Ураган «Катрина», который изгнал миллион американцев из их домов, возник в то время, когда десять тысяч евреев изгонялись из своих домов в секторе Газа.
Удар Свыше
Ураган «Катрина» – самое крупное стихийное бедствие в истории США, превосходящее по своей разрушительности даже трагедию 11 сентября. Сенатор Дэвид Виттер заявил, что «ураган Катрина, предположительно, привел к гибели более десяти тысяч человек только в одной Луизиане». Бедствие вызвало затопление обширных территорий Луизианы, Миссисипи и Флориды. Прямой экономический ущерб от урагана оценивается астрономической суммой в сто миллиардов долларов.
Сотрудник Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям Дэн Крейг заявил, что восстановление затопленного Нового Орлеана не начнется до лета 2006 года. Откачка воды с улиц города займет не менее шести месяцев, еще три месяца понадобится, чтобы затопленные территории просохли. После этого потребуется дополнительное время на сбор мусора и подготовку к строительству. Многие жители города не смогут вернуться в свои дома раньше чем через два года.
Все больше людей выражают удивление, что колоссальные разрушения произошли, несмотря на заблаговременные предупреждения о приближающемся урагане. Неужели нельзя было предотвратить катастрофу? Мэр Нового Орлеана Рэй Нагин заявил накануне бедствия, что «город полностью готов к урагану», и отказался превратить местный аэропорт в еще одно убежище для не успевших эвакуироваться людей.
Сенаторы Сюзан Коллинс и Джозеф Либерман сообщили о создании комиссии по расследованию подготовки государственных служб к урагану и причин, по которым усилия по спасению людей оказались неэффективными.
Агентство новостей АР выражает сострадание жертвам урагана во многих странах мира, в особенности, в тех, которые сами недавно пострадали от стихийного бедствия. «Природа доказала, что невозможно победить ее, как бы богаты и экономически развиты вы ни были», – сказал Данут Афасей, представитель местных властей румынской провинции Харгита, на территории которой в результате наводнения недавно погибли тринадцать человек. «Ураган уравнял всех, ибо любая страна, сильная или слабая, может быть подвергнута удару Свыше», – заключают журналисты АР. Любопытно, что к этому выводу приходят не только раввины, но даже либерально настроенные американские журналисты.
Трепет Небес
Научно-технический прогресс – это палка о двух концах. С одной стороны, бурное развитие науки принесло многочисленные блага, а с другой – не менее многочисленные беды: современные виды оружия, в том числе и оружие массового уничтожения. Возможно, главная дилемма заключается в том, что интеллектуальный прогресс зачастую происходит на фоне морального регресса. Возгордившийся человек возомнил себя властелином мира, который может контролировать все явления природы. Тора предупреждает евреев, чтобы не возгордились они, собрав обильные урожаи в Стране Израиля, и не забыли они Б-га, говоря, что лишь «сила моя и мощь руки моей сделали мне все это богатство» (Дварим 17: 17-18).
«Единственная сверхдержава мира оказалась беспомощной перед лицом Небесного Суда, – говорил рав Авраам Шор, обращаясь в субботу к собравшимся в его бруклинской синагоге евреям. – Этот ураган должен пробудить трепет и смирение в сердце каждого человека на земле. Последствия урагана касаются каждого из нас, каждого американца, которому придется залезть глубже в карман, заправляя машину бензином и оплачивая все энергоемкие товары. Тем более это стихийное бедствие обращено к каждому еврею, который готовится к приближающемуся дню Суда».
Многие вспоминают, что теракты 11 сентября 2001 года произошли в преддверии еврейского нового года – Рош Хашана. «Пусть затрепещут перед Тобой все творения», – просят евреи в молитвах Рош Хашана и Йом Кипур. Нет ничего важнее и, одновременно, ничего сложнее для человека, чем обрести искренний «трепет Небес» – Йират Шамайим. «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами!» – утверждает Талмуд. Вопросы веры, свободы выбора между добром и злом решает для себя сам человек, и никто, даже Б-г, не может навязать ему этого. Однако если он действительно хочет ощутить трепет Небес в своем сердце, то может просить об этом в молитве. Ребе из Гур пишет в своей книге «Хидушей Харим», что молитва об обретении трепета Небес, выражающая внутренний выбор человека между добром и злом, будет услышана: Всевышний обязательно пошлет помощь с Небес и приблизит этого человека к Себе.
Если же сердца людей огрубели, они погрязли в грехах и, казалось бы, потеряли всякую духовность, то Всевышний может послать на землю катаклизм природы, подобный потопу. Целью стихийного бедствия будет не только наказание грешников. Оставшиеся в живых будут иметь шанс пробудиться ото сна и обрести в своих сердцах трепет Небес.
Голос вод
«Все эти события – случайные явления природы, и нечего искать в них какой-либо смысл», – возразит мне скептик. Именно так смотрели на разразившийся дождь упрямые грешники поколения Потопа. Эту ошибку повторили и строители Вавилонской башни. Они строили башню до самых небес для того, чтобы, овладев законами природы, «подпереть небеса» и предотвратить новый потоп. Они отказывались признавать, что потоп – это следствие грабежа и разврата, творимых человеком на земле. Пытаясь овладеть природой окружающего их мира, они не желали познать свой внутренний мир и контролировать свою собственную природу.
