Ещё одна статья Ботеаха, на сей раз посвящённая тревожным тенденциям в еврейской религиозной среде в целом
———————————————————————————-
В последнее время, я столкнулся с тремя видами религиозного экстремизма. Сперва, когда я вёл лекцию на конференции британского Лимуда, где собрался целый один процент биртанского еврейства. Там были представлены все еврейские группы страны, за исключением Ортодоксального раввината, отказавшегося участвовать из-за присуствия реформистских и консервативных («мазоретических») раввинов.
Второй раз это случилось, когда спустя несколько дней я приземлился в Израиле для презентации своей книги «Кошерный Иисус», и обнаружил страну бурлящей из-за скандала с харедим (термин, неточно переводимый как «ультраортодоксы»), плевавшими в восьмилетнюю ортодоксальную девочку из-за «нескромности» её одежды(она была в юбке длиной до колен, и с покрытыми плечами и локтями), а другой хареди был арестован за обзывание еврейской девушки-солдата «шлюхой», за отказ пересесть в конец автобуса. А в канун Нового года, харедимные активисты облачились в одежды жертв Холокоста с желтыми звёздами, в вульгарной попытке обвинить израильское общество в преследовании их по типу нацистского, хотя всё чего они добились—это вульгаризация уничтожения шести миллионов соплеменников. Апофеозом этого действа стало облачение в узников концлагерей малолетних харедимных детей, добавив к клевете на Еврейское государство посягательство на детскую невинность.
Третий же случай произошел здесь, в США, когда известный раввин, при поддержке сотен разъярённых сетевых смутьянов, публично потребовал моего изгнания из ХАБАДа, из-за написания мною «Кошерного Иисуса», причём некоторые группы «критиков» потребовали меня из ХАБАДа «выжечь», чтобы это ни означало. Причём раввин этот охотно признал, что не читал и даже не видел моей книги в глаза.
Во всех этих история есть нечто общее. Религиозный экстремизм процветает там, где достойные люди дают себя запугать экстремистам, из-за ложной уверенности что те более религиозны. Однако, ничего святого в отказе еврейских раввинов преподавать двум с половиной тысячам евреев, жаждущих еврейского образования, из-за нежелания легитимизировать реформистов. И что ещё важнее, нарушение прав женщин есть извращение веры. Ну а личные атаки на основе слухов и невежества, есть прямое нярушение еврейских законов о клевете. Чёрное пальто не оправдание для чёрного сердца, и длинная борода не скроет душевной нищеты.
В Израиле, защитники фанатиков отмечают, что возмутительные акты совершаются считанными единицами. Верно, но если перед лицом исламского террора мы требуем от исламских лидеров чёткого осуждения фундаменталистов, считая молчание фактическим пособничеством, то и еврейскую общину надо судить по тем же меркам. А значит, раввины всех течений должны однозначно осудить вышеприведенные деяния как предательство базовых принципов Иудаизма.
Другие говорили, что хотя вина фанатиков безусловна, сами светские женщины также несут ответственность, за намеренное появление в религиозных районах «нескромно» одетыми, оскорбляя тем самым местные чувства. Такие оправдания просто позорны. Главная ценность иудаизма— свобода выбора, и религиозные люди обязаны быть готовы отвергнуть любые провокации. Насилие абсолютно запрещено, и это то что я постоянно говорю тем мусульманам, которые оправдывают, к примеру, палестинский террор «унижением израильтянами». Евреи перенесли попытку уничтожения их нацистами, но не сделали это оправданием для взрывов больниц или автобусов; и харедим, чувствующие себя оскорблёнными, обязаны выражать недовольство законно и уважительно. Талмуд однозначно говорит: религиозный человек, оскорбивший женщину, прилюдно обозвав его «блудницей», теряет удел в будущем мире.
…Британские евреи удивительно покорны своему раввинскому руководству, даже когда чувствуют что некоторые его решения противоречат базовому правилу «Ахавт Исраэль»(Любви к Израилю), да и общепринятых приличий. Баал ШемТов превозносил достоинства «неучёных» евреев. Даже простые «миряне» знают что такое простая вежливость, и обязаны подвигнуть своих духовных лидеров к сотрудничеству с неортодоксальными коллегами, ради углубления еврейского образования, и защиты Государства Израиль.
На Лиммуде, я был подвергнут шквалу вопросов о моей возможнох кандидатуре в главные раввины Британии, и странная эта спекуляция достигла высшей точки когда на третий день конференции Джерузалем пост опубликовала крупную статью на эту тему.
Я провёл 11 лет жизни, строя еврейскую жизнь Оксфорда, и шестеро из девяти моих детей родились в Британии. Глубоко привязан к стране и её обществу. Но оффис главного раввина, силком удерживающий своих сторонников от взаимодействия с тысячами молодых евреев, только лишь из-за нежелания оскорбить чьи-то ультраправые чувства, не может служить ничему иному кроме тщеты и эгоизма. И хотя я безусловно сам не обладаю полным иммунитетом к подобным недостаткам, я никогда не позволял затыкать мне рот ни за какие титулы, да и ни один достойный человек не позволил бы. Главный раввин—не посол, а Лидер. Пост этот должен выйти за пределы функции развлекания БиБиСи, что лишь поддершивает миф о еврейском заискивании перед окружающими, и вместо этого сосредоточиться на привлечениие энергии молодых евреев, прежде чем сможет привлечь серьёзных кандидатов.
Еврейский «гомо религиозус» не смиренный «человек духа», но Израэль— мятежный человек веры. И если нам, евреям, заповедано подразххать праотцу Яакову, боровшемуся с ангелом, то тем более мы должны использовать своий человеческий голос даже для давления на наших духовных лидеров, дабы иудаизму не стать добычей сил тьмы, рядящихся в ангелов света.