Мудрое сердце

«Есть грозный суд: он ждет, он недоступен звону злата».

М. Лермонтов

Над эпизодом Торы, описывающем взаимоотношения Иуды и Тамар, я думаю уже 19 лет. Почему так долго? Разве нельзя где-то прочесть комментарии? Или, в конце концов, кого-то спросить? Ведь жил я не на необитаемом острове! Слава Б-гу, мудрецов рядом хватало.

Почему же ответ вычислил только сегодня? Может, потому, что именно в эти дни в израильском обществе обсуждается тема «несправедливого отношения еврейской религии к женщинам».

Но приступим к делу. У Иеуды, прародителя еврейских царей, рождаются три сына: Эр, Онан и Шела. Приходит пора старшему жениться, находят красавицу невесту с хорошей родословной – праведницу Тамар.

Я заранее вижу недовольство некоторых читателей: чего это меня на старости лет на «клубничку» потянуло? Но из Торы слова не выкинешь. Старший сын Иеуды оказался вполне современным человеком, он не хотел портить фигуру жены беременностью и родами. А может, просто желал продлить удовольствие от совместной жизни, подождать, пока они «встанут на ноги». В общем, вёл себя как абсолютно цивилизованный, образованый человек, не пытающийся в первую очередь удовлетворить свою потребность, а думающий о жене.

Непонятно почему это не понравилось Всевышнему и Он умертвил его.

Второй брат тоже был вполне современен. Женившись на красавице левиратным браком, он не хотел, чтобы ребенок, который должен был считаться перевоплощением его умершего брата, был зачат именно им. Возможно, считал, что брат этого не достоин. Возможно, исповедовал Fußball hallenschuhe принцип «моё – моё, твоё – твоё». Зная судьбу брата, считал свои мотивации достаточными и ронял семя на землю.

«И злым было в глазах Г-спода то, что он делал, и умертвил Он также его. И сказал Иеуда Тамар, своей невестке: сиди вдовой в доме отца твоего, пока не вырастет Шела, мой сын». Про себя Иеуда подумал: «Не умереть бы ему также, как его братьям»,-  то есть его слова были отговоркой и он не намеревался отдавать ей третьего сына. Считая Тамар (и не без основания) роковой женой, мужья которой умирают.

У Иеуды у самого умерла жена и он, конечно, не думал выполнять обещание. Наверно, он не подозревал, что сыновья сами были виновны в своей смерти. Однажды Иеуда шёл к своим стадам, Тамар об этом донесли.

«И сняла она свои вдовьи одежды с себя, покрыла себя платом и села на его дороге. И увидел её Иеуда и принял за блудницу. Не узнал». Вот пример скромности того времени — невестка, годами живя в доме тестя, не маячит перед его глазами. «И сказал: дай-ка я войду к тебе». Тут много basketball trikots günstig лет назад у меня возник первый вопрос: ну не может прародителя еврейских царей схватить страсть костлявой рукой настолько, что он потеряет голову!

Я получил ответ. Действительно, Всевышний творил династию Мошиаха. Ему необходимо было в тот момент убрать у Иеуды свободу выбора. Наверное, чтобы сделать царей скромнее. И чтобы любой человек мог решить для себя: он, несмотря на свои грехи, может вернуться к Б-гу. В дальнейшем, рассказывает Тора, Иеуда дал ей в залог свои печатку, шнуры и бусы.

Надо  отметить, что, несмотря на двойное замужество, она оставалась девственницей. Так что наказывать небесам Эра и Онана было за что. Через несколько месяцев Иеуде донесли, что невестка беременна. Иеуда, судья того региона, приказал её казнить.

Я вижу негодующие взгляды: а если она влюбилась? А если её изнасиловали? А что – за разврат надо убивать? Так вообще на земле женщин не останется! Отвечу: сам не понимаю,- но возможно, тогда существовала другая реальность и казнь согрешившей женщины знатного рода могла приостановить разврат на Земле.

