Русскоязычные и англоязычные евреи отличаются и отличаются очень существенно

Когда я сравниваю реакцию русскоязычного и англоязычного еврейства на мои статьи и выступления (соответственно на английском или русском языках), я обнаруживаю существенную разницу в восприятии дискуссионных вопросов. Хотя есть и исключения, но русскоязычные евреи (и раввины) воспринимают все как воспринимал бы это усредненный русский, в то время как англоязычные евреи воспринимают все это как усредненный американец. И в первом-втором поколении на Западе большинство русскоязычных евреев сохраняют свои традиции. 

В какой-то степени это могло быть вызвано влиянием «окружающей среды» — дескать, русские евреи впитали в себя традиции русского народа, а американские евреи традиции американского народа. Но главное мне представляется не в этом. Главная причина заключается в чрезвычайном историческом разнообразии еврейского народа. Это разнообразие приводило к тому, что евреи с социальными традициями, близкими к традициям русского народа, двигались на деспотический Восток в сторону бывшей Российской империи, в то время как евреи с социальными традициями демократического Запада двигались на намного более свободный Запад.

Такое разделение евреев на две большие группы, конечно, условно – евреи намного более разнообразны. Но такое разделение позволяет понять принципиально различное понимание различными евреями и раввинами концепции избранности еврейского народа. Договор с Всевышним, по которому евреи стали Его народом, имел две принципиальных интерпретации.

Одна интерпретация, которой следовали евреи «восточной ориентации», заключалась в том, что избранность еврейского народа означает жизнь в духовном отделении от всех других для того, чтобы жизнь была заполнена молениями, обрядами, ритуалами якобы необходимыми Всевышнему. Если все это будешь делать в полной мере и искренне, Всевышний тебя защитит – а что надо делать, тебе скажет раввин твоего духовного гетто. Такая интерпретация хорошо вписывалась в российскую историческую традицию духовной изоляции – россияне всегда опасались влияния внешнего мира, поскольку они не находили в себе достаточной силы защитить свою духовность от других духовностей. Иррациональное желание защититься от внешних (и духовно внутренних) врагов всегда приводило к диктатуре – поэтому власть диктатуры, и чаще всего кровавой диктатуры, характерна для всей российской истории.  И поэтому, при всем антисемитизме российского народа, евреи «восточной ориентации» жили там, и даже погромы не приводили к массовой эмиграции – желание восточных евреев жить под коллективным управлением лидера, в случае еврейского местечка-гетто под управлением раввина, соответствовало упомянутой российской традиции духовной изоляции.

Другая интерпретация, которой следовали евреи «западной ориентации», означала совершенно другое – избранность еврейского народа требует его жизни в среде других народов, чтобы помогать этим другим народам создавать свое социальное обустройство по канонам Торы, то есть создавать свободное общество, где индивидуумами руководит сам Всевышний, а не земные божки-диктаторы. Традиции стран Западной Европы, а потом и США, оказались наиболее приближенными к евреям «западной ориентации».

Не думаю, что евреи обеих этих групп анализировали свои вынужденные передвижения вышеприведенным анализом – они просто двигались туда, где им было «роднее».

В период с 1880-1920 годов многие евреи царской России, а потом с конца 70-ых годов 20-ого века многие евреи и советской России перебрались в Западные страны, прежде всего в США. И здесь «восточные евреи» разделились на две группы. Одна группа стала вливаться в традиции западного еврейства, а другая делала все, чтобы сохранить восточные традиции.

И вот такое разделение еврейства на восточное и западное хорошо прослеживается в дискуссиях по моим статьям в этой газете, особенно в отношении термина «иудейско-христианская духовность», который я часто использую в моих публикациях. Я привожу здесь мой ответ одному читателю – представителю восточного еврейства. Этот ответ, как мне представляется, характеризует принципиальные разногласия между двумя группами еврейского народа. Этот читатель утверждал, что несмотря на возможную теоретическую духовную общность между евреями и христианами, ничего общего у них быть не может, поскольку христиане верят в троицу, что делает их политеистами. И вот мой ответ.

