Учитель должен быть уверен, что ученики понимают, чему он учит их.
“Вот законы, которые положишь перед ними”
(Шмот, 21:1)
Мехильта, цитируемая Раши, говорит, что Всемогущий сказал Моше: “Пусть не придет тебе на ум сказать: “Я буду учить их законам два или три раза, пока они их не будут знать, но не стану затрудняться, разъясняя причины и основания этих законов. “Тора говорит: “Которые положишь перед ними”, как накрытый стол, готовый, чтобы человек начал есть”.
Хотя Моше мог достичь еще больших высот, если бы не тратил времени на объяснение людям законов, Б-г повелел ему потратить на это его драгоценное время.
Главным для учителя должны быть интересы учеников, а не его собственные (Ор hамусар).
Рабби Исраэль Яаков Любчанский пытался в течение многих месяцев повлиять на одного ученика. Но все его усилия были напрасны, ученик не поддавался. Наконец, как рассказывал рав Исраэль Яаков: “Я дошел до того, что стал совершенно безразличен к этому ученику, я просто отказался от него. Но однажды мне пришла в голову мысль: “Б-г не благословил меня детьми. Предположим, этот мальчик был бы моим собственным сыном. Ведь тогда я не стал бы его игнорировать. Так почему же я сейчас его отвергаю? Только потому, что он принадлежит кому-то еще?” С этого момента его прежнее безразличие сменилось любовью. Рав Любчанский начал работать с ним снова, и в конце концов этот мальчик вырос в выдающегося лидера (Рабби Хаим Шапиро в “Джуиш обзервер”).
Мы несем ответственность за убытки, понесенные людьми в результате того, что мы вырыли яму.
“Если откроет человек яму или выроет человек яму и не закроет ее, и упадет туда бык или осел, то заплатит тот, кто оставил яму”
(Шмот, 21:33,34).
В этом стихе Тора говорит о материальной ответственности, которую несет тот, кто вырыл и оставил открытую яму. Рабби Меир Симха hакоhен пишет, что запрет оставлять открытую яму следует из стиха: “Перед слепым не клади претыкания” (Мешех хохма к Ваикра).
Вы несете ответственность за все неподвижное, подобное яме и способное принести ущерб. Например, если вы пролили в общественном месте воду и кто-то на ней поскользнулся (там же).
Если вы положили на общественную территорию камень или что-то другое, вы несете финансовую ответственность за ущерб, причиненный этим предметом (там же).
Однажды рабби Исраэлъ Салантер говорил с другим ученым, который держал свой зонт наклонно, так, что он торчал. Рав Салантер предупредил, что зонт представляет собой “яму на общественной территории”, потому что кто-нибудь может за него зацепиться. Этот ученый сразу стал держать зонт прямо, но потом, в процессе разговора, забылся, и его зонт снова наклонился. Рав Исраэль резко упрекнул его и прервал беседу (hамеорот hагдолим).
“Если нанесет увечье бык человека быку его ближнего”
(Шмот, 21:35).
Если ваше животное принесло кому-то убыток, вы обязаны его возместить. Закон имеет в виду всех животных. Тора приводит в пример быка как наиболее частый случай (Хошен мишпат).
Если ваша комнатная собачка причинила ущерб чьей-то собственности, вы обязаны за это заплатить, даже если хозяин этой собственности ничего не заметил. Вы не должны так рассуждать: “Если он потребует, я заплачу”, — вы должны взять инициативу в свои руки и сразу восполнить ущерб (Имрей бина, парашат Итро).
Вопрос о том, сколько, в принципе, должен платить человек, возмещая ущерб, разбирается в Хошен мишпат, а сколько вам надлежит платить в каждом конкретном случае, следует выяснить у hалахического авторитета, раввина, который специализируется в этой области закона Торы.
“Если выйдет огонь, попадет на тернии и сожжет стог или стоящий хлеб, или поле, то пусть заплатит сполна тот, кто зажег огонь, за то, что сгорело”
(Шмот, 22:5).
Если человек зажег огонь, то потом он должен нести полную ответственность за ущерб, нанесенный огнем (Хошен мишпат).
Если вы кладете нож или камень так, что их может сбросить с этого места обычный порыв ветра, то вы за это отвечаете, и так же в случаях с огнем: вы обязаны уплатить людям за все убытки, которые произошли по вашей вине (там же).
Из книги “Люби ближнего” рава Зелига Плискина