Чему учит детектив»
Почему ты не приходил на занятия?» — спросил глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме рав Борух Мордехай Эзрахи одного из учеников, 18-летнего иммигранта из США Шмуэля Оэрбаха.
С рассказа 20-летней давности о моем учителе я решил начать знакомство рава Эзрахи с учениками 12-о класса еврейской школы «Синай Академи».
— Мне стыдно ответить на этот вопрос, — потупив глаза, ответил Шмуэль.
— Не стесняйся, — продолжил реб Борух. — Почему тебя не было на занятиях два дня? Ты что, был болен?
— Нет, — ответил Шмуэль. — Я увлекся чтением книги.
— Какую же книгу ты читал, — заинтересовался глава иешивы. Может быть, комментарии к Талмуду или к Торе?
— Мне стыдно признаться, — ответил Шмуэль, — я читал истории Шерлока Холмса и просто не мог оторваться.
Что должен был ответить на это глава одной из самых престижных иешив Израиля: отругать за прогулы занятий или устыдить за пустое времяпрепровождение, чтение детектива вместо изучения мудрости Торы?
Впрочем, рав Эзрахи не только великий знаток Торы и ее законов, но и не менее великий знаток человеческих душ, педагог, достойно воспитавший и вдохновивший не одно поколение учеников. Потому гениальный учитель принимает неординарное решение.
«И чему же ты научился в результате чтения этой книги?» — спросил реб Борух. Не случайно в иешивах любят повторять, что важно не столько то, что ты прочитал, сколько то, чему ты научился. Шмуэль задумался, а потом ответил: «Я научился тому, как важно обращать внимание на детали».
Тогда, вместо того чтобы поругать прогульщика, глава иешивы воскликнул: «Если так, то ты не зря потратил время!» Впрочем, и рав Эзрахи тоже не зря потратил свое время на разговор со Шмуэлем, который в дальнейшем стал одним из самых серьезных учеников иешивы. Он всегда вспоминал эту историю, рассказывая о том, как важно, изучая Тору, обращать внимание даже на самые незначительные детали.
Чьи слезы?
Когда я узнал, что рав Эзрахи остановился в Бруклине всего лишь на один день по дороге из Канады в Израиль, то позвонил ему и попросил разрешения навестить его вместе со своими учениками. Мы уселись вокруг большого обеденного стола, благо, у хозяина дома большая семья. Рав Эзрахи обратился к ребятам по-английски и начал рассказывать им о смысле «Махнисей рахамим» — одного стиха из молитвы «Слихот». Я испугался. Неужели мой учитель не понимает, что он не в иерусалимской иешиве, а разговаривает с ребятами, часть которых впервые пришли в еврейскую школу и не знают о еврейских традициях ровным счетом ничего.
Впрочем, очень скоро я убедился, что недооценил своего учителя.
Всю неделю перед праздником Рош Хашана многие евреи в трепете встают затемно, чтобы рано утром отправиться в синагогу и прочитать там специальные молитвы слихот. («Слиха» на иврите означает «прощение».) В этих молитвах мы просим у Всевышнего прощения за все ошибки, которые совершили в прошедшем году, обещаем, что в следующем году постараемся стать лучше. Просим, чтобы Всевышний милосердно простил нас в Судный день. Тогда мы удостоимся быть записанными в Книгу праведников и жизни.
«Всевышний, пусть предстанут пред Тобою слезы… и прояви милосердие к нам!»
«Всевышний, пусть предстанет пред Тобою крик… и прояви милосердие к нам!»
«Всевышний, пусть предстанет пред Тобою милосердие… и прояви милосердие к нам!»
— Мне не совсем понятен смысл сказанного, — сказал рав Эзрахи детям русскоязычных иммигрантов. — Чьи слезы предстанут пред Всевышним?
— Наши слезы!» — ответили ребята.
— Чей крик предстанет пред Всевышним? — спросил реб Борух.
— Наш крик!» — вновь ответили ребята.
— Чье милосердие предстанет пред Всевышним? — спросил наконец глава иешивы. На этот раз ребята задумались. Обычно мы говорим о милосердии Всевышнего. О чем же речь идет на этот раз?
Теленка жалко
«Мы никогда не простим арабам не только то, что они убивали наших детей, — говорила Голда Меир. — Но и того, что наши дети были вынуждены убивать их».
