«Скромный» жених
«Один еврей никак не мог найти себе жену, — рассказывал рав Хаим Меир Кахане за субботним столом. — Свахи уже предлагали ему всех невест города, но этот еврей высокомерно отказал им всем. Ни одна не была достаточно хороша для него. Тогда одна сваха пошла к ребе и сказала: «Этому молодому человеку необходимо помочь, иначе он так и останется холостяком». Ребе пригласил этого еврея к себе и спросил: «Хочешь найти свой башерт — свою вторую половину?»
— Хочу, — ответил тот.
— Тебе необходимо сначала преодолеть один недостаток: свою гордыню — гааву. Стань более скромным, и тогда удостоишься найти себе жену.
— Хорошо, я буду скромнее, — согласился еврей.
Ребе позвал сваху и сказал ей: «Попробуй теперь предложить ему шидух, девушку. Может быть, он действительно стал скромнее, и на этот раз из этого выйдет толк».
Сваха вновь пригласила этого еврея и сказала ему, что хотела бы его с кем-то познакомить.
— Кто же эта девушка? — заинтересовался молодой человек.
— Как же, это та, с которой я уже тебя как-то знакомила.
— Как ты смеешь мне ее предлагать во второй раз, — рассердился жених. — Я отказался от нее даже тогда, когда у меня еще был недостаток — гордыня. Теперь же, по совету ребе, я стал скромнее, потому сейчас она точно не достойна меня!»
Гости смеялись шутке. Но в каждой шутке есть доля правды. И на этот раз за столом находились те, которые могли задуматься: а не обо мне ли эта история?..
«Светящиеся лица»
За субботним столом гостеприимного дома рабби Хаима Меира Кахане часто собирались молодые люди, которые приехали из России и изучали Тору в разных иешивах Иерусалима. Многим не хватало не столько философии иудаизма, сколько теплой еврейской семьи с ее передаваемыми из поколения в поколение традициями. Не хватало, главным образом, советчика, наставника, который бы мог провести сквозь лабиринты жизни, помочь преодолеть подводные рифы ее проблем, научить не только букве, но и духу законов.
Я, например, начал соблюдать Шаббат еще в Москве. Но сколько бы я ни читал книг о законах субботы, все равно не мог ощутить ее удивительной атмосферы отдохновения — минухи. Когда же оказался в доме рабби Хаима Меира, то увидел его излучающим какой-то свет и спокойствие. Рав Кахане усаживал гостей за стол, делал благословения на вино и хлеб, а затем обращался ко всем присутствующим и, с удовольствием растягивая гласные, произносил «Гут шаббэс». Много лет спустя, каждую субботу я продолжаю слышать эти его слова, которые помогают мне ощутить непередаваемую атмосферу Шаббата.
Сам рав Кахане до войны был молодым и многообещающим раввином в Черновцах. «Затем пришли русские и освободили нас от всего хорошего», — шутил рабби Хаим Меир. Потом грянула война, и он вместе с молодой женой и двумя маленькими детьми оказался в гетто. Там погибла его дочь, и ему чудом удалось переправить сына к партизанам. Когда советские войска освободили гетто, то нашлись доносчики, которые передали в НКВД, что этот раввин агитирует людей ехать в страну Израиля, а не возвращаться в «коммунистический рай». Большевики тут же арестовали рава Кахане и бросили на десять лет в сибирские лагеря. Возвратившись из лагеря в родные Черновцы, он начал борьбу за выезд в Израиль. Лишь в начале 70-х рабби Хаим Меир и его ребецн выехали в Израиль и впервые после долгой разлуки увидели своего сына. Годы тюрьмы и бедствий не ожесточили этих людей. Их дом в Иерусалиме на улице Паним Мэирот, дословно на улице Светящихся лиц был действительно источником света и тепла для многих репатриантов из России.
Как найти «ее»?
Эту историю о неудачливом женихе рабби Хаим Меир рассказывал не случайно. Он хотел предостеречь своих учеников, к которым относился, как к сыновьям, от ошибок, чтобы не прошли они, не дай Б-г, мимо своей второй половины, своего башерта, супруги, предназначенной на Небесах. «Есть женихи, которые думают о себе, что они подобны вину — чем старше, тем лучше!» — смеялся рабби Хаим Меир.
«Но разве можно научить человека, как найти себе жену? — возразите вы. — Любовь ведь слепа, заставить себя любить невозможно. Ведь, как известно, «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…».
