– Здравствуйте! Я — не еврейка. Родила сына от еврея и хочу, чтобы сын и я жили полностью по законам Торы. Искренне хочу пройти гиюр.
Подскажите, пожалуйста, с чего начать, и есть ли у меня такая возможность, ведь в моем роду евреев не было. И «передастся» ли моим детям еврейство? Но отец ребенка говорит: чтобы продлить род, нужно жениться на еврейке…
Заранее спасибо!
Карина, Харьков
– Прежде всего считаю необходимым подчеркнуть, что по поводу семейных проблем никогда и никому не даю конкретных советов. Понимая, что это «тончайшая сфера» человеческих взаимоотношений, которая определяется множеством не только очевидных, но и неуловимых факторов, и стороннее вмешательство в нее способно порой лишь навредить. Тем более если передо мной ставят принципиальный вопрос: сохранить семью или разойтись? Такое решение, убежден, каждый должен принимать самостоятельно, без чьей-то помощи и чьих-то рекомендаций.
У Вас, правда, особая и, может быть, в чем-то гораздо более сложная ситуация. И тут тоже не возьмусь судить, как Вам с практической точки зрения следует отнестись к намерению мужа «жениться на еврейке», что при сложившихся обстоятельствах, каковы они сейчас, означает оставить Вас и заключить союз с другой женщиной.
Ваше желание сохранить семью — естественно и понятно. Но условие, при котором это возможно, не лежит в плоскости семейных взаимоотношений и выходит на уровень, где решения принимаются независимо от соображений практического характера.
Вполне допускаю, что стремление присоединиться к нашему народу у Вас искреннее. И в принципе, у Вас, как и у каждого человека, независимо от национальной принадлежности, есть такая возможность. Но из содержания Вашего письма неясно, отдаете ли Вы себе отчет в том, что сохранение семьи — недостаточная мотивация, чтобы можно было осуществить гиюр и жить, как Вы пишете, по законам Торы. Ведь речь в данном случае идет о Ваших личных духовных целях и задачах (сообразуются ли они с еврейским мировоззрением), о Вашей готовности во имя служения Творцу мира (не ради сохранения семьи) внести самые серьезные, кардинальные изменения в свой образ жизни. Из сказанного следует, что решение о гиюре нельзя принимать под влиянием жизненных обстоятельств. Оно должно родиться (или не родиться) в Вашем сердце, в Вашей душе в процессе обретения знаний о нашем народе — его истории, мировоззрении и практических законах. На это, безусловно, уйдет немало времени. Зато Вы получите необходимое представление о мире, в котором должен жить еврей. В том числе, разумеется, и человек, присоединившийся к нашему народу, который в результате искреннего и истинного гиюра получает «дополнительную еврейскую душу» и становится евреем. И после этого сможете принять осознанное решение, нужен Вам гиюр или нет.
В Вашей ситуации неизбежно возникает и другой немаловажный вопрос: стремится ли Ваш муж-еврей жить по законам своего народа? Если нет, то, как же Вы с ним, если пройдете процесс гиюра, будете строить еврейскую семью?
Рав Элиягу ЭССАС