«Меня совсем не пугает троица — мне это не надо, но если им, христианам, это надо, как говорят, имейте на здоровье. И если они говорят мне, что и у меня троица – Бог, Авраам и Моисей, я возражать не буду. Почему? Да потому, что Всевышний сделал нас избранными для выполнения определенной работы. И ему, Всевышнему, грубо говоря, наплевать на то, какие имена мы себе присваиваем, и какие ярлыки мы наклеиваем на других. И если кто-то исполняет то, что Всевышний повелел делать, но называет себя так, как мне не нравиться, и обзывает меня так, что мне противно, для меня это не главное – главное это то, что делается то, что хочет Всевышний. Так что же хочет Всевышний от нас?

Всевышний сделал нас, евреев, избранными только лишь для одного – чтобы мы помогли Ему в работе по приобщению всех остальных нееврейских народов к жизни по Его нравственности, а не по нравственности языческих богов. Именно в этом заключается наша избранность, а не в том, как утверждают антисемиты, чтобы быть лучше или выше все других и командовать ими. И наша миссия избранности делает нашу жизнь более сложной и тяжелой (антисемитизм), но вознаграждает нас возможностью служить чему-то вечному и духовному, что называется Богом.

Так почему же многие из нас считают, что Бог избрал нас прежде всего не для приобщения всех остальных нееврейских народов к жизни по Его нравственности, а для поклонения Ему в условиях духовной изоляции и полного духовного отсоединения от других нееврейских народов? А потому, что поклонение является частью языческих традиций, от которых боязно избавляться. Само слово поклонение – это языческое слово. Язычники думали, что богам нужна их безропотность рабское подчинение, принесение жертв, и если все это делать, боги дадут тебе то, что ты просишь, и накажут твоих врагов. Но если ты выбрал себе одного бога из многих существующих, а всех остальных «отправил в отставку» за профессиональной непригодностью, и продолжаешь такое же поклонение оставшемуся одному богу, как ты это делал многим богам, ты не перестаешь быть язычником.

Единый Бог Торы – это не один из бывших многих. Единому Богу Торы не нужно языческое поклонение – ему нужны действия по совершенствованию нашего мира, и не действия по выбору (разумению) земного диктатора (Ленина, Сталина, Гитлера, Ахмадинджада, и возможно … Путина с Обамой), а действия в соответствии с концепциями Торы, данной нам (евреям и не евреям) на Горе Синай. Если ты говоришь, что ты иудей или христианин, это не означает, что ты действительно таков – тебя надо судить по твоим действиям – не по поклонению.

Все негативно сказанное выше о поклонении не означает, что поклонение не нужно. Совсем не так! Поклонение – это молитвы, ритуалы, отличительная одежда и пища, свои праздники и т.п. Если поклонение используется для того, чтобы лучше познать, проникнуть в суть созидательного проекта Бога и роли избранного народа в этом проекте, тогда все в порядке – так это и должно быть. Но если поклонение становиться самоцелью, это уже язычество.

А теперь уже можно возвратиться к иудейско-христианской общности. Если христиане следуют созидательной нравственности Торы, и мы евреи помогли им в этом, мы должны считать это достойным исполнением нашей миссии избранных – быть рады этому, несмотря на все антисемитские христианские действия прошлого (сейчас большинство христиан начало понимать, вслед за предпоследним Папой Римским, что мы евреи являемся «старшими братьями» христиан)». Мне кажется, этот ответ иллюминирует суть духовного разделения восточного и западного еврейства.

В одной из моих статей-дискуссий я задал четыре вопроса одному из участников дискуссии, который по тону его комментариев я отнес бы к разряду русскоязычных раввинов, то есть к группе восточных евреев. Типичный западный еврей ответил бы на все это вопросы утвердительно. А этот участник побоялся ответить утвердительно, отослав меня к книжным мнениям авторитетов. Вот эти вопросы, которые также иллюминирующие суть разделения восточного и западного еврейства.