Тора указывает еврею выходить на войну и защищать свой народ от врагов. В бою человек вынужден проявить жестокость. Однако Тора обещает еврею, что если, беря в руки оружие, он выполнял заповедь, то Всевышний его благословит и «даст тебе милосердие, и проявит милосердие к тебе» (Дварим 13:18). «Даст тебе милосердие» — поможет тебе стать милосердным, преодолеть естественное ожесточение, которое неизбежно испытывает человек во время войны. «Проявит милосердие к тебе» — станешь ты многочисленным народом, живущим в безопасности и достатке. Почему для проявления милосердия к нам Всевышний требует сначала, чтобы мы сами стали милосердными людьми?
В Вавилонском Талмуде (Бава Мециа 85) обсуждается причина тяжелой болезни рабби Йехуды ха-Наси, мудреца Торы, который отредактировал Мишну, основополагающую книгу Талмуда.
«Страдания рабби Йехуды ха-Наси начались после одного его поступка и после другого его поступка прекратились. Однажды вели теленка на убой. Убежал теленок, положил свою голову под одежду рабби Йехуды и заплакал, словно прося о спасении. Сказал ему рабби: «Иди, для этого ты создан». И тогда раздался голос с небес: «Нет в нем жалости, потому постигнут его беды».
И благодаря его другому поступку прекратились страдания. Однажды служанка рабби Йехуды убирала в доме. В доме были маленькие мышки. Она собиралась вымести их метлой из дома. Сказал рабби: Оставь их, ибо написано (145-й псалом Давида): «… милосердие Его — на всех созданиях его». Услышали с небес: «Милосерден он, смилуемся над ним — и он излечится».
— За что рабби Йехуда был наказан тяжелой болезнью? — с этим вопросом обратился рав Эзрахи к ученикам «Синая». — Что неправильного он сделал, какой грех совершил?
— Многие едят мясо животных, — ответили ребята. — Потому рабби был прав, что дал зарезать теленка. Но поскольку рабби не проявил к нему милосердия, не пожалел теленка, не почувствовал его боль, то и небеса не проявили милосердия к рабби.
Отражение
«И Я также услышал крик сынов Израиля, которых египтяне порабощают» (Шмот 6:5). Почему сказано, что Всевышний также услышал крики евреев о тяжести рабства? Потому что евреи проявляли сочувствие, сострадание и милосердие друг к другу, пишет «Хатам Софер». Как бы ни было евреям тяжело, как бы сами ни страдали от боли, все равно они не переставали ощущать боль других страдающих людей.
«Если вы слышите крик друг друга, то в награду за это и Я услышу ваши крики, — говорит нам Тора. — Если вы будете милосердны друг к другу, то и небеса будут милосердны к вам!» Мера за меру — это закон сохранения духовной энергии мира. Только проявив милосердие, рабби удостоился милосердия небес. Потому и солдат, вернувшийся с войны, не просто награждается милосердным характером, но, как следствие, Небеса проявляют милосердие к милосердному человеку. Теперь понятно, что, прося о милосердии Небес, еврей напоминает Всевышнему не только о своих слезах и криках, но и о своих добрых делах, о своем собственном милосердии.
— Итак, чье милосердие предстанет пред Всевышним? — спросил рав Эзрахи.
— Не только слезы и крики наши предстанут пред Небесами, но и наши добрые поступки, наше милосердие станет настоящей причиной милосердного отношения к нам Небес, — ответили ребята.
— Тот, кто научится милосердно относиться к другим людям, удостоится милосердия в день Суда Рош Хашана! — заключил реб Борух. Я смотрел на светящиеся от радости лица ребят и понял, что они радуются тому, что поняли что-то главное в жизни.
Будь милосердным!
Наша недельная глава указывает еврею, который пришел в страну Израиля, ценить эту землю, помнить, что Всевышний вызволил его из египетского рабства.
Еврею надлежало принести первые плоды урожая в Храм и выразить свою благодарность Всевышнему за «Землю, текущую молоком и медом: «И радуйся всему добру, которое дал тебе Всевышний, и дому твоему, ты и Левит (служитель Храма) и пришелец, который в среде твоей».
Тора указывает еврею поделиться плодами урожая с нуждающимися людьми, с пришельцем, сиротой и вдовой. Еврей пришел в Землю Израиля для того, «чтобы ходить по путям (Всевышнего) и соблюдать заповеди Его!» (Дварим 26:16).
Что такое «пути Всевышнего»? Это не просто исполнение заповедей, но и пути милосердия и доброты. Человек сотворен по образу и подобию Всевышнего. Поступая милосердно, он проявляет искру Б-жию своей души. «Как Он милосерден, так и ты будь милосердным!» — утверждает Талмуд (Сота 14).