Вот теперь мы дошли до того места, которое я не понимал 19 лет. Тамар посылает вещи Иеуде, передает: «Я согрешила с хозяином этих вещей». Получив их, Иеуда публично признаёт свою вину. И сказано, что за этот поступок он получает право царствования для своих потомков на веки вечные!

А я всё не разумел: что, у него был выбор? Можно казнить невинную женщину? Ну подумаешь, признался, что согрешил. Что такого? Теперь этим хвастаются. А как бы он жил дальше, зная, что по его вине погиб невинный человек?!

Недавно я стал понимать. В кабале есть basketball trøye NBA понятие «малхут» — царствование. Когда унижение имени царя связано с унижением Имени Небесного Царя. Ведь царь – Б-жий помазанник.

Так как мне всегда претила любая власть – я не мог ощутить, пережить испытание Иеуды. Но какое мудрое оказалось у Иеуды сердце! Не зря его потомок, царь Шломо, попросит у Всевышнего только мудрости,- чтобы он мог править Его народом и совершать справедливые суды.

Иеуда в то мгновение понял, что его сыновья сами были виновны в своей смерти. И что главный позор царя не в том, что о нём болтают,- а в несправедливом суде. И это необходимо громко объявить! Приняв такое решение, Иеуда осветил дорогу еврейским царям и самому Машиаху.

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,38 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

25 thoughts on “Мудрое сердце

  1. С точки зрения еврейского закона, если муж, в связи с данным им религиозным обетом, воздерживается от секса с женой всего на неделю, то это уже считается достаточным основанием, чтобы жена потребовала и получила развод.
    Отдельные мудрецы не ограничивались тем, что галахически обязывали мужчин иметь близость со своими женами. По их словам, естественные потребности женщины защищаeт не только галаха, но и Небo. А потому, мужчину, который пренебрегает своими супружескими обязанностями, может ждать самое суровое наказание — даже если он делает это из религиозных соображений:

    Дважды выйти замуж и остатьься при этом девственицей… Почему же Тамар не попросила развод? Дело ведь не столько в плотском удовольствии — но каждой женщине хочется стать матерью . У Тамар отсутствовал материнский инстинкт? Или замужество было своего рода рабством, а отец не хотел или не мог её выкупить?

  2. что ответить на ваши вопросы мне нужно думать еще 19 лет

  3. даже если мы решим, это слова Иуды «она правее меня» относились не столько к физиологическим потребностям Тамар, сколько к ее желанию стать матерью, то все равно картина при этом не меняется. Ибо и этом случае его подход полностью совпадает с подходом талмудического иудаизма.хотя мудрецы и не обязали женщин «плодиться и размножаться», они прекрасно понимали их психологическую и экономическую потребность иметь детей. А потому, если женщина хотела стать матерью, в глазах мудрецов это было достаточным основание, чтобы освободить ее от уз брака с бесплодным или уходящим от близости мужчиной.

  4. Комментарий рава Элиягу Эсаса:

    Иегуда, принадлежавший к царскому роду, нашел для своего сына красивую жену по имени Тамар. У сына обнаружились психологические проблемы — он не хотел иметь детей, боясь разрушить красоту Тамар, считал, что беременность ей ни к чему. ( прим. я всё же считаю, что он элементарно был эгоистом). Он был наказан за свои заблуждения. После его смерти Тамар по еврейскому закону перешла к другому брату и стала его женой. Вот его-то и звали Онан. Никаким онанизмом он не занимался, но тоже не хотел иметь детей, уже из зависти к старшему брату: по еврейскому закону первый ребенок считался бы ребенком умершего. Поэтому он предпочел ту модель интимных отношений, которая на современном языке называется «прерванный половой акт», то есть не изливал семя в женщину. Тамар страдала, оставаясь бездетной. Онан тоже был наказан Всевышним и тоже умер, а его жена должна была перейти дальше, к третьему брату двух своих прежних мужей, но он на тот момент оказался несовершеннолетним. Женщине предлагалось подождать, пока подросток повзрослеет. Но она догадывалась, что и третий брат пойдет по тому же пути. Внутреннее чутье подсказывало ей это. Тамар же мечтала иметь детей. Между тем сам Иегуда, мужчина в полном расцвете сил, жил без жены — она умерла. Тогда Тамар переоделась проституткой и села на перекрестке дорог. Иегуда увидел ее и не побрезговал услугами. Тамар попросила за них плату, а поскольку у того не оказалось при себе денег, взяла в залог его посох и убежала. Он искал ее, чтобы заплатить, но не нашел. А через некоторое время обнаружилось, что невестка Иегуды беременна. Поскольку все знали, что ее мужья умерли, Иегуда пришел к заключению, что она совершила недостойный поступок и заслуживает казни — сожжения на костре. И тогда Тамар сказала: «Ребенок мой от того, кому принадлежит этот посох». Иегуда, рассказывает Тора, при этих словах побледнел. Так вот, в этой истории особенно ценится мужество Тамар: она рисковала, не называя прямо отца ребенка и не пытаясь бросить тень на другого человека даже перед лицом смерти. Ни разу нигде не обмолвилась и не показала пальцем: это он. На небесах, просто говоря, приняли ее мотивацию. Тамар была прощена, вышла замуж за Иегуду и родила близнецов, потомков одного из которых стал царь Давид.
    Как часто красивые, искренние, но запрещённые законом чувства, творят чудеса… Но я, пожалуй, увлеклась. Нельзя — это таки значит нельзя, — если можно всё, приходит время Содома и Гоморры. И неотвратимое наказание Всевышнего .

  5. Прошу извинить, и чтобы не вышло путаницы — уточню.
    Последний абзац предыдущего комментария : —
    — Как часто красивые, искренние, но запрещённые законом чувства, творят чудеса… Но я, пожалуй, увлеклась. Нельзя – это таки значит нельзя, – если можно всё, приходит время Содома и Гоморры. И неотвратимое наказание Всевышнего . —
    Это не рав Элиягу Эсас. Это уже мои мысли вслух, без претензии на истину .

  6. не удобно заставлять ждать женщину 19лет поэтому постораюсь ответить Тамар праведница а самой праведной называют женщину выполняющую желание мужа к современой аллахе эта история не имеет никакого отношения

    1. Мудрой и праведной называют женщину, которая знает, когда надо выполнять желания мужа, а когда идти им наперекор, во благо самого мужа. Пример — Сара и Ишмаэль, Ривка и Эйсав…

  7. слова тамар праведнее меня иеда имел ввиду ее желание выполнить пророчество тамар пророчица родить для Батюшки ЦАРЯ богатыря прародителя Машиаха

  8. чувства иеуды и тамар святые у них не было выбора ХОзяин творил иссторию

  9. Благодарю Вас за пояснения, дорогой реб Меир.

  10. Дело в том что получилось расхождение между словами Меира «Надо отметить, что, несмотря на двойное замужество, она оставалась девственницей.» и Рабби Элиягу Эсаса: «он предпочел ту модель интимных отношений, которая на современном языке называется «прерванный половой акт», то есть не изливал семя в женщину. »
    Как и в случае с беременностью, женщина не может быть наполовинну беременна, точно также как она не может быть девственна после прерванного полового акта. Поэтому прав или Рабби Элиягу Эсас который утверждает что Онан не был онанистом, или прав Меир. Так кто же прав??

  11. Оба первых мужа Тамар по мнению рава Ефим Свирский были онанистами — потому что оба ( по разным причинам) не завершали естесственный половой акт, а роняли своё семя на землю.

