Всего две недели назад в нашей политтусовке установился консенсус, что выборы президента США уже произошли, и что Барак Хусейн Обама понес республиканцев, которые так и не сумели выставить против него путного кандидата.
Я человек доверчивый и поэтому бросился закапывать свой арсенал в огороде, опасаясь, что во второй срок наш гений всех времен и народов совсем распоясается и все окончательно запретит. Как вдруг наши самые центровые органы, которые никогда не соврут, обрушили на обывателя результаты своих последних опросов.
И «Нью-Йорк Таймс», и «Вашингтон Пост», и Си-би-эс, и Эй-би-си сообщили, что рейтинг отца нашей нации снова покатился вниз. Как показал опрос «Таймс» и Си-би-эс, деятельность Обамы в середине марта одобрял всего 41% респондентов, а не одобряли — 47%.
«Это опасный расклад для любого политика, который хочет переизбраться на новый срок», — угрюмо резюмировала наша газета газет и напомнила, что всего месяц назад положительный рейтинг Обамы достигал 50%, суливших ему верную победу на выборах.
Согласно опросу «Вашингтон Пост» и телекомпании Эй-би-си, положительно оценивают сейчас президента 46% американцев. А отрицательно — 50%.
Наконец, опрос Расмуссена нашел, что Обаме благоволят 47% респондентов, а не благоволят — целых 52%!
Больше всего рейтинг президента упал среди американцев скромного достатка, на которых сильнее всего сказывается подорожание бензина.
Либеральный лагерь не верил своим глазам. Он было возрадовался хорошим новостям с экономического фронта. Его вдохновил и град нападок, которые центровые СМИ обрушили на республиканцев за то, что консервативный радиокомментатор Раш Лимбо в эфире назвал шлюхой левую активистку Сандру Флук, призвавшую государство оплачивать студенткам горы противозачаточных.
Либералы были уверены, что Обама так и останется впереди всех. Как вдруг его рейтинг снова вошел в пике.
Возможно, дело в том, что хорошие экономические новости были на поверку не так уж хороши. Да, в течение одного квартала темпы экономического роста достигали 2,8%. И два месяца подряд экономика создавала больше 200 тысяч рабочих мест. Но в 1983 году, когда Рейган баллотировался на второй срок, темпы роста составляли 8,9%, притом не один квартал, как сейчас, а на протяжении целого года.
И рабочих мест при Рейгане создавалось в несколько раз больше. Никто, естественно, не помнит тогдашней статистики, но большинство американцев видят, что найти работу пока легче не стало, и что выход из последнего спада длится дольше, чем все предыдущие.
Рейтинги скачут вверх и вниз, поэтому из нынешнего падения обамовского делать выводы столь же преждевременно, сколь из его февральского подъема. В пользу Обамы работает ряд важных факторов.
Если некоторые американцы его положительно не выносят, то большинству обычно хочется думать о своем президенте хорошо, а не плохо. Это обстоятельство помогло Клинтону переизбраться в 1996 году, а Бушу-младшему — в 2004-м.
И многие избиратели не хотят создавать впечатление, что они отвергают первого чернокожего президента в истории. По той же причине они голосовали за него и в первый раз. Магическую силу расового фактора в США не стоит недооценивать.
С другой стороны, многие свершения Обамы не пользуются популярностью, взять хотя бы его гигантский пакет экономических стимулов. Не случайно в своем последнем послании Конгрессу «О положении страны» президент не обмолвился о нем ни единым словом.
Его самая знаковая реформа — перестройка здравоохранения США на англо-канадский лад — была непопулярна с самого начала и со временем популярнее не сделалась. Так что его последний убогий рейтинг не удивителен.
Но он произвел на демократов убийственное впечатление.
Нет худа без добра, и они попытались использовать скверные новости для пополнения походной казны президента. Как написал в имейле руководитель избирательного штаба Обамы Джим Мессина, «если бы всеобщие выборы состоялись сегодня, президент Обама проиграл бы Митту Ромни». Мессина заодно пожаловался, что республиканец тратит на предвыборную кампанию несусветные деньги.
Идея была в том, чтобы запугать зажиточных демократов призраком республиканской реставрации и выцыганить у них предвыборные пожертвования. Обама и так уже собрал рекордную сумму, но беда в том, что его предвыборный штаб тратит деньги рекордными темпами.
На помощь приунывшим демократам пришло агентство «Рейтер», которое бросило Обаме спасательный круг в виде своего опроса. Он дал Обаме самый высокий рейтинг с июля, то есть 50%. А вот доля американцев, которые его деятельность не одобряют, сократилась и составляет сейчас 48%.
Почему опрос «Рейтер» нарисовал Обаме более утешительную картину, чем другие? Ларчик открывается просто. Среди опрошенных этим агентством респондентов был 51% демократов, 39% республиканцев и всего 10% независимых избирателей. Немудрено, что результат был перекошен в приятную для демократов сторону.
В юности мы определяли такую методологию формулой «ловкость рук и никакого мошенства».