«(1) Неужели вы искренне считаете, что в течение почти полутора тысяч лет от Торы на Горе Синай до Талмуда в Вавилоне (Иерусалиме) евреи пронесли понимание Торы в одной интерпретации единым голосом как солдаты, исполняющие приказ командира? Неужели вы искренне считаете, что крик души пророков в их проповедях в Торе не говорит о том, что все, кто даже чтил Тору, понимали и исполняли ее по разному? Неужели вы считаете, что нынешние грандиозные разногласия в понимании Торы это что-то новое, чего во времена Талмуда не было? Неужели вы искренне считаете, что работа составителей Талмуда сводилась только к описанию того, с чем абсолютное большинство евреев и раввинов было согласно, а не к яростным дискуссиям по тому, что истинно и что не истинно в дошедших до них многих интерпретациях Торы – что «истинно» для тех условий еврейского существования, в которых еврей жили во времена составления Талмуда?

(2) Неужели вы искренне думаете, что когда ортодоксальный еврей переезжает в более благополучный район поближе, например, к новой еврейской школе для своих детей, он перестанет ходить в свою синагогу, потому что она уже недостижима пешком, вместо того, чтобы подъехать на машине на достижимое пешком расстояние, а потом уже пойти ногами (это то, что делается в районах, где я живу)?

(3) Неужели вы искренне считаете, что великие составители Талмуда не были настолько великими, чтобы не понимать, что наш мир постоянно изменяется в соответствии с духовными и материальными законами, созданными Самим Всевышним, и поэтому они составляли свод законов не на «веки вечные», а на то время состояния нашего мира, в котором они жили, и что все, составленное ими, периодически должно пересматриваться раввинами будущих поколений (что, кстати, раввины и делали)?

(4) Неужели вы искренне считаете, что те, кто пересматривают какие-то каноны Торы, делают это из-за неуважения к великим раввинам прошлого, а не из-за желания привязать талмудистские каноны к совершенно новым условиям жизни, чтобы не дать тем канонам умереть собственной смертью за ненадобностью?»

У западного англоязычного еврейства ответы на все эти вопросы, как правило, положительны. У восточного русскоговорящего еврейства, скорее всего, ответы отрицательны.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 2,63 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Минков

Все публикации этого автора

33 комментариев к “Русскоязычные и англоязычные евреи отличаются и отличаются очень существенно

    1. Если это приветствие означает, что вы начали осознавать, что духовная цитадель это не то место, которое создал Всевышний для вас как Его избранного, вы становитесь на праильный духовный путь.

  1. Bl. Minkova yzhe cegodnja mozhno nasvat’ covremennim apoctolom Pavlom . Da, dlja nashego vremeni i dlja rycckix evreev nyzhen cegodnja takoj avtoritet !!!
    Ny, a Boric Gyl’ko pyct’ bydet apoctolom Petrom !

    1. Вы очень прозорливый человек! Действительно, из всех авторов Еврейского Мира Борис Гулько ближе мне по своему глубокому — не духовно-геттовскиму — пониманию еврейской духовности по Торе.

  2. вобще-то, если человек во что-то по-настоящему верит, то он будет делать всё наиболее в соответствии с правилами этого учения. если оно предписывает не ездить в субботу, то он либо пройдёт весь путь пешком, либо найдёт синагогу поближе

    1. Алекс, вы, наверное, не принадлежите к настоящей ортодоксальной синагоге. Для искренне ортодоксальных евреев синагога и раввин этой синагоги — это семья. А семью, как все понимают, сменить невозможно.

