Была когда-то песенка про двух друзей (Утесов пел): «Если один говорил из них «да», «нет» говорил другой». Похожая ситуация сложилась в политических кругах по отношению к собственной энергетической базе нашего экономического благополучия. Одни говорят ей «да», другие — «нет».
Энергетика — основа экономики. Сдерживание роста энергетики напрямую вредит экономике, и как это ни печально, в нагромождении помех энергетике США господин Обама весьма преуспел. Первым делом он ополчился на угольную отрасль, составляющую около половины нашего энергетического ресурса. «Если кто-либо захочет построить угольную электростанцию, он может это сделать, — заявил Обама в одном из интервью 2008 года, еще даже до избрания президентом. — Однако это приведет к банкротству, поскольку электростанция будет облагаться высокими штрафами за эмиссию парниковых газов». Став президентом, он принялся ущемлять нефтедобычу, запрещая бурение как на суше, так и на шельфе. Недавний запрет, наложенный президентом на строительство нефтепровода из Канады в Техас, — очередной необъяснимый удар по энергетике США.
Уголь и нефть уже почти что вне закона. А газ? Что касается газовой отрасли, то наш президент как-то замешкался, недосмотрел, и она внезапно стала в США интенсивно развиваться. «Этот неожиданный для правительственных кругов технологический прорыв — в президентской программе «Change» не предусмотренный и ни словом в речах президента не упомянутый, тихо осуществленный частными промышленными компаниями, может помочь Америке многое переосмыслить и вернуться от красно-зеленого прожектерства к подлинному прогрессу на веками испытанном пути свободного американского предпринимательства».
Речь идет о новой технологии добычи сланцевого газа. Об этой технологии я подробно писал почти два года назад в статье «Клад лежит под ногами» с подзаголовком «Новые технологии творят революцию в энергетике» («Еврейский мир» № 944, июнь 2010). Здесь напомню о ней кратко.
Сланцы — это широко распространенные слоистые горные породы, образовавшиеся в пластах земной коры при сдвиговых деформациях в процессе горообразования. Поскольку этот процесс за миллиарды лет истории нашей планеты сопровождался вовлечением в глубинные пласты поверхностной органики, ее разложение привело к накоплению в межслоевых пазухах сланцев природного газа, преимущественно метана. Метан — идеальное топливо. Его молекулы составлены атомом углерода и четырьмя атомами водорода. При его сгорании (соединении с кислородом воздуха) образуется только водяной пар и углекислый газ.
Здесь я должен попутно — уже в который раз — возразить апологетам Киотского протокола, фальшивым борцам с изменением климата Земли: углекислый газ не представляет никакой опасности, напротив — он основа жизни на планете, им питается флора, флорой питается фауна, и как нам еще в школе демонстрировали круговорот воды в природе, так обстоит дело и с углекислым газом — с его естественным круговоротом, от человеческой деятельности практически не зависящим. Метан же, содержащийся в недрах планеты, опасность представляет. Добывай его или не добывай, он все равно пробивается наверх и отравляет атмосферу, им буквально сочится земля, им булькают болота, он взрывается в угольных шахтах, унося жизни шахтеров, так что во всех отношениях лучше его добывать и использовать.
Возвращаясь от этой реплики к технологии газодобычи, отмечу два технологических прорыва американской инженерной мысли, позволивших достичь феноменального результата в освоении месторождений сланцевого газа. Во-первых, это новая технология подземного горизонтального бурения, позволяющая вовлечь в разработку обширные площади сланцевых залежей. Во-вторых, это встряхивание сланцевой структуры гидроударами, высвобождающими из нее газ. Эти новации позволили Америке в первые же годы их использования выйти на первое место в мире по газодобыче, освободиться от обременительного импорта сжиженного газа из Катара и расширить использование газа в нашей энергетике, компенсируя нехватку нефти.
Но что мы знаем давно, еще со времен изобретения паровой машины? Как только появляется что-то новое, несущее стране промышленный прогресс, тут же на борьбу с ним поднимаются противники. Это и естественные недруги, конкуренты на мировом рынке, и политические антагонисты, свои ретивые ретрограды и круги, воспринимающие новации как угрозу своим личным интересам.
Когда я писал вышеназванную статью, Дэвид Кэрролл, президент GTI, Института газовых технологий, расположенного в чикагском пригороде Des Plaines, открывал в Амстердаме Международную конференцию с докладами о новой технологии добычи газа, обещающей переворот в мировой энергетике, называемый сланцевой революцией. Как результат международного сотрудничества новая технология уже продвигается в разных странах мира. Преодолевая при этом естественное сопротивление тех, кому это не выгодно.
Объективную информацию о сланцевой газодобыче можно получить на сайте GTI (www.gastechnology.org) и, в частности, в 12-страничном докладе Gas Technology Institute под названием «Global Gas Shales and Unconventional Gas. Unlocking Your Potential», опубликованном в сентябре прошлого года под девизом «The Energy to Lead». В кратком и вполне политкорректном введении к докладу сделана ссылка на выступление президента Обамы в ходе его государственного визита в Китай в 2009 году. Обама там говорил: «Потенциал добычи из богатых углеводородами сланцевых залежей природного газа, известного под названием «сланцевый газ», в Соединенных Штатах драматически вырос в последние годы благодаря технологическому прогрессу. Развитие добычи сланцевого газа, как ожидается, значительно улучшит положение Соединенных Штатов в отношении энергетической безопасности, а также поможет уменьшить загрязнение атмосферы».