В любом явлении природы проявляется воля Всевышнего. Если еврей видит молнию или землетрясение, то произносит благословение «Тому, Кто изначально сотворил мир». Если же он слышит гром или видит воды морские, то произносит благословение «Тому, Чья сила наполняет мир». В период дождей еврей произносит в молитве: «Ты приносишь ветер и спускаешь дождь». В 29-м Псалме царь Давид пишет, что «Голос Б-га» можно различить в звуках дождя, в волнах потопа, в устрашающем громе и в огненной молнии:
«Песнь Давида… Голос Б-га – над водами, Всесильный в славе Своей мечет громы, Б-г – над водами великими… Голос Б-га сокрушает кедры… Голос Б-га высекает пламень огней…
Б-г восседал над потопом…» «Слово «восседал» означает, что во время потопа Всевышний проявил себя владыкой мира, – поясняет «Мецудат Давид». – Так же и в грядущее время Всевышний проявит себя судьей мира, ибо все осознают, что Он – Творец».
Исправь себя
Все, что происходит в этом мире, вершится по воле Творца. Потому все, что мы «случайно» видим, в действительности имеет глубокий смысл, ибо «все случайности закономерны». Таким образом Всевышний обращается к каждому из нас. Конечно, сегодня нет пророков, которые могли бы разъяснить нам истинный смысл происходящих событий и явлений. Однако, как говорит Талмуд: «После разрушения Храма пророческий дар был отнят у пророков, но он никогда не отнимался у мудрецов Торы». Мудрецы же учили нас, что если ты видишь наказание грешника, то это не для того, чтобы, возгордившись, осудил его, для того, чтобы спросил себя: нет ли у меня того же недостатка? Может быть, Небеса предупреждают меня, чтобы я не совершил того же греха?
Почему в Торе рассказ о Назире, человеке, который дал обет не пить вина, следует сразу же за рассказом о Соте, замужней женщине, которая напилась и уединилась с мужчиной, несмотря на просьбы мужа?
Тора нас учит, что если человек увидел разрушительную силу вина, то он должен дать обет не пить вино в течение тридцати дней, заключают мудрецы. Человек обычно ослеплен любовью к себе самому и потому не видит собственных недостатков. Всевышний показывает ему недостатки других людей для того, чтобы он в дальнейшем научился различать их в себе.
«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих» (Дварим 17:18). Тора не только обязывает установить справедливый суд в каждом городе, но и намекает на то, что каждый человек обязан быть судьей самому себе. «Врата города» – это отверстия его лица», – пишет «Шло Хакадош». Человек должен «судить» разумом, что он говорит, что ест, что видит и на что следует закрыть глаза, что слышит и что ему слушать не подобает!
«Почему у человека два глаза? – спросил Алтер Ребе. – Для того, чтобы одним глазом видеть достоинства других людей, а другим – свои собственные недостатки!» Мы будем говорить о недостатках Америки, недостатках Нового Орлеана. Но каждый должен научиться смотреть на себя самого…
Карнавал!
«Новый Орлеан – это самый распущенный город США, – рассказывал мне Элиэзер Миллер, который был раввином этого города. – В любом месте Америки человек постесняется пить виски на улице из бутылки, а женщина не выйдет на улицу раздетой. Однако на улицах Нового Орлеана, который считается самым европейским городом Америки, пьянство – обычное дело. Французский район города напоминает о связи основателей Нового Орлеана с Орлеаном Старого Света. Еще одно напоминание – это традиционный для французских католиков карнавал Mardi Gras. Сорок дней до католической Пасхи верующим следует скорбеть. Потому за две недели до этого скорбного для них периода католики начинают… карнавал. Каждую ночь в течение этих двух недель обнаженные женщины и пьяные мужчины «гуляют» по улицам Нового Орлеана. Среди двенадцати тысяч евреев города много богачей, но практически нет религиозных людей, нет еврейской школы для детей. Зато есть еврейская группа, которая принимает участие в этом католическом карнавале». Затопление Нового Орлеана заставляет провести параллель с людьми времен Потопа, которые «извратили свой путь».
«Новый Орлеан – это американский Содом, – говорит рав Шор. – Однако и в душе каждого из нас скрывается свой Содом, свое зло, которое необходимо разрушить очищающими водами Торы, ибо как сказано: вода – это символ знаний Торы».
Во имя Израиля
«Ураган «Катрина», который изгнал миллион американцев из их домов, возник в то время, когда десять тысяч евреев изгонялись из своих домов в секторе Газа, – сказал рав Авраам Шор. – Весь мир безучастно наблюдал за тем, с какой жестокостью поселенцев выгоняли с насиженных мест, разрушали их дома. Теперь же в развалинах лежат многие тысячи американских домов».
Вне всякой зависимости от политических взглядов, каждый должен проявить сострадание и участие к судьбе изгнанников. Иначе тебе самому угрожает изгнание.
Царь Давид заканчивает Псалом о водах Потопа словами: «Б-г даст мощь народу Своему, Б-г благословит народ Свой миром». Все явления природы и все политические события вращаются вокруг стержня истории – судьбы еврейского народа. Все в мире происходит во имя того, чтобы народ Израиля обрел силы установить мир…
Уверен, что каждый из нас может продолжить самостоятельные размышления о том, что же шепчет нам «голос» урагана. И если разрушительная сила урагана беспрецедентна, то пусть так же велики будут и наши силы созидания.