      1. семью сменить нельзя, но если вы уезжаете в другой город работать, к примеру, вы что, каждые выходные или даже каждый вечер из Чикаго, скажем, в Финикс к родителям ездить будете?
        евреи вобще, по идее, одна большая семья, так что ортодоксальному еврею в любой синагоге как дома

        1. Алекс, вы говорите так, как будто бы все евреи до единого следуют одним и тем же ритуалам. В действительности же это не так. Евреи чрезвычайно разнообразны в своих соблюдаемых ритуалах, обрадах и традициях. Иногда это разнообразие выходит за рамки допустимого с точки зрения еврейской духовности. Но большинство этих «разнообразий» лежит в пределах дозволенного. Для меня и многих других евреев западной духовной еврейской ориентации перезд в другое место и смена синагоги и раввина проходит легко, поскольку для меня главное в избранности это продолжение созидательности по Богу. Но есть и другие, главным образом среди евреев восточной ориентации, для которых главное — это неизменность, которая определяется одной и той же синагогой, одним раввином, одними и теми же ритуалами и т.д. Я с уважением отношусь к их традициям, потому что я хочу, чтобы они с уважением относились к моим.

          1. ==Алекс, вы говорите так, как будто бы все евреи до единого следуют одним и тем же ритуалам.==

            Традиции (в еде, одежде, именах )действительно есть разные, но таке называемые вами ритуалы (омовение рук утром и перед едой, шаббат, кашрут) довольно одинаковы практически у всех ортодоксальных евреев любого происхождения.

            ==Но есть и другие, главным образом среди евреев восточной ориентации, для которых главное – это неизменность, которая определяется одной и той же синагогой, одним раввином, одними и теми же ритуалами и т.д ==

            Я не знаю откуда вы почерпнули такое описание, скажу только, что любой ортодокс, любого происхождения понимает — важнее не ездить на автомобиле в шаббат, чем поддерживать неизменность синагоги и раввина. Если он этого не понимает, то он скорее всего не ортодокс. Или — или.

            1. Я не знаю в каком ортодоксальном мире вы живете, но я живу в окружении трех ортодоксальных синагог, считающих себя «modern orthodoxy». Они стараются жить по традиционным правилам, но эти правила для них не абсолют. Многие из них поступают так, как я и описал.
              Но даже если пренебречь все расширяющимся числом ортодоксальных синагог в разряде «modern orthodoxy», ортодоксы составляют, наверное, около 15% еврейского народа. Выходит, что 85% еврейского народа совсем не входит в сферу ваших интересов? Вы что, не считаете их евреями и не даете им возможности делать то, что они считают нужным для себя, чтобы считаться евреями?
              И мы опять приходим к этому же заключению: вы видите только то, что происходит в вашем духовном гетто (15%) — я же анализирую то, что происходит во всем еврейском народе (15+85=100%).

  3. Вот два сообщения из России и США в подтверждение существенного отличия евреев западной и восточной ориентации.
    «Несколько лет тому назад российские средства массовой информации опубликовали такое сообщение: «Евреи чувствуют себя в России намного комфортнее и видят в России свое будущее. Евреи чувствуют себя в России намного комфортнее, чем раньше, и видят в России свое будущее. Об этом представители еврейской общины заявили на совещании … у Дмитрия Медведева с руководством еврейских высших учебных заведения в Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще. «Для еврейской общины в России настало другое время. Мы благодарны за то внимание, которое государство уделяет общинам, и в том числе духовному воспитанию молодых людей в России», — заявил главный раввин страны Берл Лазар, сообщает РИА Новости.»
    Иными словами, раввин Берл Лазар вроде бы говорит: евреи России считают своей миссией строить свое будущее под знаменами правящей власти России, потому что духовное воспитание, даваемое в России государственной властью, не вызывает у меня, руководящего раввина России, никаких принципиальных возражений. Действительно, почти декларация духовной близости российской и еврейской нравственности. Не ясно только, или Раввин Лазар считает, что россияне стали жить по нравственности Торы, или он считает, что евреи в России (евреи восточной ориентации) должны иметь две жизни – одна по Торе в изолированных духовных гетто, а вторая по языческим путиным-медведевым за пределами гетто в нормальной российской жизни.

    А вот и другое сообщение — из США. В соответствии с недавно опубликованным опросом общественного мнения, проведенных Gallup-Healthways Well-Being Index, евреи США (еврей западной ориентации) находятся на первом месте по удовлетворенности своей жизнью – впереди всех христианских деноминаций, впереди мусульман и атеистов. Очевидно это потому, что евреям западной ориентации не надо жить двумя жизнями – большинство из них живет одной жизнью по нравственности Торы, хотя и не думает об этом.

