Ари Каган родился и вырос в Минске, окончил школу с отличием, учился журналистике во Львове, работал военным и гражданским журналистом в газетах Прибалтики и Белоруссии. С мая 1993 года живет и работает
в Нью-Йорке. Здесь окончил Барух-колледж, получил степень бакалавра. Более 18 лет работает в русскоязычных СМИ, на радио и телевидении.
Желание изменить мир к лучшему и помогать людям привели его в политику. В 2006 году он выдвигался в Ассамблею штата Нью-Йорк. В 2009–2010 годах — помощник конгрессмена США, демократа Майкла Макмэна, представлявшего в Вашингтоне Стейтен-Айленд, Бэй-Ридж и Бенсонхерст. Отвечал за связи конгрессмена с русскоязычной общиной. В настоящее время продолжает ту же миссию у городского контролера Нью-Йорка Джона Лу.
Мы с Ари встретились здесь, в Америке, в октябре 1993 года, когда белорусское землячество проводило митинг, посвященный печальному юбилею — 50-летию массового расстрела белорусских евреев. С тех пор он активно участвует в работе нашего землячества. И надо же было такому случиться, что вскоре мы оказались соседями по дому.
Сегодня Ари Каган, пожалуй, одна из самых ярких фигур в русскоязычной комьюнити.
На днях нашему герою исполняется 45 (прекрасный возраст, не правда ли?).
– Ари, ваша многогранная деятельность всегда в фокусе моего внимания: радуюсь вашим удачам и огорчаюсь осечкам…
– Живу обычной жизнью: радуюсь успехам сына, улыбке доченьки, чувствую постоянную поддержку жены и тещи. У меня прекрасная сестра, замечательный дядя. Еще мне везет на встречи с хорошими, а главное, с порядочными людьми. У меня много друзей, и это большое счастье.
Осечки тоже бывают, но важно из любых ошибок извлекать уроки и не наступать на те же грабли. Чем бы я ни занимался, будь то журналистская или общественная деятельность, во всем вижу возможность быть полезным людям.
– Мы очень часто повторяем: American Dream. Что это для вас?
– Найти себя в непростой американской жизни, заниматься любимым делом, добиться поставленной цели. Не секрет, что я однажды выдвигался на политическую выборную должность. С тех пор прошло пять лет, я приобрел богатый опыт, работая на федеральное и городское правительство. Если еще представится такая возможность, постараюсь ею воспользоваться. Моя семья и друзья считают, что я не должен отказываться от политических амбиций.
– В одном из интервью на вопрос, чем привлекает Брайтон, вы ответили: «Океан, книжные магазины, театр, синагоги — и все на русском языке…». В связи с этим хотел бы спросить: какое место в вашей жизни занимает религия?
– Я уважаю традиции нашего народа, с удовольствием и интересом изучаю все, что касается иудаизма, еврейской культуры, истории Израиля, Холокоста. Посещаю синагогу раввина Гирши Окунева, что на 6-м Брайтоне, и Еврейский центр Манхэттен-Бич (раввины Йошуа Зеликович и Тамир Зальцман). А на Брайтон обычно с критикой «наезжают» те, кто во всем видит только отрицательные моменты и не замечает талантливых и интересных людей.
– Мы оба минчане. Думаю, как и мне, вам небезразлична политическая и экономическая ситуации в Белоруссии. Чем вы объясняете общепризнанный застой в демократическом преобразовании страны?
– Как и в России, в Белоруссии авторитарный режим, открыто пресекающий свободу слова и не допускающий настоящих, честных выборов. И в Белоруссии, и в России разжигается антиамериканская истерия. Ни Лукашенко, ни Путин не способны к реформам и живут представлениями о мире периода засилья КГБ. Но молодежь в этих странах уже не хочет жить по-старому и вместо официальной информации читает объективные новости из Всемирной паутины.
– В свое время вы проиграли избирательную кампанию Алику Бруку-Красному. Конечно, было обидно… Как сейчас складываются отношения с бывшим конкурентом?
– У нас теплые дружеские отношения, мы ежедневно общаемся, обмениваемся мнениями о текущих событиях, поддерживаем друг друга. У нас полное взаимопонимание, и это очень приятно. Кроме того, от нашего сотрудничества выигрывает дело: легче решать многочисленные проблемы общины.
– Сравнительно недавно вы посетили нашу историческую родину. Наиболее сильные впечатления?
– Я постоянно бываю в Израиле, где у меня масса родственников и друзей. Израиль стремительно развивается — в сферах экономики, культуры, медицины, туризма. Строительство жилья идет полным ходом, значит, евреи верят в будущее своей страны. Сейчас у власти в Израиле правительство Биньямина Нетаниягу, которое я ценю за смелость, решительность и умение защищать интересы государства и военным, и дипломатическим путем.
– В моей памяти из «той» жизни сохранилась газетная рубрика «Если бы я был директором». Представим себе на минуту, что вы — президент США (знаю, что по Конституции это невозможно). Каким был бы ваш первый шаг?
– Давно назревший перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Далее — освобождение Джонатана Полларда, отсидевшего в тюрьме более 26 лет за шпионаж в пользу Израиля. А третий шаг — распорядился бы считать район Ground Zero и прилегающие к нему кварталы Нижнего Манхэттена историческим округом, где любое новое масштабное строительство возможно только с согласия большинства ньюйоркцев. Тогда 13-этажный Исламский центр с мечетью ушел бы в историю как несостоявшийся проект мэра Блумберга.
– Насколько я знаю, вы очень занятой человек: телевидение, радио, газеты, веб-сайт (www.arikagan.com), работа помощником городского контролера, посещение собраний, митингов. Ари, бывает ли у вас свободное время, и как вы его проводите?
– Если удается, провожу свободное время с семьей, обожаю общаться с дочуркой. Стараемся вместе проводить отпуск.
– Относительно ваших ежедневных «десятиминуток» на Дэвидзон-радио. Эта программа, насколько я знаю, весьма востребована. Не представляю, как можно за десять минут осветить такой объем информации!
– Я рассказываю о том, чему был очевидцем во время значимых событий, прочел в СМИ, увидел по нью-йоркскому телеканалу NY1, узнал из материалов интернет-блогов, пресс-релизов государственных учреждений — в общем, действительно много перелопачиваю для коротких и важных утренних новостей.
– У вас прекрасные дети. Каким видится их будущее?
– Главное, чтобы они были порядочными, достойными людьми, сохраняли и чтили наши традиции, не оставались равнодушными к чужому горю, росли тружениками. Я горжусь своими детьми, хотя, как вы понимаете, без проблем в воспитании не обходится.
– Дорогой Ари, 45 лет — это возраст, когда все пожелания — счастья, исполнения планов, надежд — реальны. Пусть сбудется все: вырастут счастливыми и достойными дети, осуществятся мечты — и, конечно, здоровых долгих 120 лет!
Беседовал Евгений ГЕЛЛЕР