    Цитирую рава Свирского

    В книге Берешит, в главе Ва-йешев (“И поселился”), говорится о трех сыновьях Йеhуды: Эре, Онане и Шеле. Эр женился на Тамар, но не хотел портить ее красоту беременностью и “ронял семя на землю”. Тора пишет, что это было неугодно Творцу и Тот умертвил его. (Заметим, что Имя Всевышнего тут четырхбуквенное, то есть свидетельство проявление Его доброты.) Тора продолжает: “И сказал Йеhуда Онану: “…женись на ней [Тамар], и восстанови потомство брату твоему”. Но так как знал Онан, что не его будет потомство, то, когда входил к жене брата своего, ронял семя на землю, чтобы не дать потомства брату своему” (Берешит, гл. 38, ст. 8-9).

    Мудрецы указывают: когда брат женится на бездетной вдове усопшего брата (при наличии детей такой брак запрещен), душа первого ребенка от этого нового брака — реинкарнация умершего брата. Такие браки и называются левиратными. На левиратность брака Онана и Тамар намекает Рамбан в комментариях на это место Торы. Онан знал, что первенцем будет Эр, и не хотел этого.

    Потомство Эра должно было стать династией израильских царей. Понятно, почему Эр со своими глупостями (нежеланием испортить красоту жены беременностью) не был угоден Творцу. Онан, возможно, хотел, чтобы царская династия пошла от него. Женись он не на Тамар, а на другой женщине, так бы и было. Но он был вторым, а его протест-нежелание также не было угодно Творцу, и он умер.

    Пишет рав Алшех, что после этого возникла проблема. Если оба брата, замужем за которыми была одна женщина, умерли, а она была бы дана в жены третьему брату, то чья душа реинкарнируется в ребенке? Первого брата или второго? Оказывается, второго, то есть, в данном случае, Онана. Поэтому в комментарии на недельную главу Ва-йешев говорит рав Алшех:

    “Творец устроил несколько иную форму левиратного брака: Тамар оказалась в конце концов женой не третьего, младшего из братьев, Шелы, а их отца — Йеhуды. И таким образом души обоих братьев Эра и Онана смогли реинкарнироваться в детей-близнецов: Перец представляет душу Эра, а Зерах — Онана”.

    Кстати, поэтому Эр и Онан перечислены в списке детей отправляющегося в Египет Яакова, то есть их души тоже переселились в Египет, но уже в других телах. По этому поводу в главе Ва-игаш (“И подошел”) книги Берешит сказано:

    “Вот имена сыновей Израиля, идущих в Египет, — Яаков и его сыновья: …и сыны Йеhуды: Эр, и Онан, и Шела, и Перец, и Зерах. И умерли Эр и Онан в земле Кнаан” (Берешит, гл. 46, ст. 8,12).

  12. у ТОРЫ 70лиц я и рав ЭССАС пользовались разными коментариями так что правы мы оба

  13. в том что я использую комментарий одних мудрецов а рав других

    1. эти коментарии исключают друг друга, так что решите кто из вас прав

  14. вы хотите чтоб я в споре например гиллеля и шамая определял кто из них прав и то и другое слова Б -ога Живого

  15. Желание Тамар стать матерью — сильное и естесственное, встретилось с эгоизмом ( Эр) и местью за детские обиды ( Онан). К сожалению, в современном мире число эгоистичных мужчин, не желающих иметь детей, значительно превышает число эгоистичных женщин, предпочитающих карьеру, материальные блага и личный комфорт естесственному желанию стать матерью. Отношения партнеров в таком случае лишены взаимоуважения и обречены на расставание.