    1. Chush! R.Lazar nichego pro «obsuu duhovnost» ne govoril, on ne Minkin, i evreiskuiu izbrannost ponimaet

      1. Неужели вы не понимаете простой истины: если даже уважаемые люди не говорят о чем-то, это не означает, что этого «чего-то» нет. Уважаемые люди, как и все остальные, говорят не обо всем, а только о том, что их интересует. Вы можете вспомнить следующее из российской мифологии — «нельзя объять необъятное». Есть только одно исключение из этого – только Всевышний может это сделать.

          1. Я пассую перед вашим талантом объять необъятное даже в области классики, не отвечая ни на одни дискуссионный вопрос по существу.

  4. Галутное русско-интеллигентское балабонство. Израиля и сионистов как бы не существует и никогда не было. Русского еврейства, совершившего с начала ХХ в. несколько волн алии, выполнившего главную Заповедь — ЗАСЕЛЕНИЕ ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ (Читайте ТОРУ, а не муд…рецов!) и создавшего, в конце концов, Израиль — тоже!
    Восточного еврейства — тоже.

    И комментарии на самого себя, любимого, для повышения «рейтинга»!
    О, времена, о, нравы!

    Иегуда.

    1. Иегуда, дорогой, спасибо: лучшего подтверждения приведенных мной характеристик восточного еврейства, которые вы продемострировали в своем комментарии, и быть не может. И как достойный представитель восточного еврейства, вы продемонстрировали, что:
      (1) Разговоры о том, что есть люди, начинающие дискуссии ради выяснения истины — это пустые разговоры; истина уже полностью найдена восточными евреями, а все, кто далают вид, что ищут ее, в действительности ищут какие-то рейтинги (поверю Иегуде на слово, что эти»рейтинги» требуются Торой, хотя в Торе этого я не находил)
      (2) Мысли о том, что что-то было в еврейской духовности и истории до создания государства Израиль и до появления сионизма (а это более трех тысяч лет в истории), ложны в философии современног восточного еврея — вся еврейская история и духовность начинается и кончается государством Израиль и сионизмом!
      Спасибо, дорогой Иегуда. Как достойный представитель восточного еврейства, вы очень точно определили свою духовность.

  5. BARUR! ортодоксальный еврей переезжает в более благополучный район поближе, например, к новой еврейской школе для своих детей, перестанет ходить в свою синагогу, потому что она уже недостижима пешком

    1. Это что, какая-то мысль у вас или просто что-то вырвалось? Если это мысль, то какая? А если это просто вырвалось, то тогда все понятно.

        1. Спасибо:сейчас уже понятно, это мысль.
          Но зачем вы выделяете из общего еврейского народа ортодоксальных евреев? Все те, кто хотят считать себя евреями, должны соблюдать Шаббат.
          Все дело в том, как соблюдать Шаббат — ногами или головой. Для кого-то главное в Шаббате это ногами добраться до синагоги, а для других — духовно осмыслить прошедшую неделю и наметить духовно созидательные планы на следующую неделю. Богу не нужны наши ноги — Он создал многих с ногами в Первые Дни Сотворения Мира. Богу нужныны наши головы и души, которые Он наделил способностью понимать Его планы, а не ноги, чтобы маршировать.
          Кстати, это понимают даже и христиане, которые — поскольку и они следуют Десяти Заветам Торы — определили для себя один день в неделю в воскресенье для общения с Богом — общения головой, а не ногами.

            1. Если вы имеете ввиду, что Всевышний дал нам ноги, чтобы они вели голову в правильном направлении, тогда никаких возражений быть не может.

  6. Владимир!