Тут я позволю себе прервать цитирование, чтобы, во-первых, выразить удовлетворение поддержкой президентом развития сланцевой газодобычи, содержавшейся, по крайней мере, в зарубежном выступлении трехлетней давности (в недавнем послании Конгрессу «О положении страны» он успехи в добыче сланцевого газа не счел возможным даже упомянуть). Во-вторых, нельзя не обратить внимания на слова президента о том, что развитие добычи сланцевого газа уменьшит загрязнение атмосферы. Но позвольте, возразит ему кто-то, а как же быть с парниковым эффектом от выбросов углекислого газа? Из китайского выступления Обамы можно сделать вывод, что он уже не склонен более считать углекислый газ (двуокись углерода) загрязнителем атмосферы, как прежде ему это внушал Ал Гор. Впрочем, ясности в этот вопрос президент пока не вносит, в преддверии выборов она может оттолкнуть от него «зеленую» часть электората.
Далее Обама сказал, что Соединенные Штаты не одиноки в обладании значительными ресурсами сланцевого газа, немалые возможности для его добычи по американской технологии имеет и Китай. «Команда специалистов GTI, — говорится в докладе, — полностью согласна с высказыванием президента и готова оказывать помощь во внедрении соответствующих технологий, развитых и успешно осуществленных в США, по всему миру».
Впечатляет содержащаяся в докладе карта распространения газосодержащих сланцевых месторождений по всему миру: в Северной и Южной Америке, в Северной Африке и на крайнем ее юге, в Северной и Восточной Европе, в Индии, Китае, Австралии. Включить эти месторождения в разработку — и конец тогда безудержной эксплуатации человечества арабскими шейхами и прочими нефтебаронами, конец их диктату и базарному взвинчиванию цен на энергоресурсы.
Впечатляет и карта разведанных месторождений на территории США. Наиболее перспективные расположены в предгорьях и удобны для разработки. Дополнительным достоинством этого энергоресурса явится близость к местам потребления газа, то есть для сланцевого газа, в отличие от попутного нефтяного, не понадобятся протяженные газопроводы. Более того, фермерское хозяйство для удовлетворения всех своих нужд сможет иметь свою собственную газовую скважину — точно так же, как издавна имеет свое водоснабжение.
Понятно, что кому-то такой поворот не нравится. Например, саудитам и прочим эмирам, качающим и продающим нам нефть, иранским аятоллам и венесуэльскому диктатору, также и российскому «Газпрому». И тут, как обычно, на бой выходят «зеленые» ретрограды со своими активистами. Назову в связи с этим режиссера-документалиста Джошуа Фокса, поездившего по стране с кинокамерой и создавшего фильм «Gasland», в котором он представил добычу сланцевого газа как катастрофическую угрозу окружающей среде. Фильм нечестный, с явными пропагандистскими натяжками, что в кинодокументалистике, к сожалению, стало дурной традицией. За дефицитом места не привожу детали. Выскажу лишь мнение, что Фоксу не дают покоя лавры одиозного Майкла Мура, автора нашумевшего клеветнического фильма «Фаренгейт 9/11».
Почему «зеленые» оказывают сопротивление прогрессивной технологии, уже доказавшей свою экономическую эффективность? Понимают ведь, что пропагандировавшиеся Обамой ветряки в удовлетворении наших потребностей в энергии — абсолютное ничто по сравнению с добычей сланцевого газа. Есть все основания подозревать, что они подкуплены нефтедолларами конкурентов.
Теперь перехожу к последним новостям на эту тему. Недавно в здании Конгресса была задержана полицией и выпровожена съемочная группа Джошуа Фокса, каким-то образом туда проникшая. Самого Фокса вывели в наручниках. Ему предъявили обвинение в противоправном проникновении в помещение с преступными целями. Чтобы понять, как Фокс со своей группой и аппаратурой проник в помещение Конгресса, важно знать, что в тот день в подкомитете Палаты представителей по энергетике и охране окружающей среды было назначено обсуждение технологии сланцевой газодобычи. Члены подкомитета от Демократической партии выступали за разрешение Фоксу вести там съемку. Республиканцы же предпочли обсуждение по существу в нормальном режиме, без помех и неприемлемого давления посторонних лиц.
Почему конгрессмены-демократы вступились за Фокса? Видно, обамовские ветряки им все еще милей сланцевого газа. Не по разумению, просто по инерции. Но если уже и сам Обама согласился, что сланцевый газ — это благодатный технологический прорыв, достойно ли им на всякое республиканское «да» твердить свое «нет»?
4 thoughts on “Сланцевый газ как предмет межпартийного спора. Республикацы — за, демократы — против”
Comments are closed.
Разработка сланцев-угроза власти власть имущих капиталистов ,властителей месторождений нефти и газа. Они будут проливать кровь людей во имя защиты своих интересов.Легше добывать и быть благодетелями своих народов чем зависить от разума и знаний народа. А вдруг поймут, что король голый ?
Уже давно пора придумать топливо которое заменить нефть и уголь, данное топливо вредит экологии и здоровью людей.
Есть все основания подозревать, что они подкуплены нефтедолларами конкурентов—
когда будут конкретные сообщения на эту тему, типа публикаций в таймс, уол-стрит джорнал или хотябы Нэшенал Энквайрере, тогда подозревайте. и справедливости ради, если правда на их стороне, зачем было запрещать этому Фоксу вести съёмку?
Теперь понятно, почему «дурной» либерализм ПЛЮС коррумпированная, «дурная» электрофикация РАВНЯЕТСЯ детской болезни социализма как в отдельно взятой стране, так и в любой другой, даже с человеческим лицом.