    Удивительно другое . Сыновья — оболтусы родились от мужчины мудрого, честного и весьма достойного, что он и доказал, признав праведность Тамар.И получил в награду от Всевышнего ещё двух сыновей, которых родила ему Тамар

  16. И КОГДА НАСТАЛО ВРЕМЯ РОДОВ ЕЕ, И ВОТ — БЛИЗНЕЦЫ В УТРОБЕ ЕЕ. А ПРИ РОДАХ ЕЕ ВЫСУНУЛ ОДИН РУКУ, И ВЗЯЛА ПОВИТУХА, И НАВЯЗАЛА ЕМУ НА РУКУ АЛУЮ НИТЬ, СКАЗАВ: «ЭТОТ ВЫШЕЛ РАНЬШЕ».НО ЕДВА ВОЗВРАТИЛ ОН РУКУ СВОЮ, КАК ВОТ ВЫШЕЛ БРАТ ЕГО. И ОНА СКАЗАЛА: «КАК ПРОРЫВАЕШЬСЯ ТЫ НАПРОЛОМ!». И НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ПЕРЕЦ. ПОТОМ ВЫШЕЛ БРАТ ЕГО, У КОТОРОГО НА РУКЕ АЛАЯ НИТЬ, И НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЗЕРАХ.
    Берешит 38:27-28

    Рождение сыновей само по себе рассматривается в Танахе как знак божественного благословения. Однако в данном случае речь идет не просто о сыновьях. Потомком одного из них, Переца предстоит стать некому Боазу. А потомком Боаза будет Давид, первый еврейский царь из колена Иегуды:

    ПЕРЕЦ ПОРОДИЛ ХЕЦРОНА, ХЕЦРОН ПОРОДИЛ РАМА, А РАМ ПОРОДИЛ АМИНАДАВА; А АМИНАДАВ ПОРОДИЛ НАХШОНА, А НАХШОН ПОРОДИЛ САЛМУ; И САЛМОН ПОРОДИЛ БОАЗА, А БОАЗ ПОРОДИЛ ОВЕДА; А ОВЕД ПОРОДИЛ ИШАЯ, И ИШАЙ ПОРОДИЛ ДАВИДА.
    Рут 19-21

    А потомком Давида, в соответствии с еврейской традиции, будет никто иной, как царь-Машиах:

    В грядущие дни придет царь-Машиах, восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом: будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе. Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего.
    Рамбам, Мишней Тора, Законы о царях и о войне

    Танах несколько раз специально упоминает, что предком Давида (и Машиаха) был именно Перец, сын Иегуды и Тамар. Так что мы можем заключить, что Всевышний согласился с приговором, который Иегуда вынес по делу своей невестки.

  17. есть коментарии что такие сыновья достались иеуде как наказание за продажу иосифа а история удивительно актуальна так как эгоизм диагноз нашего времени

  18. Благодарю Вас, реб Меир, с этими комментариями я знакома. Предлагаю нашим читателям ознакомиться с нетривиальными рассмотрением истории взаимоотношеной братьев Иосефа:
    Иосиф и его братья: о братской ненависти или о том, как из вражды извлекается утешение.
    http://booknik.ru/tora/iosif-i-ego-bratya-o-bratskoyi-nenavisti-ili-o-tom-kak-iz-vrajdy-izvlekaetsya-uteshenie/

    Прошу обратить внимание на следующий отрывок из этой статьи:

    Два альтернативных способа рассказать сцену противостояния братьев и Иосифа соответствуют двум альтернативным видам выражения ярости. Ярость можно скрыть, загнать вовнутрь, и тогда, став болью, она способна разрушить человека изнутри. Ярость можно излить, и тогда она найдет себе жертв, виновных и невинных, но, даже излившись, не устранит причину боли. Под яростью скрывается гнев, который не находил ранее своего выхода, под гневом скрывается боль. Оба вида ярости проистекают из глубинной травмы, из давней обиды, и, лишь исцелив ее, можно достичь утешения. Два альтернативных способа излить ярость были представлены в виде двух вариантов рассказа о поединке братьев, но исцеление от ненависти и обретение утешения достижимо лишь одним радикальным и нелегким способом – отказом от былой ненависти. Этот отказ неестественен, но необходим. Экзегетический рассказ возвращается в канву библейского рассказа, достигнув большего накала страстей и излития эмоций. В конце повествования рассказчик в Мидраш Танхума может извлечь из драмы поединка свой риторический урок: он говорит, что точно так же, как примирение братьев произошло в слезах и сострадании, так и грядущее освобождение Израиля произойдет в слезах и сострадании. Обоюдное милосердие братьев в этой сцене является префигурацией того милосердия, которое Бог явит своему народу в грядущем.