Влечение людей друг к другу действительно очень важно. Не случайно рабби Меир Хадаш, духовный руководитель иешивы, в которой я учился в Иерусалиме, обращался к молодому человеку, который приходил с ним советоваться после свидания с девушкой с вопросом: «Она красивая?» Понятно, что девушка должна была быть не вообще красивой, а нравиться этому конкретному молодому человеку. Впрочем, в среде учеников иешивы было принято прежде всего обращать внимание на такие качества, как доброта, преданность идеалам своего народа. Потому-то и задавал рабби Меир Хадаш этот вопрос молодым людям, чтобы они не забывали, что следует искать жену, а не только хорошего и доброго человека. В наше же время, возможно, требуется напомнить о том, что казалось когда-то само собой разумеющимся. Многие засидевшиеся женихи жалуются на то, что современные женщины обращают внимание прежде всего на заработок, социальный статус, марку автомобиля, забывая о человеке. Барышни же жалуются, что легкомысленные молодые люди не обращают внимания на человеческие качества женщин, с которыми встречаются. Ну а на что они обращают внимание, об этом мы писать не будем…
В чем состоит опасность вступления в брак лишь по «слепой» любви, одному физическому влечению?
В один прекрасный день глаза могут открыться, и вдруг в супруге может обнаружиться нечто такое, за что не то что любить, но и уважать невозможно. И тогда, как в песне поется, «прошла любовь, прошла любовь, осталась грусть…».
В Торе написано: «И сказал Всевышний: нехорошо человеку быть одному, сделаю Я помощника против него». Раши объясняет: «Удостоился (перед Б-гом) — она будет ему помощником, не удостоился — она будет против него (воевать с ним)». Сказано в Талмуде: «Если мужчина и женщина удостоились — Б-жественное присутствует среди них, не удостоились — огонь пожирает их». Общие корневые буквы слов «мужчина» и «женщина» составляют слово эш — «огонь», а различающиеся буквы составляют одно из имен Всевышнего.
«Небесный» брак
Откуда мы знаем, что браки свершаются на небесах? Обратим внимание на то, что все животные были сотворены по парам, самец и самка. Лишь мужчина и женщина первоначально были сотворены вместе, а затем Всевышний разделил их. Смысл сказанного заключается в том, что на физическом, «животном», уровне единство невозможно. Разница между человеком и животным состоит в наличии Б-жественной души. Именно на уровне душ и возможно единство между супругами, о котором сказано, «что станут они одной плотью». Потому, как бы парадоксально это ни звучало, но, чтобы найти ее, свою вторую половину, человеку необходимо сначала найти себя! Для того чтобы создать крепкую семью, человеку следует определить, какие качества души он считает наиболее ценными, каких целей в жизни он хочет достигнуть. Тогда, открыв глаза, он не пройдет мимо той, которая обладает достоинствами, необходимыми для достижения общих целей.
Потому, «выбирая себя», определяя свои духовные ценности, свой внутренний мир, человек, по сути, выбирает и «ее». Не случайно еврейская традиция повествует, что молодому человеку после свадьбы было принято задавать вопрос: «Нашедший или нахожу?» Что означает этот вопрос? Дело в том, что мудрейший из людей царь Соломон написал две фразы, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. В притчах Соломона сказано: «Нашедший жену — нашел добро», а в «Экклезиасте» говорится: «Нахожу я женщину горше смерти…». Впрочем, противоречия нет, ибо что человек ищет, то, как правило, и находит. Мудрецы добавляют, что этот вопрос является и наставлением жениху в его семейной жизни: все зависит от тебя самого: как ты будешь относиться к ней, так она будет относиться к тебе. Потому обрати внимание на свое поведение, поразмысли над своими поступками, потому что в зависимости от них жена твоя либо приблизится к тебе, либо, не дай Б-г, от тебя отдалится…
Анализируя противоречие в словах царя Соломона, рабби Нахман из Бреслава учил: все, что ни делается, — к лучшему. Если нашел человек «жену горше смерти», то это горький, но и необходимый этому человеку урок. Ибо жена является зеркалом мужа. Он упрямый — и она упрямится, чтобы понял он, как тяжело жить с упрямым человеком. Он гневается — и она поднимает голос. Он эгоист — и она начинает думать только о себе. Потому менять нужно не жену, а себя самого. Ибо, изменяя себя, ты меняешь и свое отражение, свою жену.
В этом и состоит внутренний смысл того выбора, который предлагает нам Тора. «Смотри, я предлагаю вам сейчас благословение и проклятие. Благословение, если послушаете заповедей Всевышнего… И проклятие, если не послушаете заповедей…». Всевышний не благословляет и не проклинает человека, а предлагает ему сделать выбор своего жизненного пути. Выберет человек правильный путь — заслужит награду и благословление. Не дай Б-г, сделает неправильный выбор — что ж, на ошибках учатся.