжеты нуждаются в специальном подходе, чтобы мы могли произвести духовный эффект на свою жизнь и мироздание. Есть два вида интерпретаций текстов — описывающие и трансформирующие. Первые позволяют нам узнавать параллели между сюжетами из жизни и Торы. Вторые позволяют нам так выстроить подход к ситуации, чтобы из тех же предпосылок мы могли продвинуться к важным ресурсным результатам, изменившись и «принеся свет в мир».
Постараемся выстроить важный для нас пример.
В прошлой статье я писал об особенностях даты 1 Нисана. Одним из событий, которые произошли 1 Нисана (в описании Торы), было открытие Мишкана (переносного Храма). Но при этом Тора описывает и драматический момент: во время открытия Мишкана погибают два сына первосвященника Аарона — Надав и Авиhу. Это событие может «активироваться» в один из двух периодов — или во время чтения главы Торы «Шмини», где описан этот сюжет, или в «окрестностях» 1 Нисана — когда «включилась» сама программа открытия Мишкана.
В прошлые годы мы описывали возможную связь главы Торы «Шмини» с падением польского самолета под Смоленском (это была неделя чтения «Шмини»). В этом году в неделю, на которую выпадает 1 Нисана, произошла еще одна трагедия — во Франции были убиты четверо евреев, включая рабби Сандлера и его двух сыновей.
Мы должны научиться осмыслять подобные ситуации на разных уровнях.
Каббала говорит о двух сфирот — нецах и hод. Мудрецы говорят, что одним из путей использования этой пары сфирот является «разработка» двух подходов к ситуациям: эмоционального и мистического.
Эмоционально эта ситуация вызывает у нас естественные реакции грусти, возмущения, скорби и др. Мистический взгляд приходит через глубинные знания и позволяет внести «новое измерение» в жизнь.
Рассмотрим два мистических комментария на недавнюю драму. Описательный подход говорит о том, что есть параллель между смертью двух сыновей первосвященника и смертью во Франции рабби и его двух сыновей, выпавшую в неделю перед 1 Нисана. Тора содержит в себе подобную программу и, следовательно, данное событие не случайно, но имеет какое-то мистическое значение.
А теперь рассмотрим трансформационный подход. Вычленим ключевые аспекты истории с Мишканом, которые мы можем активировать в нашем случае. Евреи на Синае были «включены» в связь с Вс-вышним. Евреи согрешили, сделав золотого тельца. В результате этого связь с Б-гом была заблокирована. Б-г дает Моше инструкцию по исправлению ситуации — необходимо построить Мишкан. Евреи строят Мишкан, но канал связи не восстанавливается.
Рассмотрим мистическое объяснение истории с сыновьями первосвященника. Моше говорит Аарону: я знал, что «Дом Б-га освятится близкими к Вс-вышнему», но думал, что это будет кто-то из нас, но Б-г выбрал Надава и Авиhу. Говорят мистики, что смерть сыновей Аарона «пробила» заблокированный канал и возникла возможность восстановления связи между евреями и Вс-вышним. Напоминаю, что мы сейчас взяли мистическое объяснение ситуации, а не ее простое описание. Говорят знатоки, что идет речь об одной из самых таинственных мистических программ — «человеческого жертвоприношения». Это очень тонкая и неоднозначная тема. Заметим, что Тора (синхронно) в ту же неделю «находилась» в главе «Ваикра», которая говорит о «корбанот» — о приношениях животных в Храме. Этот ритуал также очищал канал связи «Земля — Небо», т. е. «Человек — Б-г» и позволял человеку раскрыть свой духовный канал. Более того, само слово «корбан» имеет корень «каров» — приблизить[-ся]. Можно было бы еще привлечь объяснения Аризаля, в которых есть много ценных аспектов для нашей темы, но они слишком глубоки для газетной статьи.
Мы живем в непростое время — в преддверии раскрытия Мошиахальных процессов. Мудрецы сравнивают их с родовыми муками. Это болевые процессы. Но важно, чтобы эта боль приводила к результату, а не только к констатации «диагноза». Схемы из Торы — такие, как 10 казней, рассечение моря, принесение пасхальной жертвы и др. — несут в себе в «зашифрованном» виде многие важные трансформационные пути.
Наша задача — научиться понимать и по возможности включать эти механизмы. Этим мы поможем себе и миру пройти путь и прийти к духовной цели, выполнив важную еврейскую миссию быть «светом для народов».