    Заявленная Вами тема по сути весьма широка, и в этих рамках можно обсуждать многие вопросы. Мне кажется, что Вы не всегда четко различаете Тору как исходный документ (Пятикнижие Моисея, Хумаш) и производные — Талмуд, различные писания и т.д. Хотя, прежде Вы опирались главным образом на Пятикнижие. Западные и восточные евреи (по Вашей классификации) отличаются друг от друга возможно и разным отношением к тому, на что в первую очередь надо опираться из указанных выше источников. В связи с этим хотелось бы услышать Ваше мнение по следующему вопросу, который, думается, не выходит за рамки тех проблем, которыми Вы занимаетесь. Вопрос этот в том, как понимать суть Вс-вышнего? В свое время пророк по фамилии Гиллель, выходивший на контакт с Богом, услышал следующие слова, сказанные последним по поводу некошерного поведения еврейства: «Пусть они забудут меня, но выполняют законы». Как понимать эти слова, ведь в законах, в том числе и в первичных (10 заповедей) имя Бога упоминается в первую очередь. Нет ли здесь противоречия? Для тех, кто не понимает сути религии и ее соотношения с реальностью, это противоречие неразрешимо. Однако, его можно преодолеть. Дело в том, что если мы исключим слово Бог из всех текстов, то останется именно то, что Бог, по моему уразумению, хотел сказать людям. А он хотел направить людей на правильное поведение друг по отношению к другу. Если я не ошибаюсь, тот же Гиллель высказал мнение, что суть еврейской меры можно свести к широко известным словам: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» или совсем в бытовом варианте: «Живи и давай жить другим». Эта точка зрения, если ее принять, совпадает с позицией далеко не еврейского мудреца Протагора: «Человек — мера всех вещей». Между тем, некоторые уважаемые и весьма верующие люди считают все-таки, что все надо делать постоянно адресуясь к Богу («Нет, нет никого, кроме Бога одного»).

    Вернемся к кажущемуся противоречию, о котором я писала выше. Опять-таки это сугубо мое представление (а точнее одно из моих представлений) о сути взаимоотношения упомянутых двух сфер — божественной и человеческой. Постоянные упоминания имени Бога в приведенных выше источниках, по видимому, связаны с тем, что в те времена, когда они обнародовались уровень развития социума, недавно находившегося в языческом состоянии, требовал именно несколько языческого языка в отношении предмета, который отвергал язычество, о чем пишете и Вы. Иначе народ бы не понял.
    В настоящее время, учитывая это обстоятельство и совершенно другой уровень понимания человеком и природы, и религии, и своей сути, по видимому нужно постепенно отходить от традиционного толкования основополагающей Книги. В известной степени постоянное употребление слова Бог даже в молитвах и т.д. можно рассматривать как понимание имени господа в суе. Нужна мера, отвечающая реалиям современной жизни. Кстати, современная эпоха называется эпохой знаний в отличии от прежней, которая называлась эпохой веры. Понятие «Эпоха знаний» имеет широкий смысл и современное знание обязательно должно включать в себя современное знание и понимание веры. Здесь интересно было бы вспомнить слова некоего верующего по фамилии Тютчев: «Мужайся сердце до конца, и нет в творении творца, и смысла нет в мольбе». Вот в этом аспекте было бы интересно поговорить детальнее.