  19. последнее слово должно остаться за женщиной правда РАХЕЛЬ

    1. История Тамары для меня тоже «темна, как вода во облаках» с тех пор, как прочитал ее лет 30 назад. Первая мысль была такая – как же так? Сын Тамары — Перец Егудович– бастард? То есть по закону – вобще… не про нас будет сказано? И от него пошел род самого…того Самого?…
      И потом еще раз «бастардная» история повторяется с бабушкой Давида и Боозом. Что бы мы не сомневались, что и «пятна Солнце» нужны для каких-то блестяших планов Небес.
      (Статьи равинов как-то на мои вопросы не отвечают…

      http://booknik.ru/tora/lyubov-protiv-zakona/)

      А можно предположить, что «незаконное зачатие» — это еще «пол-греха»? Или, если быстро узаконить брак до рождения «греховного плода», то дети кошерные? И не просто кошерные – а иногда и супер-кошер? Может, по мистической дифференциальной логике, этот странный «блудный грех» интегрируется через чудо тшувы, которая может быть в граничных услоаиях и больше простого определения — «раскаяние» — и «переворачивается» в праведность? Может эта особенная тшува имеет что-то общее с каким-то пророческим «озарением», «эн-лайтинг», по дальне-восточному?
      И может, что «второ-сортность», подозрение «бастардности», детей Егуды и Бооза – это растянутое в веках продолжение «падения» и «взлета» Иосифа (вернее — искры «иосиф» в душе каждого еврея)? И через это все — всего галутного еврейста, поставленного старым христо-исламизмом в позиции людей 2-го сорта — на протяжении 18 веков?

      (Примечание любителям нумеро-логии! Наступил как-то 1948 АД-год. Столько же кстати прошло от «начала мира» до рождения Авраама по БКТ — Библейского Календаря Торы (!) и 2-сортность евреев вдруг начинает преображатся в государственную царственность «национального очага»! Кстати, падение вавилонской башни – 1996 БКТ. В Израиле «левые» впервые проиграли выборы и Натаниягу пемьер. «левые» переругались из-за этого и потеряли «общий язык». Правда, позже за морем, «шалун» Клинтон победил Дола «для равновесия». И почему-то резко увеличилось число авиакатастроф с жертвами в сотни людей. В Японии отравились тысячи детей. Ужасная трагедия была в Перу – электро-кабель упал на празничную толпу и сварил заживо 35ч.
      Ну и рождение Якова-Израиля в 2108 БКТ и через 260 лет Моше. Интересно, что же будет с Израилем в 2108 АД? А вы как думаете? )
      В конце Егуда перодолел себя, так же как и Авраам. Вот что об этом навевают мысли Сартра…
      ((Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:
      …Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к квиетизму, к бездействию. Это — тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность))

  20. Очень надеюсь, что до последнего слова нам с Вами, реб Меир, ещё жить и жить, минимум до 120. Кстати, обсуждение Вашей статьи плавно переросло в обсуждение моего материала Уж замуж невтерпёж?. Полюбопытствуйте, мой добрый волшебник.

  21. у Иеуды и Тамар был левирантный брак с точки зрения закона никаких нарушений так же как у отца Давида это только выглядело как нарушение закона связь современостью не вижу но если читатель прочтя рассказ начинает писать свой то задача автора выполнена ПОЛНОСТЬЮ

Comments are closed.