В еврейском календаре есть уникальная дата. Особенность ее в том, что в Торе она встречается в двух разных годах и таким образом как бы «склеивает» календарь в «кольцо». Эта дата — первое нисана (в этом году — 24 марта).
Первое упоминание этого дня в нашей истории имеет принципиальную важность. Мы знаем, что Песах — Исход из Египта — произошел в середине месяца нисан, в день полнолуния. Но за две недели до этого, в новолуние, в самом начале месяца нисан, Вс-вышний обратился к еврейскому народу. До этого Творец Мира проявил себя через десять казней, которые обрушились на Египет. Сами евреи при этом играли пассивную роль зрителей. И первого нисана Вс-вышний «переключил свое внимание» на «главных героев» — евреев, дав нам первое «домашнее задание». В этот день евреи получили свою самую первую заповедь — празднование Рош Ходеш, «головы месяца». С этого момента еврейский народ начал ощущать свое участие в диалоге с Б-гом.
За год произошло большое количество событий, которые «включили» множество программ в нашем метафизическом мире. Это и Исход из Египта, и переход от Египта к Синаю, и Дарование Торы, и золотой телец, и разбитие первых Скрижалей, и прощение, и дарование вторых Скрижалей, и осенний Суккот, и вся «эпопея» с построением Мишкана (переносного Храма).
Мишкан имел двойное назначение. С одной стороны, он создавал возможность связи человека с Б-гом. С другой стороны, он исправлял промахи евреев, восстанавливая связь, нарушенную нашими проступками. Создание Мишкана на материальном плане было завершено к 25 кислева. Таким образом, в Торе была «спрятана» и дата Хануки, которая начинает праздноваться в эту дату, но исторические события которой происходили гораздо позже.
Вс-вышний после окончания строительства частей Мишкана «объявляет паузу» и назначает церемонию официального открытия Мишкана на первое нисана — годовщину первого контакта.
Таким образом, эта дата «засветилась» на наших страницах Торы дважды. Говорят мистики, что таким образом Б-г «склеил» календарь, сделав его из линейного — циклическим.
Есть и еще одно «включение» этой даты в более поздней истории.
У нас есть четыре Новых года. Первое тишрея — Рош а-Шана, пятнадцатое швата — Ту би-Шват, Новый год деревьев; первое элула — Новый год животных, первое нисана — Новый год царей. Важно понять, что наши календарные даты связаны с природой, историей и мистикой.
Расскажем вкратце исторический контекст этой даты.
У евреев (как и у других народов) многие века не было сквозного календаря и в юридических документах ставили дату — «энный год правления текущего царя». Но так как цари могли вступать на трон в любой день года, могла возникнуть путаница. И был объявлен специальный день — первое нисана, в который происходила смена года для отсчета правления царя. То есть первый год правления был обычно неполный, а первого нисана начинался второй год правления. Когда Израиль был захвачен мировыми империями, исчезли израильские цари и евреи перешли в документах на имперское время.
Возникает вопрос: почему именно первое нисана было выбрано как «Новый год царей»? Отвечает каббала, что на мистическом уровне в этот день человек получает возможность «включиться» в программу «Царь мира» — то есть Мошиахальную программу. Это было связано с соединением двух «точек» — выхода из Египта и открытия Мишкана.
Египет представляет модель «эго». Выход из Египта — это раскрытие «глубинного Я» человека. «Включенность» Мишкана — это связь «глубинного Я» человека с «глубинным Я» мира — он же «Царь мира» Вс-вышний.
Есть еще одна таинственная параллель. В «первое» первое нисана была дана заповедь жертвенного ягненка. Во «второе» первое нисана при открытии Мишкана погибли два сына первосвященника Аарона — Надав и Авигу.
Глубинно-мистические источники соединяют жертвенного ягненка с «жертвой» сыновей Аарона, и это чрезвычайно глубокая тема. Христиане также почерпнули свою символику («жертва Сына») из этой концепции. Но в еврейской мистике эта тема развита гораздо глубже и многограннее, в частности, в трудах Аризаля.
«Двойной полупраздник» находится как бы в тени двух окружающих праздников — Пурима и Песаха. Но в нем находится вход в глубины нашего внутреннего мира и доступ к мистическим ресурсам, которые соединяют линейность времени и цикличность духовного роста.