  7. Гелена, спасибо за комментарий.
    Ваши вопросы и суждения в предыдущем комментарии будут отражены в следующей статье, которая должна появиться через несколько дней.
    А сейчас по вопросам этого комментария.
    (1) Тора — это исходый документ, данный нам Богом. Талмуд — это человеко-рукотворный документ. Многие считают Талмуд также прямым словом Бога, потому что он представляет из себя интерпретацию различных концепций Торы. Это так, если не забывать, что это наша еврейская интерпретация, созданная многими раввинами в продолжении многих лет, и если не забывать, что эта интерпретация создавалась для конкретных и уникальных условий того времени — для сохранения еврейской духовности в галуте при отсутствии Иерусалимского Храма.
    Кстати говоря, христиане создали свой аналог Талмуду — Новый завет. Этот христианский Талмуд является интерпретацией Торы для нееврейских последователей Торы и отражает условия жизни нееврев того же времени.
    (2) У евреев западной ориентации Тора является главным документом, в то время как у евреев восточной ориентации главным документом является Талмуд.
    (3) Да, самое главное это не многократное ежедневное произнесение слова Бог и молитв с этим словом — главное это исполнение законов, приведенных в Торе. Но здесь как раз и начинаются трудности с тем, как понимать закон и что надо делать для исполнения законов. И здесь мы приходим к задачам миссии избранности еврейского народа, поскольку эти задачи и определяют то, что надо делать. Моя следующая статья, которую я уже здесь упомянул, коснется этого вопроса.
    (4) Если мы удалим слово Бог из всего, как кто-то предлагает, мы вернемся к язычеству. Единый Бог является гарантом сохранения единых правил поведения для всех, представленных в Торе. Люди, которые предлагают удалить имя Бога, наивно думают, что есть какая-то единая мораль от Природы, которой все будут следовать, если концепция Единого Бога исчезнет. Но такой морали нет и быть не может — при отсутствии морали от Бога мы все станем частью животного мира, созданного в Первые Пять Дней Сотворения Мира.
    (5) Да, вы правы — надо постоянно пересматривать нашу интерпретацию концепций Торы, чтобы наша интерпретация помогала нам жить по Торе в постоянно изменяющихся условиях жизни. Само слово «традиционное толкование» меня не пугает, если за этим не стоит что-то «замороженное», никак не связанное с реальной жизнью — в семье, в синагоге, в политике, на работе, в профессиональной жизни, в науке и технике, в любом созидании, и т.п.

  8. Хорошие новости из Москвы — в восточном еврействе города Москвы появляются евреи западной ориентации.
    После самокоронации Путина на Всероссийский престол главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт в разговоре с журналистами подчеркнул очевидное равделение евреев Москвы (и России) на две группы. Молодые евреи Москвы требовали у него, чтобы он призвал всех евреев присоединиться к уличным манифестациям вместе с «коренным неселением», то есть русскими, с тем, чтобы активно бороться за свободу и демократию в стране их проживания России. Это типичный подход евреев западной ориентации, считающих, что Тора и еврейская традиция призывает евреев быть в первых радах борцов за «счастье для всех» — евреев и неевреев.
    Однако отцы этих молодых евреев требовали у раввина Гольдшмидта противоположного — запретить их детям участвовать в манифестациях. Отцы, как истинные евреи восточной ориентации, считали, что евреям не место за пределами их духовной цитадели — борьба за свободу и демократию в России это дело только самого «коренного населения».
    Может быть, и среди восточного еврейства России начнется диалог об истинной сути избранности еврейского народа — такой диалог, который мы проводим в этой газете.

  9. Читатели этой газеты, владеющие английским языком, могут ознакомиться с более углубленным анализом вопросов еврейской духовности и избранности в моей статье «Thoughts on Being Jewish» в журнале «The Jewish Thinker» по адресу:
    http://www.jewishthinker.org/article/11/thoughts-on-being-jewish

  10. В видео по адресу в конце представлена (на английском языке) очень интересная сравнительная характеристика антагонистических обществ западной и восточной ориентации. Это не евреи западной и восточной ориентации, о которых эта статья, Это нееврейский мир, расколотый на два мира.
    Один из этих миров западный, который восточный мир считает колонизаторским, богатства которого основаны на ограблении восточного мира. Второй мир — восточный, который считает, что он не может достичь успеха потому, что все его богатства отбирает западный мир.
    В видео известный историк США Prof. Dinesh D’Souza характеризует столкновение этих двух миров, пытаясь проникнуть в духовность Президента Обамы.
    Что является общим в еврейском и нееврейском западном мире, это попытка найти общие интересы с другим — восточным — миром, чтобы добиться мирного и дружеского существования. Что является общим в еврейском и нееврейском восточном мире, это нежелание мирно сосуществовать с западным миром — там враги, с которыми надо бороться до последнего духовного патрона.

    http://www.westernjournalism.com/the-roots-of-obamas-rage-exposed-in-new-movie/?utm_source=Western+Journalism&utm_campaign=afd71e8546-RSS_EMAIL_CAMPAIGN&utm_medium=email

  11. Владимир, как Вы думаете, если исламизация Европы и Америки будет проходить в таком же духе как до сегодняшнего дня, то может лет черeз 50 западной цивилизации не станет вообще, и останется только восточная?

