Эли Визель: «Мы останемся евреями!»

Разные люди реагируют на проявления антисемитизма по-разному. Например, мой дедушка Абраша, сталкиваясь с антисемитом, бил ему морду. Он был человеком невероятной физической силы. Когда он, будучи еще молодым человеком, шел по улицам Павлограда, антисемиты разбегались. Во время Первой мировой войны его окружили вражеские солдаты, но он один в штыковом бою положил десять немцев. За это он, еврей, был удостоен звания героя России — стал Георгиевским кавалером. Потом он вновь проявил чудеса храбрости и удостоился этого звания еще раз. Он всегда боролся с антисемитами — и после революции, и после освобождения из сталинского ГУЛАГа, в котором провел около десяти лет. Он был уважающим себя евреем, который, тем не менее, пришел к печальному выводу: антисемитизм исчезнет лишь тогда, когда мы, евреи, перестанем существовать. Я не смею осуждать дедушку. В те времена было немало людей, которые не хотели, чтобы их дети переживали трудности их судьбы. Может быть, потому некоторые советские евреи заявляли: я воспитан на русской культуре, говорю на русском языке, во мне нет ничего еврейского, кроме пятой графы в паспорте.

Впрочем, моя мама все же воспитала меня евреем, учила с трехлетнего возраста, если меня спросят, кто я, отвечать: я — еврей.

Многие люди поколения моего дедушки, дожив до развала СССР, все же переосмыслили свое отношение к еврейству. Кто-то переехал в Израиль, кто-то вернулся в еврейские общины в Америке или на территории бывшего СССР…

Среди многочисленных статей о трагедии в Тулузе я хочу отметить одну, написанную Эли Визелем. Лауреат Нобелевской премии мира 1986 года родился в 1928 году в Румынии в религиозной еврейской семье. В 1944 году Эли Визеля с родителями и тремя сестрами депортировали в Освенцим…

Свою первую книгу Визель опубликовал в 1956 году на идиш под названием «И мир молчал». На французском языке эта книга вышла в 1958 году под названием «Ночь». Книга была переведена на 18 языков. Многие из 40 книг писателя посвящены Холокосту. В 1965 году Визель совершил поездку по Советскому Союзу с целью получить достоверные сведения о положении евреев в СССР. Под впечатлением увиденного он написал книгу «Евреи молчания», в которой призвал помогать евреям СССР и протестовать против политики советских властей. Тот, кто начинал читать книгу, думал, что «Евреи молчания» — это лишенные права голоса советские евреи. Однако вскоре читатель начинал понимать, что в своей книге автор обвиняет живущих на Западе евреев в преступном молчании, бездействии и безразличии к судьбе своих братьев за железным занавесом.

Имя Эли Визеля ассоциировалось также с поколением людей, потерявших свою веру в огне Холокоста. Казалось, что сломленные страданиями люди ушли от традиций своего народа. Однако на протяжении многих лет шел процесс возвращения Эли Визеля к традициям отцов. На мой взгляд, написанная им статья является не только реакцией на трагические события в Тулузе, но и плодом переосмысления автором своего отношения к Холокосту, к своей собственной судьбе.

«Прекратится ли когда-нибудь ненависть к евреям? Или еврейские дети всегда будут в опасности? — спрашивает Эли Визель в статье «Трагедия в Тулузе». — На этот раз убийца расстрелял четырех евреев — учителя и троих маленьких детей.

Когда жаждущий крови антисемит хочет убить евреев, он идет в еврейскую школу. Так было всегда. Это делал фараон в Египте, это же делал Гитлер, и это то, что произошло сейчас.

Я много раз бывал в Тулузе. Евреи жили в этом городе со времен Средневековья, и сегодня там существует динамичная и хорошо организованная община. На улицах города вы можете увидеть евреев в  ермолках. В духовном смысле это одна из самых богатых еврейских общин Франции.

Конечно же, убийства в Тулузе вызвали слезы и негодование у всех — евреев и неевреев. Так часто бывает — пролитая еврейская кровь вызывает временную симпатию к евреям. Однако боль не уходит, так же, как не уходит и гнев. Мы помним жертв теракта: 30-летнего раввина Йонатана Сандлера, его сыновей — шестилетнего Арье и четырехлетнего Габриэля — и дочь директора школы, восьмилетнюю Мирьям Монсонего.

В соответствии с еврейской традицией мы говорим: «Пусть Всевышний отомстит за их кровь!» Это будет ответом Свыше.

Но каков же наш собственный ответ?

Когда нас преследуют, у нас должен быть один ответ: «Мы останемся евреями! И сделаем все, что в наших силах, чтобы в еще большей степени укрепиться в еврействе!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 13, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

4 комментариев к “Эли Визель: «Мы останемся евреями!»

  1. Да, Евреи великая и многострадальная нация.И она просто обязана защищать себя как делал Ваш Дедушка.

  2. «На улицах города вы можете увидеть евреев в ермолках.» Эт интересно, потому-что в других городах франции, евреям сказали не носить ермолок и маген давидов, в целях безопасности

  3. Логика рабов…Бог не мстит. Возможно поможет выполнить завет: «Око за око…».Не допустимо жить под мечом Дамокла!Может быть уже пора пригласить врагов на общую трапезу под мечом?Дети,боящиеся своего еврейства,вырастут рабами-либералами.Их лозунг «шалом ахшав» помогает нелюдям убивать евреев, обвинять во всех деяниях невинных,

  4. Лев,мне по-человечески понятно,что Вы испытываете.Я не еврей,насколько мне известно,но испытываю к евреям смешанное чувство,порой прямо диаметрально противоположное-все зависит от темы,фактов,как это подается и кем.Иначе говоря,от уровня информированности.На мой взгляд,сами евреи,по-крайней мере в России уж слишком робко и застенчиво ведут себя по отношению к некоторым историческим и другим фактам,особенно связанным с революцией 17-го года.В условиях сегодняшней лавины информации на голову россиян,к тому же малообразованных,это толкает часть русских к ксенофобии и другим малоутешительным для евреев вещам.

Обсуждение закрыто.