Однажды, когда рабби Исроэль Салантер (1810–1883) ехал в поезде из Каунаса в Вильнюс, рядом с ним сел молодой человек. «Почему вы открыли окно, я замерзаю от холода!» — вдруг закричал он. «Я не открывал окна», — ответил рабби Исроэль, но все равно встал и закрыл его. Молодой человек продолжал грубить до тех пор, пока поезд не остановился в Вильнюсе, где на перроне стояла толпа евреев, встречавших великого раввина Исроэля Салантера.
На следующее утро молодой человек нашел рабби Исроэля и попросил у него прощения, объяснив свое поведение тем, что нервничал по пути в Вильнюс, где он надеялся сдать экзамен на шойхета (резник кошерного мяса). Рабби Исроэль простил его и попросил сообщить, как он сдаст экзамен. Через несколько дней молодой человек вернулся и сказал, что провалил экзамен и теперь не знает, как найти работу и обеспечить свою семью. Тогда рабби Исроэль нанял ему учителя, который подготовил его к экзамену, а потом помог найти работу.
– Зачем вы помогли этому грубияну? — спросили рабби Исроэля ученики. — Разве недостаточно того, что вы простили ему оскорбления?
– Я сказал ему, что простил, однако у меня в сердце все равно оставался неприятный осадок обиды. Потому я воспользовался советом Торы — помочь тому, к кому испытываешь неприязнь, ненависть или гнев.
…Глава иешивы «Тора ве-Даат» в Бруклине рав Авраам Пам рассказывал эту историю, объясняя своим ученикам недельную главу «Мишпатим», которая посвящена законам, регулирующим взаимоотношения между людьми. Дело в том, что рав Исроэль Салантер посвятил свою жизнь распространению этического учения мусар, и символично, что его йорцайт — день памяти — отмечается в это же время…
Где же Тора указывает делать что-то хорошее человеку, по отношению к которому мы испытываем неприязнь?
В главе «Мишпатим» есть две заповеди: одна — помочь нагрузить, и вторая — разгрузить осла другого человека. Однако, что делать в первую очередь, если перед человеком два осла, и одного нужно нагрузить, а другого разгрузить? Мы обязаны сначала разгрузить осла, для того чтобы животное не страдало под грузом, утверждают мудрецы Талмуда.
Но что, если осел твоего друга лежит под грузом ноши и его нужно разгрузить, и в то же время твой враг нуждается в помощи нагрузить своего осла? Какую заповедь выполнять первой? Мы обязаны сначала помочь своему врагу! — утверждает Талмуд (Баба Мециа, 32). Помочь врагу важнее, чем предотвратить страдания животного, потому что это помогает человеку преодолеть в себе дурное начало — победить ненависть к другому еврею.
«Но если ненависть запрещена, то почему человек считает хозяина осла своим врагом и ненавидит его? — спрашивают мудрецы (Псахим, 113) и отвечают: — У него есть веская причина для ненависти: он видел, как тот совершает какое-то преступление».
«Но если эта ненависть к грешнику разрешена, то почему ее нужно преодолевать?» — спрашивают комментаторы Талмуда (Тосафот, XII век). «Как в воде лицо (отражается) к лицу, так же и сердце человека к человеку» — приводят Тосафот слова мудрого царя Соломона (Притчи, 27:19). Если человек будет ненавидеть грешника, то и грешник возненавидит этого человека, что вызовет в нем дополнительную ненависть, которая не разрешена Торой и может явиться катализатором цепной реакции усиления конфликта. Потому Тора указывает человеку сделать доброе дело для своего врага и таким образом преодолеть по отношению к нему чувство ненависти.
Родители, как правило, любят своих детей больше, чем дети родителей. И это несмотря на то, что дети получали на протяжении многих лет заботу от своих родителей. Более того, чем больше сил вкладывают родители в детей (например, в больных), тем больше любви они ощущают.
«Если вы обижаетесь на свою жену, то не следует ждать, пока она принесет вам извинения, — советовал рав Пам своим ученикам. — Сделайте для нее что-то хорошее, купите ей подарок, и это поможет не только ей, но и вам преодолеть неприятные чувства».
2 thoughts on “Зачем вы помогли этому грубияну?”
Comments are closed.
как мы знаем, при приходе машиаха, евреи будут следовать иерусалимскому талмуду, а не вавилонскому. выше приведённая статья являтся хорошим примером почему так будет. как известно вавилонский талмуд был написан в галуте и мнения вавилонский раввинов в основном сводятся к вопросу «что подумают гои?». поэтому законы которые они предлагают довольно часто абсурдны. выше приведённый закон не являтся исключением. вдумайтесь, животное вашего друга в беде, а вавилонские раввины предлагают помочь животному вашего врага. во первых, с такими друзьями, зачем нужны враги? а во вторых, врагов нужно убивать а не делать с ними мир. об этом мы в очередной раз убедились во время ослиного процесса, после слов шимона переса что » мир заключают с врагами», результаты на лицо. так что хочется верить что мошиах не за горами.
мошиах не за горами amen