    1. Да, если следовать Торе, такое может случиться. Это может случиться тогда, когда мы, западная цивилизация, перестанем замечать Зло и остановим боьбу с ним. Люди восточной цивилизации не являются сами по себе Злом, то тон там задают люди зла, с которыми и надо бороться.
      Если такое случиться, Всевышний может организовать что-то вроде нового всемирного потопа («ядерного потопа») и начать все с начала, как это уже было в Торе.
      Хочу сразу заявить: меня никто не уполномачивал делать такое заявление, но если такое произойдет, прошу винить только меня.

  12. Владимир, а как Вы смотрите на возможность восточной цивилизации реформироваться в лучшую сторону, вместо того что-бы всё закончилось в ядерном потопе? Под реформами я имею в виду, самостоятельные реформы, без вмешательства западной цивилизации, возможно ли такое, и если возможно, то как теоретически могут произойти такие реформы?

    1. Не думаю, что это реально.
      Не думаю только потому, что знаю историю.
      Все продвижение нашего мира в нормальную сторону «по Торе и Единому Богу Торы» шло с помощью более продвинутых народов — продвинутых по пути организаций жизни своих народов в направлении нравственности Торы. Более продвинутые помогали менее продвинутым, и часто помогали вопреки желаниям менее продвинутых.
      (1) Избранный иудейский народ помогл народам Римской империи стать на путь Торы, дав им такую интерпретацию концепций Торы, которая была привязана к конкретным условиям жизни народов Римской империи — так было создано христианство.
      (2) Христиане Римской империи помогли народам Европы перейти от язычества к христианству, основанному на Торе — и процесс этот часто был не мирным.
      (3) Хрисиане создали самую великую страну иудейско-христианского мира — США, основополагающие документы которой основаны на идеях Торы.
      (4) Затем многие христианские страны стали колонизаторами — в хорошем понимании этого слова — и через колониальное владычество поставили страны-колонии на путь Торы — в ее христианской интерпретации. Примерами этому могут быть многие страны латинской Америки, Филипины.
      (5) Не исключена возможность, что Бог свои Идеи, изложенные в Торе, доставит другим странам с помощью западных христианских стран, но в виде каких-то других религиозных разновидностей. В этом отношении две страны могут быть примером этому — Индия и Таиланд.
      (6) С Россией и православием дело посложнее, поскольку православная ветвь христианства ушла от прямого служения Единому Богу к служению наместнику Бога на земле — Царю.
      (7) А мусульманско-арабский мир противостоит, и противостоит успешно иудейско-христианскому влиянию, и поэтому никакие местные реформы там (без влияния западной цивилизации) не способствуют народам этого мира стать на путь мирной конкуренции идей и духовностей.

      1. извините что вмешиваюсь в почти 3-месячной давности дискуссию, но не могу пройти мимо вашего последнего комментария. ибо не могу с ним полностью согласиться. есть фраза, не помню чья, что «не столько христианство завоевало Рим, сколько Рим завоевал христианство». на момент втсречи с античной цивилизацией (то есть греко-римской), евреи остатвали в материальном развитии, да и культурно и «духовно», как вы любите выражаться, тоже немал;о почерпнули у тех же греков. не говоря уж о том, что Египет, в то время самая развитая страна, в Торе назван «наготой мира». отнюдь не всегда продвижение связано с материальным превосходством. сравнительно «дикие» народы приходили, завоёвывали более развитые, что-то уничтожали но при это научались, и сами становились «цивильными».
        к тому же, пример модернизации таких стран как Россия, Турция, Китай, Япония, Корея, да и тот же Израиль, явно показывают что «вестернизация» условного Востока вполне вможна

Обсуждение закрыто.