В еврейской традиции каждый месяц имеет свой характер, который связан с несколькими вещами. Это связь с природным циклом, которая объединяет наши праздники с традициями других народов. Это связь с астрологическими знаками зодиака. Еврейские смыслы, которые мы вкладываем в зодиак, выводят нас на идею проявления разных аспектов Вс-вышнего в мире и в еврейской истории. Самые знаменитые параллели можно увидеть в двух ключевых месяцах еврейского календаря.
Нисан, месяц Песаха, тесным образом связан с его знаком зодиака, Овном. Наш жертвенный барашек появляется в истории выхода из Египта и в качестве пасхальной жертвы фигурирует в праздничном сюжете.
Тишрей — месяц, который начинается с Дня Суда, Рош а-Шана. Знак зодиака этого месяца, Весы, тесным образом связан с идеей Суда как взвешивания наших добрых и недобрых дел на весах правосудия Вс-вышнего.
Идея праздника, который расположен в еврейском месяце, должна распространиться на атмосферу всего месяца. Таким образом мы можем каждый из двенадцати месяцев года подключаться к глубинным мистическим структурам и духовно расти, согласно Б-жественному плану.
В каждом празднике можно выделить два уровня — «базовый» и «глубинный». Чтобы лучше их понять, процитируем ключевую фразу праздничной молитвы «Галель». Она состоит из двух частей — «О, Б-г, спаси нас!», «О, Б-г, дай нам успех!».
Первая фраза связана с базовым интересом каждого человека в ВЫЖИВАНИИ. Б-г, спаси нас от «цуресов», избавь нас от проблем. Эта фраза всем нам знакома и важна и особенно ярко она представлена в пуримском сюжете. Нас хотели уничтожить, но чудо Вс-вышнего и сценарий Эстер и Мордехая спасли нас от происков Амана. Такой подход нам понятен, но он обладает ограниченностью. В нем нет амбиций и позитивных мотиваций.
Когда человек желает другому: «Главное, чтобы ты был здоров!» — мы понимаем, что никому не хочется болеть, но мы забываем, что счастливая жизнь — это не просто отсутствие болезней и забот. Мы пришли в мир, чтобы наполнить его позитивом, творчеством, интересом к мудрости и желанием развиваться. И если ребенок не очень любит учиться, потому что его незрелая личность еще не умеет ценить этот процесс, то взрослый человек с помощью еврейской традиции имеет возможность наслаждаться процессом познания мира, его духовными аспектами.
Наш месяц Адар должен быть наполнен двумя ключевыми аспектами.
Во-первых, «увеличение радости», а во-вторых, «раскрытие сокрытого». Это основные идеи мистической части пуримского сюжета. Совместив их, мы можем получить ключ к месяцу Адар: «Увеличиваем радость — от раскрытия и познания сокрытого».
Имя главной героини Эстер обозначает «сокрытость». Каббала говорит нам, что в человеке есть несколько уровней души. «Эстер» обозначает самые высшие уровни Души, наиболее приближенные к Вс-вышнему. Мы должны научиться иметь к ним доступ. Так же, как Эстер, имея доступ к Царю, решила проблему с Аманом, так и наш внутренний уровень души, имея доступ к Вс-вышнему, может «повлиять» на Вс-вышнего, чтобы он решил наши проблемы. Сказано, что Б-г хочет, чтобы мы духовно выросли и обращались к Нему с наших Высших уровней Души — и он с радостью выполнит наши желания.
Но для обычного человека эти уровни заблокированы нежеланием нашего Эго уйти от приземленного взгляда на мир. Мы сами скрываем от себя доступ к своим же глубинам.
Знак зодиака месяца Адар — Рыбы, которые плавают в водных глубинах, невидимые нашему глазу. В некотором смысле Эстер подобна «золотой рыбке», которая выполняет наши желания, но не сама, а с помощью «прямой связи» с Хозяином и Царем Мира — Вс-вышним.
Пушкинская сказка показывает, почему Вс-вышний не выходит на связь с «непросветленным» человеком. У такого человека эго начнет зашкаливать, и в конце концов такой персонаж окажется у разбитого корыта (на языке каббалы — «швират келим»). Мы должны «подготовить» свои «сосуды», чтобы они выдержали большой «свет», которым Вс-вышний желает их наполнить.
Духовный путь еврейской мудрости дает нам эту возможность.