Так прошли годы. Близнецы подросли, пошли в школу. Клара смогла теперь часть своего времени уделять работе в магазине. Это было весьма кстати, так как у семейного бизнеса появились серьезные проблемы. В нескольких кварталах от их магазина открылась так называемая «русская база» — огромный гастроном. Здесь имелся большой выбор самых разнообразных продуктов, в том числе фруктов, овощей, свежего мяса и рыбы, чего маленький магазин Евгения и Клары предоставить не мог. Тягаться с базой было невозможно. Прибыли резко упали, и магазин продолжал существовать только благодаря преданности небольшой части клиентуры, которая не могла отказаться от любимой колбасы.
В это трудное время Глеб неожиданно сообщил, что решил перебраться в соседний штат, где ему предложили хороший кабинет на выгодных условиях аренды и с перспективной клиентурой. Родители были в шоке. Клара не могла представить себе, как она будет жить вдали от внуков. Но сын сказал, что переезд — вопрос решенный, он уже подыскал покупателей для дома и сумел найти няню для близнецов.
Переезд состоялся, и Клара с Евгением могли видеть любимых внуков крайне редко. Дети тоже скучали. Теперь они находились под опекой новой няни Кристины, добродушной пожилой литовки. Зато Евгений и Клара смогли отказаться от услуг помощницы-грузинки и все силы направить на спасение магазина. Клара стояла за прилавком, а Евгений мотался от одного поставщика к другому, выискивая наиболее привлекательные товары.
Однажды, когда Клара разговаривала с внуками по телефону, а Евгений просматривал рекламные объявления, он наткнулся на сообщение о том, что Глеб выставил на продажу их квартиру. Потрясенный Евгений не мог поверить своим глазам. Как же так? Как сын мог решиться на такой безобразный шаг? Неужели он намерен выбросить родителей на улицу из их собственного дома, забыв все, что они сделали для него и его семьи?
Евгений прервал беседу жены с внуками и попросил позвать сына к телефону, чтобы он прояснил ситуацию. Сын ответил, что владелец арендуемого кабинета предложил ему выкупить кабинет на льготных условиях, и он решил не упускать такую выгодную сделку. Но для этого ему срочно понадобились средства, и он прикинул, что, продав квартиру, сможет выйти из положения. А родителям он решил сообщить уже после того, как найдет подходящего покупателя. Родители же смогут купить или арендовать более скромную и дешевую квартиру.
– Глеб, ты даже не счел нужным с нами посоветоваться, спросить нашего согласия! А ведь это наша квартира, — не выдержал Евгений. — Мы с мамой тоже не против продажи квартиры, но, учитывая наше нынешнее сложное положение, было бы справедливо деньги от продажи разделить между нами так, чтобы мы смогли купить недорогую квартиру, а вы оплатить часть стоимости кабинета. Недостающую часть можно взять в банке в кредит и постепенно его выплачивать.
– Я все взвесил и принятое решение менять не намерен, — отрезал Глеб и положил трубку.
Через некоторое время Евгений и Клара, вернувшись домой, не смогли открыть дверь в свою квартиру. Пришлось обратиться за помощью к суперу — коменданту здания. Оказалось, что в их отсутствие сын сменил замок. Супер выразил им свое сочувствие, но сказал, что сможет выдать им ключ только на ограниченное время, так как юридически хозяином квартиры является их сын. Он посоветовал обратиться в суд и обещал подтвердить, что плату все эти годы вносил Евгений. Многие из друзей тоже советовали обратиться в суд и вызывались идти в свидетели. Но Евгений и Клара подумать не могли, что смогут судиться с родным сыном, да еще из-за имущества.
– Я скорее умру, чем подам в суд на родного сына, — отвечал им Евгений.
Прошло некоторое время. Все оставалось по-прежнему. Но вот однажды, вернувшись домой с работы, Клара обратила внимание, что в квартире что-то изменилось. Как будто кто-то побывал здесь во время их отсутствия. И в это время зазвонил телефон. Клара подняла трубку. Говорила невестка:
– Так вот, появился серьезный покупатель. Глеб показал ему квартиру, и она покупателю понравилась. Мы начинаем оформлять сделку. А вы выбирайтесь по-хорошему, иначе вас вышвырнут в принудительном порядке. А про внуков забудьте. Вы их больше никогда не увидите. Я вас даже на порог дома не пущу.
Евгений увидел, что Клара уронила телефонную трубку и стала медленно оседать на пол. К счастью, в доме оказались таблетки нитроглицерина. Когда Клара пришла в себя, ехать в госпиталь она категорически отказалась, но согласилась пойти на прием к терапевту и добросовестно выполняла все его предписания. Постепенно состояние ее здоровья улучшилось, и она стала выходить на работу. Все это время они ни разу не говорили ни о внуках, ни о квартире, но Евгений видел, как страдает жена, и сердце его разрывалось от жалости к ней. И все-таки разговор состоялся.
– Женя, я тебя умоляю! Давай отдадим им эту проклятую квартиру, раз им это так нужно. Проживем и без нее.
Евгений, посмотрев на осунувшееся, бледное лицо жены, подумал, что еще один такой стресс она не переживет. И занялся поиском сдаваемой в аренду квартиры.
А еще через несколько дней, когда Клара была на работе, раздался звонок ее мобильного телефона. Говорила внучка:
– Бабушка, мы с Алексом очень без вас скучаем. Мы вас с дедушкой очень любим. Ты самая лучшая бабушка в мире! Мама с папой уезжают на выходные в гости. Приезжайте! Кристина обещала, что ничего им не скажет. Мы вас очень ждем!
Тут в разговор вмешался Алекс, отобравший у сестры трубку:
– Бабушка, когда мы вырастим, мы купим вам с дедушкой большой новый дом и будем там жить вместе с вами. Честное слово!